Общая характеристика учебного курса «История России» и «Всеобщая история» Рабочая программа по истории для 10-11 класса составлена на основе: • Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" • Федеральными государственными образовательными стандартами (далее ФГОС) среднего общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413), • Приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 N 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам основного общего и среднего общего образования»; Авторской рабочей программы О. В. Волобуев, И. Л. Андреев, Л. М. Ляшенко и др История России. 10—11 класс. Углублённый уровень. М. : Дрофа, 2017. Курс реализуется через учебники: Хейфец В.Л., Федоров О.Д., Хейфец Л.С., Северинов К.М. Всеобщая история.10 класс; изд-во «Вентана-Граф», 2020 Никонов В.А., Девятов С.В. История. История России 1914 – начало XXIв.(в двух частях); «Русское слово», 2019 Кириллов В.В., Бравина М.А. История. История России до 1914 года. Повторительно-обобщающий курс. 11 класс; «Русское слово», 2019 Место учебного предмета «История» Предмет «История» изучается на уровне среднего общего образования в качестве учебного предмета в 10–11-х классах. Предмет «История» на углубленном уровне включает в себя расширенное содержание «Истории» на базовом уровне, а также повторительнообобщающий курс «История России до 1914 года», направленный на подготовку к итоговой аттестации и вступительным испытаниям в вузы. Требования к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования, ее структуре и условиям реализации учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся на ступени среднего общего образования, включая образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, а также значимость данной ступени общего образования для продолжения обучения, профессиональной деятельности и успешной социализации. В соответствии с примерным учебным планом на изучение истории в старших классах на углубленном уровне отводится 276 часов. Планируемые результаты Метапредметные результаты: Под метапредметным результатом мы будем понимать освоение учащимися метапредметных понятий и формирование обобщённых способов действий (УУД), с помощью которых ученик может сам добывать необходимую информацию, учиться, переносить полученные умения в различные сферы деятельности. Метапредметные понятия, которые будут положены в основу внеурочной деятельности, метапредментых погружений и уроков: проблема, аргумент, моделирование, пространство. Регулятивные УУД Сформировать умение самостоятельно определять цель своего развития Выпускник сможет сформулировать цель своего развития и определить задачи и средства её осуществления; организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели; Умение сформировано Сформировать умение соотносить свои интересы с возможностями Выпускник сможет понять свои интересы, соотнести их с возможностями и ставить на этой основе реалистические задачи для своего развития 3 Сформировать умение понимать причины успеха/неуспеха учебной и внеучебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха. Выпускник сможет самостоятельно принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей с учётом школьных ценностей. Познавательные УУД Сформировать навыки познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыки разрешения проблем Выпускник сможет самостоятельно заниматься проектной и исследовательской деятельностью, проектировать собственную траекторию при решении различных задач, выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия; выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ресурсы; менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности. 2 Сформировать навык использования и преобразования разных форм и способов при решении различных задач Выпускник сможет использовать графические формы и знаковосимволические средства самостоятельно при выполнении заданий поискового характера. 3 Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами Выпускник сможет ориентироваться в различных источниках информации, интерпретировать различные тексты Коммуникативные УУД 1.Сформировать умение бесконфликтного сотрудничества в группе Выпускник сможет сам организовывать группы для решения учебных задач, договариваться и бесконфликтно выходить из сложных ситуаций 2 Сформировать умение аргументировано строить свою речь Выпускник сможет осознано строить речевое высказывание, свободно излагать свою точку зрения, защищать проекты и учебные исследования Учащийся владеет несколькими способами составления текстов на основе прочитанного и может их применять в разных предметных областях. 