Родной язык (русский), 11 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 Рабочая программа по русскому языку для 10-11 классов составлена на основе Законом РФ от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»
 Порядком организации, и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования (утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
от 30.08.2013 г. № 1015)
 Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (утвержденного приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 6.10.2009 №373, зарегистрированного Минюстом России 22.12.2009 г., per. № 17785)
 Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (утвержденного приказом: Министерства
Образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897, зарегистрированного Минюстом России 01.02.2011г., per. № 19644)
 Федеральным государственным образовательным стандартом среднего (полного) общего образования (утвержденного приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 г. № 413, зарегистрированного Минюстом России 7.06.2012г., per. №
24480)
 Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №1576 и №1577 от 31.12.2015 г. «Об изменениях, внесенных во ФГОС
начального общего и основного общего образования»
 Приказом Министерства образования и науки РФ от 29 июня 2017 г. № 613 “О внесении изменений в федеральный государственный
образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
от 17 мая 2012 г. № 413”
 Письмом Министерства образования и науки РФ от 28 октября 2015 года №08 – 1786 «О рабочих программах учебных предметов»
 Уставом образовательного Учреждения
 Программой развития Учреждения
 Основными образовательными программами школы всех уровней
 Положением о внутренней системе оценки качества образования
 Положением об осуществлении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся
 Положение о ведении электронного журнала и дневника «Электронной Пермской образовательной системы»
Примерной программы по русскому языку для общего среднего (полного) образования (профильный уровень) и авторской программы по
русскому языку для 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений под редакцией И.В. Гусаровой, в соответствии с Федеральным компонентом
государственных стандартов общего образования (утвержден приказом №1089 Министерства образования России от 05.03.2004) (профильный уровень).
Программа для 10-11 классов (профильный уровень) рассчитана на 105 часов – 10 класс, 102 часа – 11 класс; ежегодно (3 часа в неделю).
Итоговая аттестация проводится в соответствии с Уставом образовательного учреждения в форме итогового теста.
Преподавание курса русского языка ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входит:
•
Гусарова И.В. Русский язык и литература. Русский язык: 10 класс: базовый и углублённый уровни: учеб. для общеобразоват. учреждений /
И.В.Гусарова. - М.: Вентана-Граф, 2017
•
Гусарова И.В. Русский язык и литература. Русский язык: 11 класс: базовый и углублённый уровни: учеб. для общеобразоват. учреждений /
И.В.Гусарова. - М.: Вентана-Граф, 2017
•
Гусарова И.В., Иванов С.Л. Русский язык. Базовый и углублённый уровни. 10 класс. Рабочая тетрадь №1. - М.: Вентана-Граф, 2016

•
•

Гусарова И.В., Иванов С.Л. Русский язык. Базовый и углублённый уровни. 10 класс. Рабочая тетрадь №2. - М.: Вентана-Граф, 2016
Гусарова И.В., Иванов С.Л. Русский язык. Базовый и углублённый уровни. 11 класс. Рабочая тетрадь №1. - М.: Вентана-Граф, 2016.
Гусарова И.В., Иванов С.Л. Русский язык. Базовый и углублённый уровни. 11 класс. Рабочая тетрадь №2. - М.: Вентана-Граф, 2016.
Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей старшеклассника,
развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и
самореализации. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на
качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
В содержании программы реализован актуальный в настоящее время личностно ориентированный и коммуникативно-когнитивный подход к
обучению, что выражается в установлении взаимосвязи между процессом изучения и процессом использования языка. Содержание курса представляет
собой единство процесса усвоения основ лингвистики, элементов современной теории речевого общения, теории речевой деятельности и процесса
формирования умений нормативного, целесообразного, уместного использования языковых средств в разнообразных условиях общения.
Приоритетным направлением языкового образования на профильном уровне является углублённо-обобщающее изучение русского языка как
системы в синхронном и диахронном (историческом развитии языковых явлений и языковой системы в целом) аспектах.
Углублённое изучение
предполагает:
•
более детальное ознакомление с теоретическими положениями науки о современном русском языке;
•
введение исторических комментариев при изучении отдельных тем курса;
•
рассмотрение переходных и синкретичных явлений в современном состоянии языка;
•
расширение круга сведений лингвоведческого, этнокультуроведческого содержания;
•
усиление внимания к функциональному аспекту языковых явлений;
•
моделирование учебных задач, позволяющих развивать познавательную активность и организационные умения учащихся, что способствует
формированию самостоятельности как сложного интегрального качества личности.
Курс углублённо-обобщающего изучения русского языка в 10 классе призван решить как специальные, так и общепредметные задачи. Среди
специальных задач преподавания русского языка выделяют следующие:
формирование культуроведческой компетенции учащихся;
формирование языковой и лингвистической компетенций учащихся;
формирование коммуникативной компетенции учащихся.
Языковая компетенция предполагает знание единиц языка и правилах соединения, умение пользоваться ими в речи.
Лингвистическая компетенция предусматривает знание метаязыка лингвистики, основных её понятий, а также определённые представления об
учёных-лингвистах, прежде всего об отечественных русистах.
Культуроведческая компетенция предполагает, в первую очередь, осознание языка как формы выражения национальной культуры.
Коммуникативная компетенция предусматривает:
•
наличие определённых теоретических сведений о языке;
•
наличие определённых умений и навыков (орфоэпических, лексических, грамматических и др.);
•
наличие умений соотносить языковые средства с целями, задачами и условиями общения;
•

