ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по русскому языку для 10-11 классов составлена на основе Законом РФ от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Порядком организации, и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. № 1015) Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6.10.2009 №373, зарегистрированного Минюстом России 22.12.2009 г., per. № 17785) Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (утвержденного приказом: Министерства Образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897, зарегистрированного Минюстом России 01.02.2011г., per. № 19644) Федеральным государственным образовательным стандартом среднего (полного) общего образования (утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 г. № 413, зарегистрированного Минюстом России 7.06.2012г., per. № 24480) Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №1576 и №1577 от 31.12.2015 г. «Об изменениях, внесенных во ФГОС начального общего и основного общего образования» Приказом Министерства образования и науки РФ от 29 июня 2017 г. № 613 “О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413” Письмом Министерства образования и науки РФ от 28 октября 2015 года №08 – 1786 «О рабочих программах учебных предметов» Уставом образовательного Учреждения Программой развития Учреждения Основными образовательными программами школы всех уровней Положением о внутренней системе оценки качества образования Положением об осуществлении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся Положение о ведении электронного журнала и дневника «Электронной Пермской образовательной системы» Примерной программы по русскому языку для общего среднего (полного) образования (профильный уровень) и авторской программы по русскому языку для 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений под редакцией И.В. Гусаровой, в соответствии с Федеральным компонентом государственных стандартов общего образования (утвержден приказом №1089 Министерства образования России от 05.03.2004) (профильный уровень). Программа для 10-11 классов (профильный уровень) рассчитана на 105 часов – 10 класс, 102 часа – 11 класс; ежегодно (3 часа в неделю). Итоговая аттестация проводится в соответствии с Уставом образовательного учреждения в форме итогового теста. Преподавание курса русского языка ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входит: • Гусарова И.В. Русский язык и литература. Русский язык: 10 класс: базовый и углублённый уровни: учеб. для общеобразоват. учреждений / И.В.Гусарова. - М.: Вентана-Граф, 2017 • Гусарова И.В. Русский язык и литература. Русский язык: 11 класс: базовый и углублённый уровни: учеб. для общеобразоват. учреждений / И.В.Гусарова. - М.: Вентана-Граф, 2017 • Гусарова И.В., Иванов С.Л. Русский язык. Базовый и углублённый уровни. 10 класс. Рабочая тетрадь №1. - М.: Вентана-Граф, 2016 • • Гусарова И.В., Иванов С.Л. Русский язык. Базовый и углублённый уровни. 10 класс. Рабочая тетрадь №2. - М.: Вентана-Граф, 2016 Гусарова И.В., Иванов С.Л. Русский язык. Базовый и углублённый уровни. 11 класс. Рабочая тетрадь №1. - М.: Вентана-Граф, 2016. Гусарова И.В., Иванов С.Л. Русский язык. Базовый и углублённый уровни. 11 класс. Рабочая тетрадь №2. - М.: Вентана-Граф, 2016. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей старшеклассника, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией. В содержании программы реализован актуальный в настоящее время личностно ориентированный и коммуникативно-когнитивный подход к обучению, что выражается в установлении взаимосвязи между процессом изучения и процессом использования языка. Содержание курса представляет собой единство процесса усвоения основ лингвистики, элементов современной теории речевого общения, теории речевой деятельности и процесса формирования умений нормативного, целесообразного, уместного использования языковых средств в разнообразных условиях общения. Приоритетным направлением языкового образования на профильном уровне является углублённо-обобщающее изучение русского языка как системы в синхронном и диахронном (историческом развитии языковых явлений и языковой системы в целом) аспектах. Углублённое изучение предполагает: • более детальное ознакомление с теоретическими положениями науки о современном русском языке; • введение исторических комментариев при изучении отдельных тем курса; • рассмотрение переходных и синкретичных явлений в современном состоянии языка; • расширение круга сведений лингвоведческого, этнокультуроведческого содержания; • усиление внимания к функциональному аспекту языковых явлений; • моделирование учебных задач, позволяющих развивать познавательную активность и организационные умения учащихся, что способствует формированию самостоятельности как сложного интегрального качества личности. Курс углублённо-обобщающего изучения русского языка в 10 классе призван решить как специальные, так и общепредметные задачи. Среди специальных задач преподавания русского языка выделяют следующие: формирование культуроведческой компетенции учащихся; формирование языковой и лингвистической компетенций учащихся; формирование коммуникативной компетенции учащихся. Языковая компетенция предполагает знание единиц языка и правилах соединения, умение пользоваться ими в речи. Лингвистическая компетенция предусматривает знание метаязыка лингвистики, основных её понятий, а также определённые представления об учёных-лингвистах, прежде всего об отечественных русистах. Культуроведческая компетенция предполагает, в первую очередь, осознание языка как формы выражения национальной культуры. Коммуникативная компетенция предусматривает: • наличие определённых теоретических сведений о языке; • наличие определённых умений и навыков (орфоэпических, лексических, грамматических и др.); • наличие умений соотносить языковые средства с целями, задачами и условиями общения; • • наличие знаний и умений организовать речевое общение с учётом социальных норм поведения. При обучении русскому языку как средству общения используется коммуникативно-деятельностный подход, который предполагает: • обучение средствам языка; • обучение частноречевым умениям и навыкам (орфоэпическим, акцентологическим, лексическим, грамматическим, пунктуационным); • обучение умениям и навыкам в различных видах речевой деятельности (рецептивных – аудировании и чтении, продуктивных – говорении и письме); • обучение умениям и навыкам общения на языке. Большое значение придается развитию и совершенствованию навыков