3 Сформировать компетентности в области использования ИКТ Выпускник сможет использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности Личностные результаты: • формирование у учащихся патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, к прошлому многонационального народа России; • осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа и своего края в контексте общемирового культурного наследия; • усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества, гуманистических традиций и ценностей современной цивилизации, уважение прав и свобод человека; • осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; • понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность как норма осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира. • формирование у учащихся ярких, эмоционально окрашенных образов исторических эпох; Предметные результаты: • воспитание патриотизма, гуманизма, уважения к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни; • ознакомление учащихся с важнейшими событиями всемирной истории, фактами, биографиями исторических деятелей прошлого и современности, основными процессами развития человеческого общества в их взаимосвязях и хронологической последовательности; • создание у учащихся представлений об исторических источниках, их особенностях, формирование основ их анализа; • овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации; • развитие способностей к самостоятельному анализу событий прошлого и настоящего, раскрытию причинно - следственных связей, обобщению фактов, использованию знаний, полученных в ходе изучения курса истории, при анализе и оценке современного состояния общества; • формирование системы ценностей и убеждений, основанной на нравственных и культурных достижениях человечества. Выпускник на углубленном уровне научится: – владеть системными историческими знаниями, служащими основой для понимания места и роли России в мировой истории, соотнесения (синхронизации) событий и процессов всемирной, национальной и региональной/локальной истории; – характеризовать особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе; – определять исторические предпосылки, условия, место и время создания исторических документов; – использовать приемы самостоятельного поиска и критического анализа историко-социальной информации в Интернете, на телевидении, в других СМИ, ее систематизации и представления в различных знаковых системах; – определять причинно-следственные, пространственные, временные связи между важнейшими событиями (явлениями, процессами); – различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения; – находить и правильно использовать картографические источники для реконструкции исторических событий, привязки их к конкретному месту и времени; – презентовать историческую информацию в виде таблиц, схем, графиков; – раскрывать сущность дискуссионных, «трудных» вопросов истории России, определять и аргументировать свое отношение к различным версиям, оценкам исторических событий и деятельности личностей на основе представлений о достижениях историографии; – соотносить и оценивать исторические события локальной, региональной, общероссийской и мировой истории ХХ в.; – обосновывать с опорой на факты, приведенные в учебной и научнопопулярной литературе, собственную точку зрения на основные события истории России Новейшего времени; – применять приемы самостоятельного поиска и критического анализа историко-социальной информации, ее систематизации и представления в различных знаковых системах; – критически оценивать вклад конкретных личностей в развитие человечества; – изучать биографии политических деятелей, дипломатов, полководцев на основе комплексного использования энциклопедий, справочников; – объяснять, в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности исторических личностей и политических групп в истории; – самостоятельно анализировать полученные данные и приходить к конкретным результатам на основе вещественных данных, полученных в результате исследовательских раскопок; – объяснять, в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности исторических личностей и политических групп в истории; – давать комплексную оценку историческим периодам (в соответствии с периодизацией, изложенной в историко-культурном стандарте), проводить временной и пространственный анализ. Выпускник на углубленном уровне получит возможность научиться: – использовать принципы структурно-функционального, временного и пространственного анализа при работе с источниками, интерпретировать и сравнивать содержащуюся в них информацию с целью реконструкции фрагментов исторической действительности, аргументации выводов, вынесения оценочных суждений; – анализировать и сопоставлять как научные, так и вненаучные версии и оценки исторического прошлого, отличать интерпретации, основанные на фактическом материале, от заведомых искажений, фальсификации; – устанавливать причинно-следственные, пространственные, временные связи исторических событий, явлений, процессов на основе анализа исторической ситуации; – определять и аргументировать свое отношение к различным версиям, оценкам исторических событий и деятельности личностей на основе представлений о достижениях историографии; – применять элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, обстоятельства и цели его создания, позиций авторов и др.), излагать выявленную информацию, раскрывая ее познавательную ценность; – целенаправленно применять элементы методологических знаний об историческом процессе, начальные историографические умения в познавательной, проектной, учебно-исследовательской деятельности, социальной практике, поликультурном общении, общественных обсуждениях и т.