•
наличие знаний и умений организовать речевое общение с учётом социальных норм поведения.
При обучении русскому языку как средству общения используется коммуникативно-деятельностный подход, который предполагает:
•
обучение средствам языка;
•
обучение частноречевым умениям и навыкам (орфоэпическим, акцентологическим, лексическим, грамматическим, пунктуационным);
•
обучение умениям и навыкам в различных видах речевой деятельности (рецептивных – аудировании и чтении, продуктивных – говорении и
письме);
•
обучение умениям и навыкам общения на языке.
Большое значение придается развитию и совершенствованию навыков самоконтроля, потребности старшеклассников обращаться к разным видам
лингвистических словарей и разнообразной справочной литературе для определения языковой нормы, связанной с употреблением в речи того или иного
языкового явления.
Основное содержание авторской программы и федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования
полностью нашло отражение в данной рабочей программе, но внесены следующие изменения:
в связи с тем, что продолжительность учебного года составляет 35 учебных недель на изучение предмета в 10 классе отводится 105 часов; в 11 классе
продолжительность учебного года составляет 34 учебные недели (в соответствии с календарным графиком школы).
Курс русского языка в 10-11 классах на профильном уровне направлен на достижение следующих целей, полностью соотносящихся с
задачами, поставленными программой развития общеобразовательного учреждения:
•
воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности
народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения (формирование духовно-нравственной
культуры, которое проходит через все структурные компоненты системы воспитательной работы: в урочной и внеурочной деятельности; в основе
гимназического самоуправления, деятельность которого социально значима и личностно ориентирована; через дополнительное образование, которое
выполняет задачи, связанные с созданием условий для творческой самореализации личности; через самообразование и самовоспитание. Духовнонравственная культура учащихся как внутреннее богатство личности, включающая в себя эстетическую культуру, культуру познавательной
деятельности, гражданскую позицию, культуру созидательной деятельности, формируется четырьмя путями: в процессе социализации (передача
ценностей культуры, закрепленных в образе жизни людей, школьника (семья, окружающий социум, традиции, обряды и т.п.)); через систему средств
массовой информации и коммуникации; через изучение основ наук и искусств в школе; через освоение образцов культуры в процессах ознакомления с
произведениями искусства, использования их (досуговая деятельность, самообразование, саморазвитие));
•
развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков;
навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к осознанному выбору профессии, к получению высшего гуманитарного образования(развитие
ключевых компетенций учащихся (коммуникативной, проблемной, информационной, кооперативной) через исследовательскую деятельность, как в
урочной, так и во внеурочной деятельности; развитие навыков самовоспитания и стимулирование самообразования);
•
углубление знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающейся системе; взаимосвязи основных единиц и
уровней языка; языковой норме, ее функциях; функционально-стилистической системе русского языка; нормах речевого поведения в различных сферах
и ситуациях общения;

•
овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных
интерпретаций; в необходимых случаях давать исторический комментарий к языковым явлениям; оценивать языковые явления и факты с точки зрения
нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; разграничивать варианты норм и речевые нарушения (развитие ключевых компетенций
учащихся (коммуникативной, проблемной, информационной, кооперативной) через исследовательскую деятельность, как в урочной, так и во
внеурочной деятельности);
•
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике, в том числе в профессионально ориентированной сфере
общения; совершенствование нормативного и целесообразного использования языка в различных сферах и ситуациях общения (развитие навыков
самовоспитания и стимулирование самообразования).
Контроль результатов обучения русскому языку осуществляется по трём направлениям:
учитываются умения учащегося производить разбор звуков речи, слова, предложения, текста, используя лингвистические знания, системно
излагая их в связи с производимым разбором или по заданию учителя;
учитываются речевые умения учащегося, практическое владение нормами произношения, словообразования, сочетаемости слов,
конструирования предложений и текста, владение лексикой и фразеологией русского языка, его изобразительно-выразительными возможностями,
нормами орфографии и пунктуации;
учитывается способность учащегося выражать свои мысли, своё отношение к действительности в соответствии с коммуникативными
задачами в различных ситуациях и сферах общения.
Формами контроля, выявляющего подготовку учащегося по русскому языку, служат устные сообщения учащегося, соответствующие виды
языковых разборов, словарные и контрольные диктанты, тестовые работы, письменные работы разных видов, сочинения разных жанров. Результаты
обучения оцениваются с учётом принятых норм и критериев оценки работ по русскому языку.

•
•
•
•
•

Требования к подготовке учащихся (10-11 класс)
В результате изучения русского языка ученик должен знать/понимать

функции языка; основные сведения о лингвистике как науке, роли старославянского языка в развитии русского языка, формах существования
русского национального языка, литературном языке и его признаках;
системное устройство языка, взаимосвязь его уровней и единиц;
понятие языковой нормы, ее функций, современные тенденции в развитии норм русского литературного языка;
компоненты речевой ситуации; основные условия эффективности речевого общения;
основные аспекты культуры речи; требования, предъявляемые к устным и письменным текстам различных жанров в учебно-научной, обиходнобытовой, социально-культурной и деловой сферах общения;

уметь

• проводить различные виды анализа языковых единиц; языковых явлений и фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию;
• разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковой нормы;
• проводить лингвистический анализ учебно-научных, деловых, публицистических, разговорных и художественных текстов;

• оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных
коммуникативных задач;