самоконтроля, потребности старшеклассников обращаться к разным видам лингвистических словарей и разнообразной справочной литературе для определения языковой нормы, связанной с употреблением в речи того или иного языкового явления. Основное содержание авторской программы и федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования полностью нашло отражение в данной рабочей программе, но внесены следующие изменения: в связи с тем, что продолжительность учебного года составляет 35 учебных недель на изучение предмета в 10 классе отводится 105 часов; в 11 классе продолжительность учебного года составляет 34 учебные недели (в соответствии с календарным графиком школы). Курс русского языка в 10-11 классах на профильном уровне направлен на достижение следующих целей, полностью соотносящихся с задачами, поставленными программой развития общеобразовательного учреждения: • воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения (формирование духовно-нравственной культуры, которое проходит через все структурные компоненты системы воспитательной работы: в урочной и внеурочной деятельности; в основе гимназического самоуправления, деятельность которого социально значима и личностно ориентирована; через дополнительное образование, которое выполняет задачи, связанные с созданием условий для творческой самореализации личности; через самообразование и самовоспитание. Духовнонравственная культура учащихся как внутреннее богатство личности, включающая в себя эстетическую культуру, культуру познавательной деятельности, гражданскую позицию, культуру созидательной деятельности, формируется четырьмя путями: в процессе социализации (передача ценностей культуры, закрепленных в образе жизни людей, школьника (семья, окружающий социум, традиции, обряды и т.п.)); через систему средств массовой информации и коммуникации; через изучение основ наук и искусств в школе; через освоение образцов культуры в процессах ознакомления с произведениями искусства, использования их (досуговая деятельность, самообразование, саморазвитие)); • развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к осознанному выбору профессии, к получению высшего гуманитарного образования(развитие ключевых компетенций учащихся (коммуникативной, проблемной, информационной, кооперативной) через исследовательскую деятельность, как в урочной, так и во внеурочной деятельности; развитие навыков самовоспитания и стимулирование самообразования); • углубление знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающейся системе; взаимосвязи основных единиц и уровней языка; языковой норме, ее функциях; функционально-стилистической системе русского языка; нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения; • овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций; в необходимых случаях давать исторический комментарий к языковым явлениям; оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; разграничивать варианты норм и речевые нарушения (развитие ключевых компетенций учащихся (коммуникативной, проблемной, информационной, кооперативной) через исследовательскую деятельность, как в урочной, так и во внеурочной деятельности); • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике, в том числе в профессионально ориентированной сфере общения; совершенствование нормативного и целесообразного использования языка в различных сферах и ситуациях общения (развитие навыков самовоспитания и стимулирование самообразования). Контроль результатов обучения русскому языку осуществляется по трём направлениям: учитываются умения учащегося производить разбор звуков речи, слова, предложения, текста, используя лингвистические знания, системно излагая их в связи с производимым разбором или по заданию учителя; учитываются речевые умения учащегося, практическое владение нормами произношения, словообразования, сочетаемости слов, конструирования предложений и текста, владение лексикой и фразеологией русского языка, его изобразительно-выразительными возможностями, нормами орфографии и пунктуации; учитывается способность учащегося выражать свои мысли, своё отношение к действительности в соответствии с коммуникативными задачами в различных ситуациях и сферах общения. Формами контроля, выявляющего подготовку учащегося по русскому языку, служат устные сообщения учащегося, соответствующие виды языковых разборов, словарные и контрольные диктанты, тестовые работы, письменные работы разных видов, сочинения разных жанров. Результаты обучения оцениваются с учётом принятых норм и критериев оценки работ по русскому языку. • • • • • Требования к подготовке учащихся (10-11 класс) В результате изучения русского языка ученик должен знать/понимать функции языка; основные сведения о лингвистике как науке, роли старославянского языка в развитии русского языка, формах существования русского национального языка, литературном языке и его признаках; системное устройство языка, взаимосвязь его уровней и единиц; понятие языковой нормы, ее функций, современные тенденции в развитии норм русского литературного языка; компоненты речевой ситуации; основные условия эффективности речевого общения; основные аспекты культуры речи; требования, предъявляемые к устным и письменным текстам различных жанров в учебно-научной, обиходнобытовой, социально-культурной и деловой сферах общения; уметь • проводить различные виды анализа языковых единиц; языковых явлений и фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию; • разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковой нормы; • проводить лингвистический анализ учебно-научных, деловых, публицистических, разговорных и художественных текстов; • оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач; • объяснять взаимосвязь фактов языка и истории, языка и культуры русского и других народов; аудирование и чтение • использовать разные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи; • извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях; • владеть основными приемами информационной переработки устного и письменного текста; говорение и письмо • создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в социально культурной, учебнонаучной (на материале изучаемых учебных дисциплин), деловой сферах общения; редактировать собственный текст; • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; использовать в собственной речевой практике синонимические ресурсы русского языка; • применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; • соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем; По