д.; – знать основные подходы (концепции) в изучении истории; – знакомиться с оценками «трудных» вопросов истории; – работать с историческими источниками, самостоятельно анализировать документальную базу по исторической тематике; оценивать различные исторические версии; – исследовать с помощью исторических источников особенности экономической и политической жизни Российского государства в контексте мировой истории ХХ в.; – корректно использовать терминологию исторической науки в ходе выступления, дискуссии и т.д.; – представлять результаты историко-познавательной деятельности в свободной форме с ориентацией на заданные параметры деятельности. Выпускник на углубленном уровне получит возможность научиться: ▪ использовать принципы структурно-функционального, временного и пространственного анализа при работе с источниками, интерпретировать и сравнивать содержащуюся в них информацию с целью реконструкции фрагментов исторической действительности, аргументации выводов, вынесения оценочных суждений; ▪ анализировать и сопоставлять как научные, так и вненаучные версии и оценки исторического прошлого, отличать интерпретации, основанные на фактическом материале, от заведомых искажений, фальсификации; ▪ устанавливать причинно-следственные, пространственные, временные связи исторических событий, явлений, процессов на основе анализа исторической ситуации; ▪ определять и аргументировать свое отношение к различным версиям, оценкам исторических событий и деятельности личностей на основе представлений о достижениях историографии; ▪ применять элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, обстоятельства и цели его создания, позиций авторов и др.), излагать выявленную информацию, раскрывая ее познавательную ценность; ▪ целенаправленно применять элементы методологических знаний об историческом процессе, начальные историографические умения в познавательной, проектной, учебно-исследовательской деятельности, социальной практике, поликультурном общении, общественных обсуждениях и т. д.; ▪ знать основные подходы (концепции) в изучении истории; ▪ знакомиться с оценками «трудных» вопросов истории; ▪ работать с историческими источниками, самостоятельно анализировать документальную базу по исторической тематике; оценивать различные исторические версии; исследовать с помощью исторических источников особенности экономической и политической жизни Российского государства в контексте мировой истории ХХ в.; корректно использовать терминологию исторической науки в ходе выступления, дискуссии и т. д.; представлять результаты историко-познавательной деятельности в свободной форме с ориентацией на заданные параметры деятельности. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 10 КЛАСС История России (80ч.) Тема I. Россия в годы великих потрясений (12ч) На фронтах Первой мировой войны. Россия и мир накануне Первой мировой войны. Причины глобального конфликта. Геополитические и военностратегические планы командования. Вступление России в войну. Боевые действия на австро-германском и Кавказском фронтах, взаимодействие с союзниками по Антанте. Неудача в Восточно-Прусской операции. Успехи 1914 г. Военные кампании 1915—1916 гг. Брусиловский прорыв и его значение. Состояние армии. Людские потери. Тяготы окопной жизни и изменения в настроениях солдат. Политизация и начало морального разложения армии.Власть, экономика и общество в условиях войны. Экономика. Формирование военно-промышленных комитетов. Финансовые и транспортные проблемы. Пропаганда патриотизма и восприятие войны обществом. Содействие гражданского населения армии и создание общественных организаций помощи фронту. Народное восстание в Петрограде. Падение монархии. Шесть решающих дней. Основные этапы и хронология революции 1917 г. Февраль—март: восстание в Петрограде и падение монархии. Движущие силы революционных событий. Роль Петроградского гарнизона в восстании. Генералитет и события в столице. Отречение Николая II от власти. Падение монархии. Петроградский Совет рабочих депутатов и Временный комитет Государственной думы. Двоевластие. Формирование Временного правительства и программа его деятельности. Г. Е. Львов. Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов и его декреты. Приказ № 1. Революционная эйфория. Временное правительство и нарастание общенационального кризиса. Весна—лето: «зыбкое равновесие» политических сил при росте влияния большевиков. «Апрельские тезисы» В. И. Ленина. Нота Милюкова, правительственный кризис и формирование коалиции либералов и умеренных социалистов. I Всероссийский съезд Советов. Создание ВЦИК. Провал наступления на фронте. Июльский кризис и конец двоевластия. Новый состав правительства. А. Ф. Керенский. Деятельность православной церкви. Восстановление патриаршества. Выступление генерала Л. Г. Корнилова. 