• объяснять взаимосвязь фактов языка и истории, языка и культуры русского и других народов; аудирование и чтение
• использовать разные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
• извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации,
в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
• владеть основными приемами информационной переработки устного и письменного текста; говорение и письмо
• создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в социально культурной, учебнонаучной (на материале изучаемых учебных дисциплин), деловой сферах общения; редактировать собственный текст;
• применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного
языка; использовать в собственной речевой практике синонимические ресурсы русского языка;
• применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
• соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных
проблем;
По окончании 11-го класса учащиеся должны:
• иметь предусмотренные образовательным минимумом знания о фонетической, лексической и грамматической системах
русского языка, о тексте и стилях речи;
• владеть читательскими умениями, достаточными для продуктивной самостоятельной работы с литературой разных стилей и жанров;
• уметь передавать содержание прочитанного близко к тексту, сжато, выборочно, с изменением последовательности содержания, с выделением
элементов, отражающих идейный смысл произведения, с выражением собственных суждений о прочитанном — в устной и письменной формах;
• выявлять подтекст;
• владеть орфографической, пунктуационной, речевой грамотностью в объеме, достаточном для свободного пользования русским языком в учебных
и иных целях в устной и письменной формах;
• производить фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, речеведческий разбор, анализ
художественного текста;
• уметь составлять план, тезисы, конспект художественного, публицистического, научно-популярного текста, устного сообщения, делать
необходимые выписки;
• пользоваться языковыми средствами точной передачи мысли при построении научно-учебного, научно-популярного высказывания, правильно
употребляя термины, обеспечивая простоту и ясность предложений, структурную четкость высказывания;
• пользоваться общественно-политической лексикой, средствами публицистического стиля, эмоционального воздействия на слушателя, читателя;
• писать очерк, эссе, строить устное высказывание очеркового типа;
• писать отзыв о художественном произведении, научно-популярной, публицистической статье;
• составлять реферат по нескольким источникам, выступать с ним, отвечать на вопросы по теме реферата, защищать развиваемые в нем положения;

• участвовать в диспуте, дискуссии;
• иметь представление о социальной сущности языка, его функциях и структуре, о языковой норме и происходящих в русском языке изменениях, о
его взаимосвязи с другими языками; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной

жизни для:

• осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой
культуры;
• углубления лингвистических знаний, расширения кругозора в области филологических наук и получения высшего филологического образования;
• совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному
общению, сотрудничеству;
• увеличения продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширения круга используемых языковых и речевых средств;
совершенствования способности к самооценке через наблюдение за собственной речью;
• развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности, использования языка для самореализации,
самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
• удовлетворения познавательных интересов в области гуманитарных наук;
культурной и общественной жизни государства.

самообразования и активного участия в производственной,

Требования к уровню подготовки учащихся
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1.
Осознание русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; формирование гражданина и патриота своей страны,
бережно относящегося к своему языку и созданным на нём памятникам словесного искусства, осознающим свою причастность к состоянию
речевой культуры общества в целом.
2.
Cформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу — создателю культурных ценностей,
уважительного отношения к другим культурам.
3.
Сформированность языковой личности, способной вы разить себя на языке и с помощью языка, осознающей значение языка для
саморазвития и самореализации, готовность и способность к самостоятельной, творческой деятельности.
4.
Сформированность толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми,
достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения.
5.
Приобретение коммуникативных навыков, важных для организации сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста,
взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.
6.
Сформированность духовно-нравственных основ личности в результате освоения культурно значимых текстов, приобщения к культурному
опыту человечества, нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей.

7.
Сформированность потребности и способности к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное
отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; осознание необходимости
постоянно совершенствовать свою речь, свою речевую культуру.
8.
Осознание эстетической ценности слова, воспитание эстетического отношения к миру; понимание этики и эстетики филологии.
Сформированность экологического мышления, бережного отношения к слову.
9.
Сформированность духовно-нравственных ориентиров, способствующих воспитанию национальной идентичности, привитие
традиционных семейных ценностей.
10. Способность делать осознанный выбор будущей профессии на основе понимания её ценностного содержания и возможностей
реализации собственных жизненных планов.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Умение самостоятельно определять цели учебной и творческой деятельности, составлять планы, учебные алгоритмы деятельности; самостоятельно
осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; анализировать свои образовательные приращения, выбирать способы корректировки
достигнутых результатов; в ситуациях общения выбирать успешные речевые стратегии.
1.
Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, в сотрудничестве с другими людьми, учитывать
позиции других участников деятельности, коммуникативно целесообразно взаимодействовать с другими людьми, эффективно предупреждать и
разрешать конфликты в межличностном общении.
2.
Владеть навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и
готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания.
3.
Готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой
информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать
информацию, получаемую из различных источников.
4.
Умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и
организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм,
норм информационной безопасности.
5.
Умение самостоятельно оценивать модели поведения и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и
нравственных ценностей, основываясь на общечеловеческих ценностях и традиционных ценностях русской культуры.
6.
Овладение языком — умением ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства.
7.
Овладение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и
оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

1.

Планируемые предметные результаты освоения курса
Выпускник на углублённом уровне научится:
рассматривать язык в качестве многофункциональной развивающейся системы

видеть взаимосвязь единиц и уровней языка
характеризовать единицы языка того или иного уровня
анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления
анализировать роль форм русского языка, использованных в предъявленных текстах
комментировать высказывания о богатстве и выразительности русского языка \
анализировать языковые средства в зависимости от типа и жанра
использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи 9. иметь
представление об истории русского языкознания
10. выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения диалогической речи
11. характеризовать языковые средства в соответствии с типом и жанром текста
12. опознавать лексические и синтаксические средства языка в текстах определённого стиля речи
13. дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию прослушанного текста
14. проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и анализировать полученную информацию 15.
оценивать стилистические ресурсы языка
16.
создавать тексты определённого стиля в некоторых жанрах, относящихся к этому стилю
17.
проводить комплексный анализ текстов разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности
18.
владеть умениями информационной переработки прочитанных и прослушанных текстов и представлять их в виде тезисов,
конспектов, аннотаций, рефератов
19.
создавать отзывы, рецензии, аннотации на предложенный текст
20.
характеризовать основные аспекты культуры речи
21.
соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма
22.
соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том числе при обсуждении дискуссионных
проблем
23.
соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и официально-деловой сферах общения
24.
опознавать типичные случаи несоблюдения языковых норм
25.
осуществлять речевой самоконтроль
26.
оценивать коммуникативные качества и эффективность собственной и чужой речи
27.
совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о нормах русского литературного языка
28.
использовать основные нормативные словари и справочники для расширения словарного запаса и спектра используемых языковых
средств
29.
оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы

2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

Выпускник на углублённом уровне получит возможность научиться:

1. проводить комплексный анализ языковых единиц в тексте
2. выделять и описывать социальные функции русского языка
3. проводить лингвистические эксперименты, связанные с социальными функциями языка, и использовать его результаты в практической
речевой деятельности
4. анализировать языковые явления и факты, допускающие неоднозначную интерпретацию
5. характеризовать роль форм русского языка в становлении и развитии русского языка
6. проводить лингвистический анализ форм существования русского языка на примере различных текстов
7. проводить анализ прочитанных и прослушанных текстов и представлять их в виде доклада, статьи, рецензии, резюме
8. проводить комплексный лингвистический анализ текста в соответствии с его функционально-стилевой и жанровой принадлежностью
9. критически оценивать устный монологический текст и устный диалогический текст
10.
создавать тексты определённого стиля в различных жанрах
11.
выступать перед аудиторией с текстами различной жанровой принадлежности
12.
осуществлять речевой самоконтроль, самооценку, самокоррекцию
13.
использовать языковые средства с учётом вариативности современного русского языка
14.
проводить анализ коммуникативных качеств и эффективности речи
15.
редактировать устные и письменные тексты различных стилей и жанров на основе знаний о нормах русского литературного языка
16.
определять пути для совершенствования собственных коммуникативных способностей и культуры речи

Содержание тем учебного курса
10 КЛАСС (105 ч) + 11 КЛАСС (102 ч)
СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ ЯЗЫКОВОЙ И ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ (ЯЗЫКОВЕДЧЕСКОЙ) КОМПЕТЕНЦИЙ (119 час)
Введение в науку о языке (24 час).
Язык как общественное явление.
Русский язык в современном мире.
Язык как особая система знаков; её место среди других знаковых систем. Языки естественные и искусственные.
Основные функции языка: коммуникативная, когнитивная (познавательная), кумулятивная (культуроносная), эстетическая.
Русистика как наука о русском языке; ее основные разделы. Общее представление о развитии русистики. Виднейшие ученые-лингвисты и их
работы. Основные направления развития современной русистики.
Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык в кругу других славянских языков. Понятие о старославянском языке. Роль
старославянского языка в развитии русского языка. Старославянизмы в современном русском языке и их признаки.

Основные этапы исторического развития русского языка и их связь с историей славянских народов (краткие сведения).
Краткая история русской письменности. Создание славянского алфавита. Реформы в истории русского письма.
Формы существования русского национального языка. Понятие о современном русском литературном языке и его диалектах.
Языковая норма, ее основные признаки и функции. Кодификация нормы; фиксация нормы в грамматиках, словарях, справочниках.
Норма обязательная и допускающая выбор, вариантная; общеязыковая (с вариантами или без них) и ситуативная (стилистическая).
Варианты норм. Основные виды норм современного русского литературного языка.
Мотивированные нарушения нормы и речевые ошибки. Типичные ошибки, вызванные отклонением от литературной нормы.
Динамика языковой нормы. Основные тенденции развития нормы в современном русском языке.
Активные процессы в области произношения и ударения, в лексике и грамматике. Проблемы экологии русского языка на современном этапе его
развития.
Современные нормативные словари, справочники, пособия.
Языковая система (80 час).
Понятие о системе и структуре языка. Уровневая организация языка. Основные единицы разных уровней языка. Взаимосвязь единиц и уровней
языка. Системные отношения между языковыми единицами.
Синонимия в системе языка (5 час).
Фонетика (9 час).
Классификация фонетических единиц русского языка. Звук речи и фонема. Позиционные чередования звуков речи. Ударение в русском языке.
Интонационные особенности русской речи. Основные элементы интонации. Смыслоразличительная функция интонации. Основные требования к
интонационно правильной и выразительной речи.
Изобразительные средства фонетики русского языка. Лексика и лексикология (14 час).
Слово – основная единица языка. Системные отношения в лексике русского языка; их выражение в многозначности, омонимии, синонимии,
антонимии, паронимии. Лексика русского языка с точки зрения ее происхождения, активного и пассивного запаса, сферы употребления, стилистической
дифференциации.
Фразеологические единицы русского языка: идиомы, фразеологические сочетания, пословицы и поговорки, крылатые выражения. Основные
признаки фразеологизмов. Источники фразеологизмов.
Лексические средства выразительности речи.
Морфемика и словообразование (9 час).
Морфемы корневые и аффиксальные, словоизменительные и словообразовательные. Варианты морфем.
Система современного русского словообразования. Продуктивные способы образования частей речи в русском языке. Словообразовательные
средства выразительности речи.
Морфология (9 час).
Грамматические категории, грамматические значения и грамматические формы. Основные способы выражения грамматических значений.

Проблема классификации частей речи в русистике. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки
знаменательных частей речи. Служебные части речи и их грамматические признаки. Слова, находящиеся вне системы частей речи Грамматическая
омонимия. Переходные явления в области частей речи.
Морфологические средства выразительности речи.
Синтаксис (19 час).
Синтаксические единицы. Синтаксические связи и их типы. Средства выражения синтаксической связи.
Вопрос о словосочетании. Типы подчинительной связи в словосочетании. Сильное и слабое управление. Синонимия словосочетаний.
Предложение как единица синтаксиса. Интонационные и грамматические признаки предложения. Порядок слов в простом предложении, его
коммуникативная и экспрессивно-стилистическая роль.
Предикативная (грамматическая) основа предложения. Трудные случаи координации подлежащего и сказуемого. Трудные случаи квалификации
второстепенных членов предложения.
Типы простых и сложных предложений. Вопрос о классификации сложноподчиненных предложений.
Прямая и косвенная речь. Несобственно-прямая речь.
Синонимия синтаксических конструкций.
Синтаксис текста. Целостность и связность как конструктивные признаки текста. Средства их выражения. Сложное синтаксическое целое
(сверхфразовое единство) как семантико-синтаксическая единица текста. Абзац как композиционно-стилистическая единица текста. Разновидности ССЦ:
с цепной зависимостью компонентов, с параллельной связью, смешанного типа.
Изобразительные средства синтаксиса: синтаксический параллелизм; риторический вопрос, восклицание и обращение; повторяющиеся союзы и
бессоюзие и т. п.
Сходство и различия русского и изучаемого иностранного языка (отдельные явления и факты).
Трудные случаи анализа языковых явлений и фактов, возможность их различной интерпретации. Этимология как раздел
лингвистики. Исторический комментарий к различным языковым явлениям.
Система функциональных разновидностей современного русского языка (15 час).
Лингвистические особенности научных, официально-деловых, публицистических текстов и их основных жанров.
Разговорная речь и ее особенности.
Лингвистический анализ научных, официально-деловых, публицистических, разговорных текстов.
Язык художественной литературы и литературный язык. Язык художественной литературы в отношении к разговорному языку и
функциональным стилям.
Средства словесной образности. Тропы, стилистические фигуры и особенности их использования.
Художественный текст как объект лингвистического анализа. Правописание: орфография и пунктуация (15 час).
Разделы современной русской орфографии и основные принципы написания: 1) правописание морфем; 2) слитные, дефисные и раздельные
написания; 3) употребление прописных и строчных букв; 4) правила переноса слов; 5) правила графического сокращения слов.