окончании 11-го класса учащиеся должны: • иметь предусмотренные образовательным минимумом знания о фонетической, лексической и грамматической системах русского языка, о тексте и стилях речи; • владеть читательскими умениями, достаточными для продуктивной самостоятельной работы с литературой разных стилей и жанров; • уметь передавать содержание прочитанного близко к тексту, сжато, выборочно, с изменением последовательности содержания, с выделением элементов, отражающих идейный смысл произведения, с выражением собственных суждений о прочитанном — в устной и письменной формах; • выявлять подтекст; • владеть орфографической, пунктуационной, речевой грамотностью в объеме, достаточном для свободного пользования русским языком в учебных и иных целях в устной и письменной формах; • производить фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, речеведческий разбор, анализ художественного текста; • уметь составлять план, тезисы, конспект художественного, публицистического, научно-популярного текста, устного сообщения, делать необходимые выписки; • пользоваться языковыми средствами точной передачи мысли при построении научно-учебного, научно-популярного высказывания, правильно употребляя термины, обеспечивая простоту и ясность предложений, структурную четкость высказывания; • пользоваться общественно-политической лексикой, средствами публицистического стиля, эмоционального воздействия на слушателя, читателя; • писать очерк, эссе, строить устное высказывание очеркового типа; • писать отзыв о художественном произведении, научно-популярной, публицистической статье; • составлять реферат по нескольким источникам, выступать с ним, отвечать на вопросы по теме реферата, защищать развиваемые в нем положения; • участвовать в диспуте, дискуссии; • иметь представление о социальной сущности языка, его функциях и структуре, о языковой норме и происходящих в русском языке изменениях, о его взаимосвязи с другими языками; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: • осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры; • углубления лингвистических знаний, расширения кругозора в области филологических наук и получения высшего филологического образования; • совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству; • увеличения продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке через наблюдение за собственной речью; • развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности, использования языка для самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности; • удовлетворения познавательных интересов в области гуманитарных наук; культурной и общественной жизни государства. самообразования и активного участия в производственной, Требования к уровню подготовки учащихся ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 1. Осознание русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; формирование гражданина и патриота своей страны, бережно относящегося к своему языку и созданным на нём памятникам словесного искусства, осознающим свою причастность к состоянию речевой культуры общества в целом. 2. Cформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу — создателю культурных ценностей, уважительного отношения к другим культурам. 3. Сформированность языковой личности, способной вы разить себя на языке и с помощью языка, осознающей значение языка для саморазвития и самореализации, готовность и способность к самостоятельной, творческой деятельности. 4. Сформированность толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения. 5. Приобретение коммуникативных навыков, важных для организации сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности. 6. Сформированность духовно-нравственных основ личности в результате освоения культурно значимых текстов, приобщения к культурному опыту человечества, нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей. 7. Сформированность потребности и способности к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; осознание необходимости постоянно совершенствовать свою речь, свою речевую культуру. 8. Осознание эстетической ценности слова, воспитание эстетического отношения к миру; понимание этики и эстетики филологии. Сформированность экологического мышления, бережного отношения к слову. 9. Сформированность духовно-нравственных ориентиров, способствующих воспитанию национальной идентичности, привитие традиционных семейных ценностей. 10. Способность делать осознанный выбор будущей профессии на основе понимания её ценностного содержания и возможностей реализации собственных жизненных планов. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Умение самостоятельно определять цели учебной и творческой деятельности, составлять планы, учебные алгоритмы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; анализировать свои образовательные приращения, выбирать способы корректировки достигнутых результатов; в ситуациях общения выбирать успешные речевые стратегии. 1. Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, в сотрудничестве с другими людьми, учитывать позиции других участников деятельности, коммуникативно целесообразно взаимодействовать с другими людьми, эффективно предупреждать и разрешать конфликты в межличностном общении. 2. Владеть навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания. 3. Готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников. 4. Умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности. 5. Умение самостоятельно оценивать модели поведения и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей, основываясь на общечеловеческих ценностях и традиционных ценностях русской культуры. 