1 сентября 1917 г.: провозглашение России республикой. Большевики захватывают власть. Ситуация в стране— кризис обостряется. Большевизация Советов. Создание Военно-революционного комитета (ВРК) Петроградским Советом. Подготовка и проведение вооруженного восстания в Петрограде. II Всероссийский съезд Советов, провозглашение перехода всей власти к Советам. Декреты о земле и мире. Новое правительство в лице Совета народных комиссаров. Новые государственные учреждения: ВСНХ, ВЧК. Первые революционные преобразования большевиков. Брестский мир. Диктатура пролетариата. Декларация прав народов России. Мероприятия в области промышленного производства, транспорта, торговли, банковской системы, их национализация. Передел земли. Созыв и роспуск Учредительного собрания. III съезд Советов. Первая Конституция РСФСР. Брестский мир. Позиция левых коммунистов и левых эсеров. Гражданская война и военный коммунизм. Причины и особенности Гражданской войны в России, основные этапы и участники. Экономическая политика большевиков в годы Гражданской войны, военный коммунизм: продотряды, комбеды, продразверстка. «Демократическая контрреволюция». Формирование Добровольческой армии. Белое движение и иностранная интервенция. Создание Красной армии. Провал похода Верховного правителя. Борьба большевиков с национальными правительствами на окраинах. Решающие победы Красной армии. Советскопольская война и поражение П. Н. Врангеля. Зеленые против красных. Окончание Гражданской войны, ее результаты. Культура и быт революционной эпохи. «Русский народ обвенчался со Свободой». Календарь новой жизни. Борьба с неграмотностью. Наркомпрос. Положение ВЦИК о единой трудовой школе. Советская наука. В. И. Вернадский, Н. Е. Жуковский, Н. И. Вавилов, М. Н. Покровский. Искусство революционной эпохи. Тема II. Советский Союз в 1920—1930-е годы (18ч) Нэп, СССР и Сталин. Переход к нэпу. Особенности нэповской экономической модели. Развитие промышленности и сельского хозяйства в 1920-е гг. Методы укрепления политической власти большевиков в новых условиях. Утверждение однопартийной политической системы. И. В. Сталин. Образование СССР. Конституция СССР 1924 г. Внутрипартийная борьба в 1920-е гг. Индустриализация и коллективизация. Свертывание нэпа. Цели и методы индустриализации, источники средств. I и II пятилетки. Причины проведения коллективизации, ее формы и методы. Раскулачивание. Сопротивление крестьянства. Голод 1932—1933 гг. Последствия коллективизации. СССР во второй половине 1930-х годов. Итоги и особенности индустриализации. Колхозная деревня. Конституция 1936 г. Формирование культа личности И. В. Сталина. «Враги народа». Массовые репрессии и их последствия. Советское общество. Урбанизация. Паспортная система. Изменения в жизни крестьян. Номенклатура. Герои труда. Стахановское движение. ГТО. Воинствующие безбожники. Наука и культура Страны Советов. Культурная революция. Развитие образования и науки. Художественная культура. Утверждение метода социалистического реализма. Идеологический контроль над духовной жизнью общества. Внешняя политика СССР. 1919 год — август 1939 года. Особенности и основные направления внешней политики Советского государства. Генуэзская конференция. Рапалльский договор. Укрепление позиций страны на международной арене. Усиление международной напряженности в конце 1920-х — начале 1930-х гг. Борьба СССР за создание системы коллективной безопасности. СССР и война в Испании. Дальневосточная политика СССР. Мюнхенское соглашение. Советско-англо-французские переговоры. Сближение СССР и Германии, договор о ненападении. Внешняя политика СССР. Сентябрь 1939 года — июнь 1941 года. Вхождение Западной Украины и Западной Белоруссии в состав СССР. Война с Финляндией, ее итоги и последствия. Присоединение Прибалтики и Бессарабии. Обострение советско-германских противоречий. Тема III. Великая. Отечественная война. (12ч) Трагическое начало. План «Барбаросса». Блицкриг. Начало «молниеносной войны». Вторжение гитлеровских войск на территорию Советского Союза. Катастрофическое поражение Красной армии в начальный период войны. Первые мероприятия советского правительства в условиях военного времени. Мобилизация сил на отпор врагу. Оборонительные бои под Москвой. Массовый героизм. Переход советских войск в контрнаступление. Разгром врага под Москвой. Коренной перелом. Военные действия в первой половине 1942 г. Продвижение противника в глубь страны. Приказ «Ни шагу назад!». Сталинград: начало коренного перелома в войне. Герои Сталинградской битвы. Сражения на Кавказе. Курская битва. Освобождение Орла и Белгорода. Начало изгнания гитлеровцев с советской земли. Освобождение Левобережной Украины. Битва за Днепр. Потеря противником стратегической инициативы. Блокадный Ленинград — подвиг фронта и тыла. Военно-техническое оснащение Красной армии. СССР и союзники. Антигитлеровская коалиция. Ленд-лиз. Тегеранская конференция, договоренности союзников об открытии второго фронта. Человек и война: по обе стороны фронта. Экономика советского тыла. Эвакуация. Призыв «Все для фронта! Все для Победы!». Трудовой фронт. Массовый характер добровольной помощи фронту. Русская православная церковь в годы войны. Повседневная жизнь в советском тылу. Вклад творческой интеллигенции в Победу. «Новый порядок» на оккупированной врагом территории Советского Союза. Холокост. Вместе с врагом: сотрудничество и пособничество. Партизанское и подпольное движение на оккупированной территории, его герои. 