Принципы современной русской пунктуации. Разделы русской пунктуации и система правил, включенных в каждый из них: 1) знаки препинания
в конце предложений; 2) знаки препинания внутри простого предложения; 3) знаки препинания между частями сложного предложения; 4) знаки
препинания при передаче чужой речи; 5) знаки препинания в связном тексте.
Абзац как пунктуационный знак, передающий смысловое членение текста. Сочетание знаков препинания. Авторское использование знаков
препинания.
Трудные случаи орфографии и пунктуации.
СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ (60 час)
Речевое общение как форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности. Виды речевого общения: официальное
и неофициальное, публичное и непубличное. Вербальные и невербальные средства общения.
Речевая ситуация и ее компоненты (говорящий и слушающий, их социальная и речевая роли, речевые намерения; условия и обстоятельства).
Официальные и неофициальные ситуации общения.
Правила успешного речевого общения.
Выбор речевой тактики и языковых средств, адекватных характеру речевой ситуации. Причины коммуникативных неудач, их предупреждение и
преодоление.
Совершенствование продуктивных (говорение, письмо) и рецептивных (аудирование, чтение) видов речевой деятельности.
Особенности диалогической речи. Диалог в различных сферах общения и его разновидности. Дискуссионная речь. Учебно-речевая практика
участия в диалогах различных видов, дискуссиях, полемике.
Особенности монологической речи в различных сферах общения.
Текст как продукт речевой деятельности. Совершенствование умений и навыков создания текстов разных функционально-смысловых типов,
стилей и жанров.
Овладение приемами совершенствования и редактирования текстов. Редактирование собственного текста.
Использование различных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста: просмотрового, ознакомительного,
изучающего, ознакомительно-изучающего, ознакомительно-реферативного и др.
Информационная переработка текстов различных функциональных стилей и жанров: написание тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов.
Культура речи и ее основные аспекты: нормативный, коммуникативный, этический.
Понятие о коммуникативной целесообразности, уместности, точности, ясности, чистоте, логичности, последовательности, образности,
выразительности речи.
Совершенствование культуры учебно-научного общения (устная и письменная формы). Основные жанры научного стиля. Участие в беседах,
дискуссиях, краткие сообщения по интересующим учащихся научным темам. Написание докладов, рефератов, тезисов, рецензий.
Основные жанры официально-делового стиля. Форма и структура делового документа. Совершенствование культуры официально-делового
общения (устная и письменная формы). Практика устного речевого общения в разнообразных учебных ситуациях официально-делового характера.
Написание деловых документов различных жанров: заявления, доверенности, резюме, делового письма, объявления, инструкции.

Формирование культуры публичной речи. Основные жанры публичной речи. Подготовка к публичному выступлению: выбор темы, определение
цели, поиск материала. Композиция публичного выступления. Виды аргументации. Выбор языковых средств оформления публичного выступления с
учетом его цели, особенностей адресата, ситуации и сферы общения.
Совершенствование культуры разговорной речи. Основные жанры разговорной речи. Анализ разговорной речи, содержащей грубопросторечную лексику, жаргонизмы, неоправданные заимствования и т.п.
Совершенствование умений оценивать устные и письменные высказывания/тексты с точки зрения языкового оформления,
уместности и эффективности достижения поставленных коммуникативных задач.
СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ (10 час)
Взаимосвязь языка и культуры. Русский язык как одна из основных национально-культурных ценностей русского народа. Диалекты как
историческая база литературных языков.
Русский язык в контексте русской культуры.
Слова с национально-культурным компонентом значения. Национальная специфика русской фразеологии.
Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур.
Отражение в современном русском языке
культуры других народов. Русский речевой этикет в сравнении с этикетом страны изучаемого иностранного языка.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА, РЕАЛИЗУЕМОЕ С ПОМОЩЬЮ УМК «РУССКИЙ ЯЗЫК. 10–11 КЛАССЫ. БАЗОВЫЙ И УГЛУБЛЁННЫЙ УРОВНИ»
АВТОРА И. В. ГУСАРОВОЙ
УГЛУБЛЁННЫЙ УРОВЕНЬ
Язык. Общие сведения о языке. Основные разделы науки о языке
Язык как знаковая система и общественное явление. Языки естественные и искусственные. Языки государственные, мировые, межнационального
общения.
Основные функции языка. Социальные функции русского языка.
Русский язык в современном мире. Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык в кругу других славянских языков. Роль
старославянского языка в развитии русского языка.
Язык и общество. Язык и культура. Язык и история народа. Русский язык в Российской Федерации и в современном мире: в международном
общении, в межнациональном общении. Формы существования русского национального языка (литературный язык, просторечие, народные говоры,
профессиональные разновидности, жаргон, арго). Роль форм русского языка в становлении и развитии русского языка. Активные процессы в русском
языке на современном этапе. Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур. Проблемы экологии языка.
Русский язык как объект научного изучения. Русистика и её разделы. Виднейшие учёные-лингвисты и их работы. Основные направления развития
русистики в наши дни.
Речь. Речевое общение
Речевое общение как форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности.