6. Овладение языком — умением ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства. 7. Овладение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения. 1. Планируемые предметные результаты освоения курса Выпускник на углублённом уровне научится: рассматривать язык в качестве многофункциональной развивающейся системы видеть взаимосвязь единиц и уровней языка характеризовать единицы языка того или иного уровня анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления анализировать роль форм русского языка, использованных в предъявленных текстах комментировать высказывания о богатстве и выразительности русского языка \ анализировать языковые средства в зависимости от типа и жанра использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи 9. иметь представление об истории русского языкознания 10. выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения диалогической речи 11. характеризовать языковые средства в соответствии с типом и жанром текста 12. опознавать лексические и синтаксические средства языка в текстах определённого стиля речи 13. дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию прослушанного текста 14. проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и анализировать полученную информацию 15. оценивать стилистические ресурсы языка 16. создавать тексты определённого стиля в некоторых жанрах, относящихся к этому стилю 17. проводить комплексный анализ текстов разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности 18. владеть умениями информационной переработки прочитанных и прослушанных текстов и представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов 19. создавать отзывы, рецензии, аннотации на предложенный текст 20. характеризовать основные аспекты культуры речи 21. соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма 22. соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем 23. соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и официально-деловой сферах общения 24. опознавать типичные случаи несоблюдения языковых норм 25. осуществлять речевой самоконтроль 26. оценивать коммуникативные качества и эффективность собственной и чужой речи 27. совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о нормах русского литературного языка 28. использовать основные нормативные словари и справочники для расширения словарного запаса и спектра используемых языковых средств 29. оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Выпускник на углублённом уровне получит возможность научиться: 1. проводить комплексный анализ языковых единиц в тексте 2. выделять и описывать социальные функции русского языка 3. проводить лингвистические эксперименты, связанные с социальными функциями языка, и использовать его результаты в практической речевой деятельности 4. анализировать языковые явления и факты, допускающие неоднозначную интерпретацию 5. характеризовать роль форм русского языка в становлении и развитии русского языка 6. проводить лингвистический анализ форм существования русского языка на примере различных текстов 7. проводить анализ прочитанных и прослушанных текстов и представлять их в виде доклада, статьи, рецензии, резюме 8. проводить комплексный лингвистический анализ текста в соответствии с его функционально-стилевой и жанровой принадлежностью 9. критически оценивать устный монологический текст и устный диалогический текст 10. создавать тексты определённого стиля в различных жанрах 11. выступать перед аудиторией с текстами различной жанровой принадлежности 12. осуществлять речевой самоконтроль, самооценку, самокоррекцию 13. использовать языковые средства с учётом вариативности современного русского языка 14. проводить анализ коммуникативных качеств и эффективности речи 15. редактировать устные и письменные тексты различных стилей и жанров на основе знаний о нормах русского литературного языка 16. определять пути для совершенствования собственных коммуникативных способностей и культуры речи Содержание тем учебного курса 10 КЛАСС (105 ч) + 11 КЛАСС (102 ч) СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ ЯЗЫКОВОЙ И ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ (ЯЗЫКОВЕДЧЕСКОЙ) КОМПЕТЕНЦИЙ (119 час) Введение в науку о языке (24 час). Язык как общественное явление. Русский язык в современном мире. Язык как особая система знаков; её место среди других знаковых систем. Языки естественные и искусственные. Основные функции языка: коммуникативная, когнитивная (познавательная), кумулятивная (культуроносная), эстетическая. Русистика как наука о русском языке; ее основные разделы. Общее представление о развитии русистики. Виднейшие ученые-лингвисты и их работы. Основные направления развития современной русистики. Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык в кругу других славянских языков. Понятие о старославянском языке. Роль старославянского языка в развитии русского языка. Старославянизмы в современном русском языке и их признаки. Основные этапы исторического развития русского языка и их связь с историей славянских народов (краткие сведения). Краткая история русской письменности. Создание славянского алфавита. Реформы в истории русского письма. Формы существования русского национального языка. Понятие о современном русском литературном языке и его диалектах. Языковая норма, ее основные признаки и функции. Кодификация нормы; фиксация нормы в грамматиках, словарях, справочниках. Норма обязательная и допускающая выбор, вариантная; общеязыковая (с вариантами или без них) и ситуативная (стилистическая). Варианты норм. Основные виды норм современного русского литературного языка. Мотивированные нарушения нормы и речевые ошибки. Типичные ошибки, вызванные отклонением от литературной нормы. Динамика языковой нормы. Основные тенденции развития нормы в современном русском языке. Активные процессы в области произношения и ударения, в лексике и грамматике. Проблемы экологии русского языка на современном этапе его развития. Современные нормативные словари, справочники, пособия. Языковая система (80 час). Понятие о системе и структуре языка. Уровневая организация языка. Основные единицы разных уровней языка. Взаимосвязь единиц и уровней языка. Системные отношения между языковыми единицами. Синонимия в системе языка (5 час). Фонетика (9 час). Классификация фонетических единиц русского языка. Звук речи и фонема. Позиционные чередования звуков речи. Ударение в русском языке. Интонационные особенности русской речи. Основные элементы интонации. Смыслоразличительная функция интонации. Основные требования к интонационно правильной и выразительной речи. Изобразительные средства фонетики русского языка. Лексика и лексикология (14 час). Слово – основная единица языка. Системные отношения в лексике русского языка; их выражение в многозначности, омонимии, синонимии, антонимии, паронимии. Лексика русского языка с точки зрения ее происхождения, активного и пассивного запаса, сферы употребления, стилистической дифференциации. Фразеологические единицы русского языка: идиомы, фразеологические сочетания, пословицы и поговорки, крылатые выражения. Основные признаки фразеологизмов. Источники фразеологизмов. Лексические средства выразительности речи. Морфемика и словообразование (9 час). Морфемы корневые и аффиксальные, словоизменительные и словообразовательные. Варианты морфем. Система современного русского словообразования. Продуктивные способы образования частей речи в русском языке. Словообразовательные средства выразительности речи. Морфология (9 час). Грамматические категории, грамматические значения и грамматические формы. Основные способы выражения грамматических значений. Проблема классификации частей речи в русистике. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки знаменательных частей речи. Служебные части речи и их грамматические признаки. Слова, находящиеся вне системы частей речи Грамматическая омонимия. Переходные явления в области частей речи. Морфологические средства выразительности речи. Синтаксис (19 час). Синтаксические единицы. Синтаксические связи и их типы. Средства выражения синтаксической связи. Вопрос о словосочетании. Типы подчинительной связи в словосочетании. Сильное и слабое управление. Синонимия словосочетаний. Предложение как единица синтаксиса. Интонационные и грамматические признаки предложения. Порядок слов в простом предложении, его коммуникативная и экспрессивно-стилистическая роль. Предикативная (грамматическая) основа предложения. Трудные случаи координации подлежащего и сказуемого. Трудные случаи квалификации второстепенных членов предложения. Типы простых и сложных предложений. Вопрос о классификации сложноподчиненных предложений. Прямая и косвенная речь. Несобственно-прямая речь. Синонимия синтаксических конструкций. Синтаксис текста. Целостность и связность как конструктивные признаки текста. Средства их выражения. Сложное синтаксическое целое (сверхфразовое единство) как семантико-синтаксическая единица текста. Абзац как композиционно-стилистическая единица текста. Разновидности ССЦ: с цепной зависимостью компонентов, с параллельной связью, смешанного типа. Изобразительные средства синтаксиса: синтаксический параллелизм; риторический вопрос, восклицание и обращение; повторяющиеся союзы и бессоюзие и т. п. Сходство и различия русского и изучаемого иностранного языка (отдельные явления и факты). Трудные случаи анализа языковых явлений и фактов, возможность их различной интерпретации. Этимология как раздел лингвистики. Исторический комментарий к различным языковым явлениям. Система функциональных разновидностей современного русского языка (15 час). Лингвистические особенности научных, официально-деловых, публицистических текстов и их основных жанров. Разговорная речь и ее особенности. Лингвистический анализ научных, официально-деловых, публицистических, разговорных текстов. Язык художественной литературы и литературный язык. Язык художественной литературы в отношении к разговорному языку и функциональным стилям. Средства словесной образности. Тропы, стилистические фигуры и особенности их использования. Художественный текст как объект лингвистического анализа. Правописание: орфография и пунктуация (15 час). Разделы современной русской орфографии и основные принципы написания: 1) правописание морфем; 2) слитные, дефисные и раздельные написания; 3) употребление прописных и строчных букв; 4) правила переноса слов; 5) правила графического сокращения слов. Принципы современной русской пунктуации. Разделы русской пунктуации и система правил, включенных в каждый из них: 1) знаки препинания в конце предложений; 2) знаки препинания внутри простого предложения; 3) знаки препинания между частями сложного предложения; 4) знаки препинания при передаче чужой речи; 5) знаки препинания в связном тексте. Абзац как пунктуационный знак, передающий смысловое членение текста. Сочетание знаков препинания. Авторское использование знаков препинания. Трудные случаи орфографии и пунктуации. СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ (60 час) Речевое общение как форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности. Виды речевого общения: официальное и неофициальное, публичное и непубличное. Вербальные и невербальные средства общения. Речевая ситуация и ее компоненты (говорящий и слушающий, их социальная и речевая роли, речевые намерения; условия и обстоятельства). Официальные и неофициальные ситуации общения. Правила успешного речевого общения. Выбор речевой тактики и языковых средств, адекватных характеру речевой ситуации. Причины коммуникативных неудач, их предупреждение и преодоление. Совершенствование продуктивных (говорение, письмо) и рецептивных (аудирование, чтение) видов речевой деятельности. Особенности диалогической речи. Диалог в различных сферах общения и его разновидности. Дискуссионная речь. Учебно-речевая практика участия в диалогах различных видов, дискуссиях, полемике. Особенности монологической речи в различных сферах общения. Текст как продукт речевой деятельности. Совершенствование умений и навыков создания текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров. Овладение приемами совершенствования и редактирования текстов. Редактирование собственного текста. Использование различных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста: просмотрового, ознакомительного, изучающего, ознакомительно-изучающего, ознакомительно-реферативного и др. Информационная переработка текстов различных функциональных стилей и жанров: написание тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов. Культура речи и ее основные аспекты: нормативный, коммуникативный, этический. Понятие о коммуникативной целесообразности, уместности, точности, ясности, чистоте, логичности, последовательности, образности, выразительности речи. Совершенствование культуры учебно-научного общения (устная и письменная формы). Основные жанры научного стиля. Участие в беседах, дискуссиях, краткие сообщения по интересующим учащихся научным темам. Написание докладов, рефератов, тезисов, рецензий. Основные жанры официально-делового стиля. Форма и структура делового документа. Совершенствование культуры официально-делового общения (устная и письменная формы). Практика устного речевого общения в разнообразных учебных ситуациях официально-делового характера. Написание деловых документов различных жанров: заявления, доверенности, резюме, делового письма, объявления, инструкции. Формирование культуры публичной речи. Основные жанры публичной речи. Подготовка к публичному выступлению: выбор темы, определение цели, поиск материала. Композиция публичного выступления. Виды аргументации. Выбор языковых средств оформления публичного выступления с учетом его цели, особенностей адресата, ситуации и сферы общения. Совершенствование культуры разговорной речи. Основные жанры разговорной речи. Анализ разговорной речи, содержащей грубопросторечную лексику, жаргонизмы, неоправданные заимствования и т.