Основные сферы речевого общения, их соотнесённость с функциональными разновидностями языка. Речь как деятельность. Виды речевой
деятельности: продуктивные (говорение, письмо) и рецептивные (аудирование, чтение), их особенности.
Особенности восприятия чужого высказывания (устного и письменного) и создания собственного высказывания в устной и письменной форме.
Овладение речевыми стратегиями и тактиками, обеспечивающими успешность общения в различных жизненных ситуациях. Выбор речевой тактики
и языковых средств, адекватных характеру речевой ситуации.
Речевое общение и его основные элементы. Виды речевого общения. Сферы и ситуации речевого общения. Компоненты речевой ситуации.
Осознанное использование разных видов чтения и аудирования в зависимости от коммуникативной установки. Способность извлекать
необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, средств массовой информации, в том числе представленных в
электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов, справочной литературы. Владение умениями
информационной переработки прочитанных и прослушанных текстов и представление их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов.
Комплексный лингвистический анализ языковых средств текста в соответствии с его функционально-стилевой и жанровой принадлежностью.
Монологическая и диалогическая речь. Развитие навыков монологической и диалогической речи. Создание устных и письменных монологических
и диалогических высказываний различных типов и жанров в научной, социально-культурной и деловой сферах общения.
Овладение опытом речевого поведения в официальных и неофициальных ситуациях общения, ситуациях межкультурного общения. Выступление перед
аудиторией с докладом; представление реферата, проекта на лингвистическую тему.
Функциональная стилистика как учение о функционально-стилистической дифференциации языка. Функциональные стили (научный, официальноделовой, публицистический), разговорная речь и язык художественной литературы как разновидности современного русского языка.
Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства, характерные для разговорного языка, научного,
публицистического, официально-делового стилей.
Культура публичной речи. Публичное выступление: выбор темы, определение цели, поиск материала. Композиция публичного выступления.
Культура публичного выступления с текстами различной жанровой принадлежности. Речевой самоконтроль, самооценка, самокоррекция.
Основные жанры научного (доклад, аннотация, статья, тезисы, конспект, рецензия, выписки, реферат и др.), публицистического (выступление,
статья, интервью, очерк и др.), официально-делового (резюме, характеристика, расписка, доверенность и др.) стилей, разговорной речи (рассказ, беседа,
спор). Совершенствование умений и навыков создания текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров.
Литературный язык и язык художественной литературы. Отличия языка художественной литературы от других разновидностей современного
русского языка. Основные признаки художественной речи.
Основные изобразительно-выразительные средства языка. Текст. Признаки текста.
Виды чтения. Использование различных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста.
Информационная переработка текста. Виды преобразования текста.
Лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка. Проведение стилистического анализа текстов разных стилей
и функциональных разновидностей языка.
Культура речи
Культура речи как раздел лингвистики. Основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный и этический.

Взаимосвязь языка и культуры. Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного русского быта; историзмы; фольклорная лексика и
фразеология; русские имена. Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур.
Коммуникативная целесообразность, уместность, точность, ясность, выразительность речи. Оценка коммуникативных качеств и эффективности
речи. Причины коммуникативных неудач, их предупреждение и преодоление.
Культура видов речевой деятельности — чтения, аудирования, говорения и письма.
Культура публичной речи. Публичное выступление: выбор темы, определение цели, поиск материала. Композиция публичного выступления.
Культура научного и делового общения (устная и письменная формы). Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и
публицистической сферах общения. Культура разговорной речи.
Языковая норма и её функции. Основные виды языковых норм: орфоэпические (произносительные и акцентологические), лексические,
грамматические (морфологические и синтаксические), стилистические нормы русского литературного языка. Орфографические нормы, пунктуационные
нормы. Совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков. Совершенствование собственных коммуникативных способностей
и культуры речи. Соблюдение норм литературного языка в речевой практике. Уместность использования языковых средств в речевом высказывании.
Осуществление выбора наиболее точных языковых средств в соответствии со сферами и ситуациями речевого общения.
Способность осуществлять речевой самоконтроль, анализировать речь с точки зрения её эффективности в достижении поставленных
коммуникативных задач. Разные способы редактирования текстов.
Анализ коммуникативных качеств и эффективности речи. Редактирование текстов различных стилей и жанров на основе знаний о нормах
русского литературного языка.
Нормативные словари современного русского языка и лингвистические справочники; их использование.
Использование этимологических словарей и справочников для подготовки сообщений об истории происхождения некоторых слов и выражений,
отражающих исторические и культурные традиции страны.
Содержание учебного предмета «Русский язык» (10 класс – 105 часов)
№

Часть/Раздел

Количество часов

Формы контроля
(количество часов)

I.1

Общие сведения о языке

1

2

Речь как вид коммуникативной деятельности

2

3

Орфография. Правописание сложных слов

3

Диктант
1 час

4

Синтаксис и пунктуация. Словосочетание.

3

Тест в формате ЕГЭ
1 час

II.1

Становление и развитие русского языка

2

2

Текст как результат речевой деятельности

4

Сочинение
(2 часть
теста ЕГЭ)
1 час

Анализ текста

1 час
3

Орфография. Употребление прописных и строчных букв

2

Диктант
1 час

4

Синтаксис и пунктуация. Главные члены двусоставного и односоставного предложения

4

Тест в формате ЕГЭ 1 час
1 час

III.1 История русской письменности

1

2

Виды речевой деятельности

2

Анализ текста
1 час

3

Орфография. Правописание Н и НН в суффиксах слов разных частей речи

4

Диктант
1 час

4

Синтаксис и пунктуация. Второстепенные члены предложения.

3

Тест в формате ЕГЭ 1 час
2 час

10

Анализ текста
1 час

VI.1 Лексика и фразеология
2

Функциональные стили речи

4

Анализ текста
1 час

3

Орфография. Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-

2

Диктант
1 час

4

Синтаксис и пунктуация. Сложное предложение

4

Тест в формате ЕГЭ 1 час
2 часа

V. 1 Фонетика

1

2

Нормы литературного языка

3

3

Орфография. Употребление Ь и Ъ. Правописание приставок. Правописание безударных
гласных в корне слова

3

Диктант
1 час

4

Синтаксис и пунктуация. Сложноподчинённые предложения

4

Тест в формате ЕГЭ 1 час
2 часа

VI.1 Морфемика и словообразование

3

2

Русский речевой этикет

1

1 час

3

Орфография. Правописание чередующихся гласных в корне слова. Правописание букв ОЁ после шипящих и Ц. Правописание непроизносимых согласных в корне слова

4

Диктант
1 час

4

Синтаксис и пунктуация. Бессоюзное сложное предложение

5

Тест в формате ЕГЭ
2 часа

Тест в формате ЕГЭ 2 часа
2 часа

Итоговая работа за год
Итого

75

22

8

Содержание учебного предмета «Русский язык» (11 класс – 102 часа)
№

Часть/Раздел

Количество часов

I.1

Морфология как раздел грамматики

1

2

Орфография. Правописание НЕ со словами разных частей речи

2

3

Основные качества хорошей речи

4

4

Синтаксис и пунктуация. Знаки препинания при междометиях. Знаки препинания при
обращении

2

II.5

Служебные части речи

2

6

Орфография. Правописание предлогов, союзов, частиц. Различение частиц НЕ и НИ

3

7

Нормы языка и культуры речи. Употребление предлогов. Употребление союзов

1

8

Синтаксис и пунктуация. Вводные компоненты. Знаки препинания при вводных словах и
предложениях. Вставные конструкции

3

III.9

Имя существительное как часть речи

3

10

Орфография. Правописание окончаний имён существительных. Правописание суффиксов 2
имён существительных

11

Нормы языка и культура речи. Употребление форм существительных. Склонение имён
существительных. Особенности склонения имён и фамилий

2

12

Синтаксис и пунктуация. Однородные члены предложения

2

IV.13

Имя прилагательное как часть речи

2

14

Орфография. Правописание имён прилагательных

2

Формы контроля
(количество часов)

Сочинение
(2 часть
теста ЕГЭ)

Диктант
1 час
1 час
Тест в формате ЕГЭ
1 час

Тест в формате ЕГЭ
1 час
Диктант
1 час
1 час
Тест в формате ЕГЭ
1 час
Диктант
1 час

15

Нормы языка и культура речи. Вариантные формы полных и кратких имён
прилагательных. Употребление форм степеней сравнения качественных имён
прилагательных

1

16

Синтаксис и пунктуация. Однородные и неоднородные определения

2

V. 17

Имя числительное как часть речи

1

18

Орфография. Склонение количественных и порядковых имён числительных

2

19

Нормы языка и культура речи. Особенности употребления форм имён числительных

2

20

Синтаксис и пунктуация. Обособление уточняющих членов предложения

2

VI.21

Местоимение как часть речи

1

22

Орфография. Правописание отрицательных и неопределённых местоимений

2

23

Нормы языка и культура речи. Особенности употребления некоторых местоимений

1

24

Синтаксис и пунктуация. Знаки препинания при сравнительных оборотах и других
конструкциях с союзом КАК

3

VII.25

Глагол как часть речи

2

26

Орфография. Правописание глаголов

2

27

Нормы языка и культура речи. Особенности употребления форм глаголов

1

28

Синтаксис и пунктуация. Знаки препинания при обособленных приложениях

2

VIII.29 Причастие как особая форма глагола

1 час
Тест в формате ЕГЭ
2 часа

Тест в формате ЕГЭ
2 часа
Диктант
1 час
1 час
Тест в формате ЕГЭ
1 час

1 час
Тест в формате ЕГЭ
2 часа

1

30

Орфография. Правописание действительных и страдательных причастий

2

31

Нормы языка и культура речи. Особенности употребления форм причастий и причастных
оборотов

2

32

Синтаксис и пунктуация. Знаки препинания при согласованных и несогласованных
определениях

2

IX. 33

Деепричастие как особая форма глагола

1

34

Орфография. Правописание гласных перед суффиксами деепричастий

1

35

Нормы языка и культура речи. Особенности употребления деепричастных оборотов

1

Диктант
1 час

Тест в формате ЕГЭ
2 часа

1 час

36

Синтаксис и пунктуация. Знаки препинания при обособленных обстоятельствах

2

X. 37

Наречие как часть речи

1

38

Орфография. Правописание суффиксов наречий. Слитное, раздельное, дефисное
написание наречий и наречных сочетаний

3

39

Нормы языка и культура речи. Особенности употребления форм наречий

1

40

Синтаксис и пунктуация. Уточняющие обособленные члены предложения и знаки
препинания при них

2
Тест в формате ЕГЭ Сочинение
2 часа
2 часа

Итоговая контрольная работа
Итого

Диктант
1 час

74

20

8

Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки учащихся 10-11 классов по русскому языку (Тест в формате ЕГЭ)
Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки для проведения итоговой аттестации по русскому языку составлен на основе
Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по русскому языку (базовый и
профильный уровни) (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089).