п. Совершенствование умений оценивать устные и письменные высказывания/тексты с точки зрения языкового оформления, уместности и эффективности достижения поставленных коммуникативных задач. СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ (10 час) Взаимосвязь языка и культуры. Русский язык как одна из основных национально-культурных ценностей русского народа. Диалекты как историческая база литературных языков. Русский язык в контексте русской культуры. Слова с национально-культурным компонентом значения. Национальная специфика русской фразеологии. Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур. Отражение в современном русском языке культуры других народов. Русский речевой этикет в сравнении с этикетом страны изучаемого иностранного языка. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА, РЕАЛИЗУЕМОЕ С ПОМОЩЬЮ УМК «РУССКИЙ ЯЗЫК. 10–11 КЛАССЫ. БАЗОВЫЙ И УГЛУБЛЁННЫЙ УРОВНИ» АВТОРА И. В. ГУСАРОВОЙ УГЛУБЛЁННЫЙ УРОВЕНЬ Язык. Общие сведения о языке. Основные разделы науки о языке Язык как знаковая система и общественное явление. Языки естественные и искусственные. Языки государственные, мировые, межнационального общения. Основные функции языка. Социальные функции русского языка. Русский язык в современном мире. Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык в кругу других славянских языков. Роль старославянского языка в развитии русского языка. Язык и общество. Язык и культура. Язык и история народа. Русский язык в Российской Федерации и в современном мире: в международном общении, в межнациональном общении. Формы существования русского национального языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго). Роль форм русского языка в становлении и развитии русского языка. Активные процессы в русском языке на современном этапе. Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур. Проблемы экологии языка. Русский язык как объект научного изучения. Русистика и её разделы. Виднейшие учёные-лингвисты и их работы. Основные направления развития русистики в наши дни. Речь. Речевое общение Речевое общение как форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности. Основные сферы речевого общения, их соотнесённость с функциональными разновидностями языка. Речь как деятельность. Виды речевой деятельности: продуктивные (говорение, письмо) и рецептивные (аудирование, чтение), их особенности. Особенности восприятия чужого высказывания (устного и письменного) и создания собственного высказывания в устной и письменной форме. Овладение речевыми стратегиями и тактиками, обеспечивающими успешность общения в различных жизненных ситуациях. Выбор речевой тактики и языковых средств, адекватных характеру речевой ситуации. Речевое общение и его основные элементы. Виды речевого общения. Сферы и ситуации речевого общения. Компоненты речевой ситуации. Осознанное использование разных видов чтения и аудирования в зависимости от коммуникативной установки. Способность извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов, справочной литературы. Владение умениями информационной переработки прочитанных и прослушанных текстов и представление их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов. Комплексный лингвистический анализ языковых средств текста в соответствии с его функционально-стилевой и жанровой принадлежностью. Монологическая и диалогическая речь. Развитие навыков монологической и диалогической речи. Создание устных и письменных монологических и диалогических высказываний различных типов и жанров в научной, социально-культурной и деловой сферах общения. Овладение опытом речевого поведения в официальных и неофициальных ситуациях общения, ситуациях межкультурного общения. Выступление перед аудиторией с докладом; представление реферата, проекта на лингвистическую тему. Функциональная стилистика как учение о функционально-стилистической дифференциации языка. Функциональные стили (научный, официальноделовой, публицистический), разговорная речь и язык художественной литературы как разновидности современного русского языка. Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства, характерные для разговорного языка, научного, публицистического, официально-делового стилей. Культура публичной речи. Публичное выступление: выбор темы, определение цели, поиск материала. Композиция публичного выступления. Культура публичного выступления с текстами различной жанровой принадлежности. Речевой самоконтроль, самооценка, самокоррекция. Основные жанры научного (доклад, аннотация, статья, тезисы, конспект, рецензия, выписки, реферат и др.), публицистического (выступление, статья, интервью, очерк и др.), официально-делового (резюме, характеристика, расписка, доверенность и др.) стилей, разговорной речи (рассказ, беседа, спор). Совершенствование умений и навыков создания текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров. Литературный язык и язык художественной литературы. Отличия языка художественной литературы от других разновидностей современного русского языка. Основные признаки художественной речи. Основные изобразительно-выразительные средства языка. Текст. Признаки текста. Виды чтения. Использование различных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста. Информационная переработка текста. Виды преобразования текста. Лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка. Проведение стилистического анализа текстов разных стилей и функциональных разновидностей языка. Культура речи Культура речи как раздел лингвистики. Основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный и этический. Взаимосвязь языка и культуры. Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного русского быта; историзмы; фольклорная лексика и фразеология; русские имена. Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур. Коммуникативная целесообразность, уместность, точность, ясность, выразительность речи. Оценка коммуникативных качеств и эффективности речи. Причины коммуникативных неудач, их предупреждение и преодоление. Культура видов речевой деятельности — чтения, аудирования, говорения и письма. Культура публичной речи. Публичное выступление: выбор темы, определение цели, поиск материала. Композиция публичного выступления. Культура научного и делового общения (устная и письменная формы). Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения. Культура разговорной речи. Языковая норма и её функции. Основные виды языковых норм: орфоэпические (произносительные и акцентологические), лексические, грамматические (морфологические и синтаксические), стилистические нормы русского литературного языка. Орфографические нормы, пунктуационные нормы. Совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков. Совершенствование собственных коммуникативных способностей и культуры речи. Соблюдение норм литературного языка в речевой практике. Уместность использования языковых средств в речевом высказывании. Осуществление выбора наиболее точных языковых средств в соответствии со сферами и ситуациями речевого общения. Способность осуществлять речевой самоконтроль, анализировать речь с точки зрения её эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач. Разные способы редактирования текстов. Анализ коммуникативных качеств и эффективности речи. Редактирование текстов различных стилей и жанров на основе знаний о нормах русского литературного языка. Нормативные словари современного русского языка и лингвистические справочники; их использование. Использование этимологических словарей и справочников для подготовки сообщений об истории происхождения некоторых слов и выражений, отражающих исторические и культурные традиции страны. Содержание учебного предмета «Русский язык» (10 класс – 105 часов) № Часть/Раздел Количество часов Формы контроля (количество часов) I.1 Общие сведения о языке 1 2 Речь как вид коммуникативной деятельности 2 3 Орфография. Правописание сложных слов 3 Диктант 1 час 4 Синтаксис и пунктуация. Словосочетание. 3 Тест в формате ЕГЭ 1 час II.1 Становление и развитие русского языка 2 2 Текст как результат речевой деятельности 4 Сочинение (2 часть теста ЕГЭ) 1 час Анализ текста 1 час 3 Орфография. Употребление прописных и строчных букв 2 Диктант 1 час 4 Синтаксис и пунктуация. Главные члены двусоставного и односоставного предложения 4 Тест в формате ЕГЭ 1 час 1 час III.1 История русской письменности 1 2 Виды речевой деятельности 2 Анализ текста 1 час 3 Орфография. Правописание Н и НН в суффиксах слов разных частей речи 4 Диктант 1 час 4 Синтаксис и пунктуация. Второстепенные члены предложения. 3 Тест в формате ЕГЭ 1 час 2 час 10 Анализ текста 1 час VI.1 Лексика и фразеология 2 Функциональные стили речи 4 Анализ текста 1 час 3 Орфография. Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ- 2 Диктант 1 час 4 Синтаксис и пунктуация. Сложное предложение 4 Тест в формате ЕГЭ 1 час 2 часа V. 1 Фонетика 1 2 Нормы литературного языка 3 3 Орфография. Употребление Ь и Ъ. Правописание приставок. Правописание безударных гласных в корне слова 3 Диктант 1 час 4 Синтаксис и пунктуация. Сложноподчинённые предложения 4 Тест в формате ЕГЭ 1 час 2 часа VI.1 Морфемика и словообразование 3 2 Русский речевой этикет 1 1 час 3 Орфография. Правописание чередующихся гласных в корне слова. Правописание букв ОЁ после шипящих и Ц. Правописание непроизносимых согласных в корне слова 4 Диктант 1 час 4 Синтаксис и пунктуация. Бессоюзное сложное предложение 5 Тест в формате ЕГЭ 2 часа Тест в формате ЕГЭ 2 часа 2 часа Итоговая работа за год Итого 75 22 8 Содержание учебного предмета «Русский язык» (11 класс – 102 часа) № Часть/Раздел Количество часов I.1 Морфология как раздел грамматики 1 2 Орфография. Правописание НЕ со словами разных частей речи 2 3 Основные качества хорошей речи 4 4 Синтаксис и пунктуация. Знаки препинания при междометиях. Знаки препинания при обращении 2 II.5 Служебные части речи 2 6 Орфография. Правописание предлогов, союзов, частиц. Различение частиц НЕ и НИ 3 7 Нормы языка и культуры речи. Употребление предлогов. Употребление союзов 1 8 Синтаксис и пунктуация. Вводные компоненты. Знаки препинания при вводных словах и предложениях. Вставные конструкции 3 III.9 Имя существительное как часть речи 3 10 Орфография. Правописание окончаний имён существительных. Правописание суффиксов 2 имён существительных 11 Нормы языка и культура речи. Употребление форм существительных. Склонение имён существительных. Особенности склонения имён и фамилий 2 12 Синтаксис и пунктуация. Однородные члены предложения 2 IV.13 Имя прилагательное как часть речи 2 14 Орфография. Правописание имён прилагательных 2 Формы контроля (количество часов) Сочинение (2 часть теста ЕГЭ) Диктант 1 час 1 час Тест в формате ЕГЭ 1 час Тест в формате ЕГЭ 1 час Диктант 1 час 1 час Тест в формате ЕГЭ 1 час Диктант 1 час 15 Нормы языка и культура речи. Вариантные формы полных и кратких имён прилагательных. Употребление форм степеней сравнения качественных имён прилагательных 1 16 Синтаксис и пунктуация. Однородные и неоднородные определения 2 V. 17 Имя числительное как часть речи 1 18 Орфография. Склонение количественных и порядковых имён числительных 2 19 Нормы языка и культура речи. Особенности употребления форм имён числительных 2 20 Синтаксис и пунктуация. Обособление уточняющих членов предложения 2 VI.21 Местоимение как часть речи 1 22 Орфография. Правописание отрицательных и неопределённых местоимений 2 23 Нормы языка и культура речи. Особенности употребления некоторых местоимений 1 24 Синтаксис и пунктуация. Знаки препинания при сравнительных оборотах и других конструкциях с союзом КАК 3 VII.25 Глагол как часть речи 2 26 Орфография. Правописание глаголов 2 27 Нормы языка и культура речи. Особенности употребления форм глаголов 1 28 Синтаксис и пунктуация. Знаки препинания при обособленных приложениях 2 VIII.29 Причастие как особая форма глагола 1 час Тест в формате ЕГЭ 2 часа Тест в формате ЕГЭ 2 часа Диктант 1 час 1 час Тест в формате ЕГЭ 1 час 1 час Тест в формате ЕГЭ 2 часа 1 30 Орфография. Правописание действительных и страдательных причастий 2 31 Нормы языка и культура речи. Особенности употребления форм причастий и причастных оборотов 2 32 Синтаксис и пунктуация. Знаки препинания при согласованных и несогласованных определениях 2 IX. 33 Деепричастие как особая форма глагола 1 34 Орфография. Правописание гласных перед суффиксами деепричастий 1 35 Нормы языка и культура речи. Особенности употребления деепричастных оборотов 1 Диктант 1 час Тест в формате ЕГЭ 2 часа 1 час 36 Синтаксис и пунктуация. Знаки препинания при обособленных обстоятельствах 2 X. 37 Наречие как часть речи 1 38 Орфография. Правописание суффиксов наречий. Слитное, раздельное, дефисное написание наречий и наречных сочетаний 3 39 Нормы языка и культура речи. Особенности употребления форм наречий 1 40 Синтаксис и пунктуация. Уточняющие обособленные члены предложения и знаки препинания при них 2 Тест в формате ЕГЭ Сочинение 2 часа 2 часа Итоговая