№

Элементы содержания,
проверяемые заданиями теста в формате ЕГЭ

Перечень
требований к уровню подготовки выпускников

Уровень
стандарта

среднего (полного)

образования по
русскому языку

1

2

3

Фонетика
Звуки и буквы
Фонетический анализ слова

Лексика и фразеология
Лексическое значение слова
Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологические
обороты
Группы слов по происхождению и употреблению
Лексический анализ слова

Морфемика и словообразование
Значимые части слова (морфемы)
Морфемный анализ слова
Основные способы словообразования
Словообразовательный анализ слова

1. Различные виды анализа
1.1 Проводить различные виды анализа
языковых единиц, языковых явлений и фактов
1.2 Осуществлять речевой самоконтроль; оценивать письменные
высказывания с точки зрения языкового оформления,
эффективности достижения поставленных коммуникативных
задач
1.3 Разграничивать варианты норм, преднамеренные и
непреднамеренные нарушения языковых норм
1.4 Проводить лингвистический анализ учебно-научных,
деловых, публицистических, разговорных и художественных
текстов
1.5 Объяснять взаимосвязь фактов языка и истории, языка и
культуры русского и других народов
2. Чтение
2.1 Использовать основные виды чтения (ознакомительноизучающее, ознакомительно-реферативное и др.)
в зависимости от коммуникативной задачи
2.2 Извлекать необходимую информацию из различных
источников: учебно-научных текстов, справочной литературы,
средств массовой информации
2.3 Владеть основными приемами информационной переработки
письменного текста
3. Письмо
3.1 Создавать письменные высказывания различных типов и
жанров в социально-культурной, учебно-научной (на материале
изучаемых учебных дисциплин), деловой сферах общения;
редактировать собственный текст
3.2 Применять в практике речевого общения основные
орфоэпические, лексические, грамматические нормы
современного русского литературного языка; использовать в
собственной речевой практике синонимические ресурсы
русского языка
3.3 Применять в практике письма орфографические и
пунктуационные нормы современного русского литературного
языка
3.4 Соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и
ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных

Базовый
Профильный
Базовый
Профильный
Профильный
Базовый
Профильный
Профильный
Базовый
Профильный
Базовый
Профильный
Базовый
Профильный
Базовый
Профильный
Базовый
Профильный

Базовый
Профильный
Базовый
Профильный

проблем
4

5

6

Грамматика. Морфология
Самостоятельные части речи
Служебные части речи
Морфологический анализ слова
Грамматика. Синтаксис
Словосочетание
Предложение. Грамматическая основа предложения.
Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения
Второстепенные члены предложения
Двусоставные и односоставные предложения
Распространённые и нераспространённые предложения
Полные и неполные предложения
Осложнённое простое предложение
Сложное предложение
Сложные бессоюзные предложения. Смысловые
отношения между частями сложного бессоюзного
предложения Сложные предложения с разными видами
связи между частями
Способы передачи чужой речи
Синтаксический анализ простого предложения
Синтаксический анализ сложного предложения
Синтаксический анализ (обобщение)
Орфография
Орфограмма
Употребление гласных букв И/Ы, А/Я, У/Ю после
шипящих и Ц
Употребление гласных букв О/Е (Ё) после шипящих и Ц
Употребление Ь и Ъ
Правописание корней
Правописание приставок
Правописание суффиксов различных частей речи (кроме Н-/-НН-)
Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи
Правописание падежных и родовых окончаний
Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов

Базовый
Профильный
Базовый
Профильный
Базовый
Профильный

Базовый
Профильный

7

8

причастий
Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями
речи
Правописание отрицательных местоимений и наречий
Правописание НЕ и НИ
Правописание служебных слов
Правописание словарных слов
Слитное, дефисное, раздельное написание слов различных
частей речи
Орфографический анализ
Пунктуация
Знаки препинания между подлежащим и сказуемым
Знаки препинания в простом осложнённом предложении
Знаки препинания при обособленных определениях
Знаки препинания при обособленных обстоятельствах
Знаки препинания при сравнительных оборотах
Знаки препинания при уточняющих членах предложения
Знаки препинания при
Знаки препинания в предложениях со словами и
конструкциями, грамматически не связанными с членами
предложения
Знаки препинания в осложнённом предложении
Знаки препинания при прямой речи, цитировании
Знаки препинания в сложносочинённом предложении
Знаки препинания в сложноподчинённом предложении
Знаки препинания в сложном предложении с разными
видами связи
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении
Знаки препинания в сложном предложении с союзной и
бессоюзной связью
Тире в простом и сложном предложениях
Двоеточие в простом и сложном предложениях
Пунктуация в простом и сложном предложениях
Пунктуационный анализ предложения
Речь
Текст как речевое произведение. Смысловая и
композиционная целостность текста
Средства связи предложений в тексте

Базовый
Профильный

Базовый
Профильный

9

10

11

Стили и функционально-смысловые типы речи
Отбор языковых средств в тексте в зависимости от темы,
цели, адресата и ситуации общения
Анализ текста
Создание текстов различных стилей и функциональносмысловых типов речи
Языковые нормы
Орфоэпические нормы
Лексические нормы
Грамматические нормы (морфологические нормы)
Грамматические нормы (синтаксические нормы)
Выразительность русской речи
Выразительные средства русской фонетики
Выразительные средства словообразования
Выразительные средства лексики и фразеологии
Выразительные средства грамматики
Анализ средств выразительности
Сочинение.
Информационная обработка текста. Употребление
языковых средств в зависимости от речевой ситуации

Базовый
Профильный

Базовый
Профильный

4. Создавать текст и понимать текст как речевое
произведение, его смысловую и композиционную целостность.
Использовать средства связи предложений в тексте.
Различать стили и функционально-смысловые типы речи.
Отбирать необходимые языковые средства в тексте в
зависимости от темы, цели, адресата и ситуации общения.
Анализировать текст.
Создавать тексты различных стилей и функциональносмысловых типов речи.
Соблюдать лексические нормы (употребление слова в
соответствии с точным лексическим значением и требованием
лексической сочетаемости.
Знать лексическое значение слова. Использовать синонимы,
антонимы, омонимы, фразеологические обороты. Различать
группы слов по происхождению и употреблению.

Профильный

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».