контрольная работа Итого Диктант 1 час 74 20 8 Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки учащихся 10-11 классов по русскому языку (Тест в формате ЕГЭ) Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки для проведения итоговой аттестации по русскому языку составлен на основе Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по русскому языку (базовый и профильный уровни) (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089). № Элементы содержания, проверяемые заданиями теста в формате ЕГЭ Перечень требований к уровню подготовки выпускников Уровень стандарта среднего (полного) образования по русскому языку 1 2 3 Фонетика Звуки и буквы Фонетический анализ слова Лексика и фразеология Лексическое значение слова Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологические обороты Группы слов по происхождению и употреблению Лексический анализ слова Морфемика и словообразование Значимые части слова (морфемы) Морфемный анализ слова Основные способы словообразования Словообразовательный анализ слова 1. Различные виды анализа 1.1 Проводить различные виды анализа языковых единиц, языковых явлений и фактов 1.2 Осуществлять речевой самоконтроль; оценивать письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач 1.3 Разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковых норм 1.4 Проводить лингвистический анализ учебно-научных, деловых, публицистических, разговорных и художественных текстов 1.5 Объяснять взаимосвязь фактов языка и истории, языка и культуры русского и других народов 2. Чтение 2.1 Использовать основные виды чтения (ознакомительноизучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи 2.2 Извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации 2.3 Владеть основными приемами информационной переработки письменного текста 3. Письмо 3.1 Создавать письменные высказывания различных типов и жанров в социально-культурной, учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), деловой сферах общения; редактировать собственный текст 3.2 Применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; использовать в собственной речевой практике синонимические ресурсы русского языка 3.3 Применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка 3.4 Соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных Базовый Профильный Базовый Профильный Профильный Базовый Профильный Профильный Базовый Профильный Базовый Профильный Базовый Профильный Базовый Профильный Базовый Профильный Базовый Профильный Базовый Профильный проблем 4 5 6 Грамматика. Морфология Самостоятельные части речи Служебные части речи Морфологический анализ слова Грамматика. Синтаксис Словосочетание Предложение. Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения Второстепенные члены предложения Двусоставные и односоставные предложения Распространённые и нераспространённые предложения Полные и неполные предложения Осложнённое простое предложение Сложное предложение Сложные бессоюзные предложения. Смысловые отношения между частями сложного бессоюзного предложения Сложные предложения с разными видами связи между частями Способы передачи чужой речи Синтаксический анализ простого предложения Синтаксический анализ сложного предложения Синтаксический анализ (обобщение) Орфография Орфограмма Употребление гласных букв И/Ы, А/Я, У/Ю после шипящих и Ц Употребление гласных букв О/Е (Ё) после шипящих и Ц Употребление Ь и Ъ Правописание корней Правописание приставок Правописание суффиксов различных частей речи (кроме Н-/-НН-) Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи Правописание падежных и родовых окончаний Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов Базовый Профильный Базовый Профильный Базовый Профильный Базовый Профильный 7 8 причастий Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи Правописание отрицательных местоимений и наречий Правописание НЕ и НИ Правописание служебных слов Правописание словарных слов Слитное, дефисное, раздельное написание слов различных частей речи Орфографический анализ Пунктуация Знаки препинания между подлежащим и сказуемым Знаки препинания в простом осложнённом предложении Знаки препинания при обособленных определениях Знаки препинания при обособленных обстоятельствах Знаки препинания при сравнительных оборотах Знаки препинания при уточняющих членах предложения Знаки препинания при Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения Знаки препинания в осложнённом предложении Знаки препинания при прямой речи, цитировании Знаки препинания в сложносочинённом предложении Знаки препинания в сложноподчинённом предложении Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении Знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью Тире в простом и сложном предложениях Двоеточие в простом и сложном предложениях Пунктуация в простом и сложном предложениях Пунктуационный анализ предложения Речь Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста Средства связи предложений в тексте Базовый Профильный Базовый Профильный 9 10 11 Стили и функционально-смысловые типы речи Отбор языковых средств в тексте в зависимости от темы, цели, адресата и ситуации общения Анализ текста Создание текстов различных стилей и функциональносмысловых типов речи Языковые нормы Орфоэпические нормы Лексические нормы Грамматические нормы (морфологические нормы) Грамматические нормы (синтаксические нормы) Выразительность русской речи Выразительные средства русской фонетики Выразительные средства словообразования Выразительные средства лексики и фразеологии Выразительные средства грамматики Анализ средств выразительности Сочинение. Информационная обработка текста. Употребление языковых средств в зависимости от речевой ситуации Базовый Профильный Базовый Профильный 4. Создавать текст и понимать текст как речевое произведение, его смысловую и композиционную целостность. Использовать средства связи предложений в тексте. Различать стили и функционально-смысловые типы речи. Отбирать необходимые языковые средства в тексте в зависимости от темы, цели, адресата и ситуации общения. Анализировать текст. Создавать тексты различных стилей и функциональносмысловых типов речи. Соблюдать лексические нормы (употребление слова в соответствии с точным лексическим значением и требованием лексической сочетаемости. Знать лексическое значение слова. Использовать синонимы, антонимы, омонимы, фразеологические обороты. Различать группы слов по происхождению и употреблению. Профильный Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)