1944-й: год изгнания врага. Сражения зимой и летом 1944 г. «Десять сталинских ударов». Летнее наступление и Белорусская операция. Открытие второго фронта. Разгром группы армий «Центр». Начало крушения «нового порядка» в странах Восточной и Юго-Западной Европы. Год победы: капитуляция Германии и Японии. Военные операции советских войск в 1945 г. Берлинская операция и капитуляция Германии. 9 мая 1945 года— День Победы. Крымская и Берлинская конференции глав союзных держав. Согласование действий о новом мироустройстве. Разгром японских войск в Маньчжурии. Капитуляция Японии. Окончание Второй мировой войны. Итоги войны и цена Победы. Тема IV. Апогей и кризис советской системы 1945-1991 (34ч) Поздний сталинизм и послевоенное возрождение страны. Состояние экономики страны после окончания войны. Изменения в управлении государством с переходом страны к мирной жизни. Восстановление и развитие промышленности. Четвертый пятилетний план. Трудности и проблемы сельского хозяйства. Жизнь и быт советских людей. Политические кампании. Просвещение и наука. Художественная культура и идеология. Внешняя политика в послевоенные годы и начало «холодной войны». Глобальные последствия Второй мировой войны. «Третий мир». СССР в системе послевоенных международных отношений. Укрепление статуса СССР как великой мировой державы. Формирование двух военнополитических блоков государств. Начало «холодной войны». НАТО. ОВД. Роль Советского Союза в установлении коммунистических режимов в странах Восточной Европы и в Азии. Военно-политические конфликты начального периода «холодной войны». «Оттепель»: смена политического режима. Смерть И. В. Сталина и борьба за власть. Л. П. Берия, Н. С. Хрущев, Г. М. Маленков. XX съезд КПСС, критика культа личности Сталина. Реабилитация жертв политических репрессий. Политика Н. С. Хрущева— попытка частично демократизировать советское общество. Решение октябрьского Пленума ЦК КПС. Социально-экономическое развитие СССР: новации и догмы. Продовольственная проблема. Освоение целинных и залежных земель. Л. И. Брежнев. Состояние колхозно-совхозной системы. НТР в СССР. Реформа управления промышленностью. Создание совнархозов. Результаты пятилетних планов. Модернизация социальной сферы. Жилищное строительство. Внешняя политика: в пространстве от конфронтации к диалогу. 1953—1964 годы. Новые подходы во внешней политике. Отношения СССР с социалистическими странами Европы. Реакция коммунистических партий на решения ХХ съезда КПСС. Динамика взаимоотношений с развитыми странами Запада и США. Берлинский и Карибский кризисы. СССР и развивающиеся страны. Общественная жизнь в СССР. 1950-е— середина 1960-х годов. Урбанизация советского общества. Третья программа КПСС (1961)— программа строительства коммунизма. Задача партии — воспитание строителя коммунизма. Демократизация общественной жизни. Проведение в Москве Всемирного фестиваля молодежи и студентов. «Шестидесятники». Диссиденты. Самиздат. Тамиздат. Границы дозволенного. События в Новочеркасске 1962 г. Гонения на религию и вольнодумство. Советская наука и культура. Наука. Успехи в космосе. Юрий Гагарин. Валентина Терешкова. Отечественные лауреаты Нобелевской премии. Образование. Художественная культура. А. И. Солженицын, А. А. Вознесенский, Э. И. Неизвестный, Э. М. Белютин, Д. Д. Шостакович, Г. В. Свиридов, М. М. Хуциев, С. А. Герасимов и др. Спорт. Советское общество в середине 1960-х — середине 1980-х годов. Политический курс Л. И. Брежнева и его преемников. Ю. В. Андропов. К. У. Черненко. Диссиденты и борьба с ними. А. Д. Сахаров. А. И. Солженицын. Экономическое развитие в 1960-е гг. Уровень жизни советских людей. Итоги социалистического строительства. Экологические проблемы. Внешняя политика: между «разрядкой» и конфронтацией. 1965—1985 годы. Переход к политике «разрядки» международной напряженности в отношениях Восток—Запад. Советско-американские договоры. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе. СССР в региональных конфликтах. Участие СССР в войне в Афганистане. Отношения СССР со странами социализма. Культурная жизнь в середине 1960-х — середине 1980-х годов. Наука. Достижения отечественных математиков и физиков. А. А. Леонов. Образование. Постановление о переходе ко всеобщему среднему образованию. Литература и искусство. В. М. Шукшин, В. Г. Распутин, И. А. Ефремов, Ч. Айтматов, Ю. Рытхэу, С. Ф. Бондарчук, Л. И. Гайдай, А. И. Райкин, В. С. Высоцкий и др. Перестройка и распад СССР. 1985—1991 годы. Курс М. С. Горбачева на реформы. Политика «ускорения» и ее результаты. Провозглашение курса на гласность и демократизацию. Всесоюзная партийная конференция (1988), ее решения. Появление оппозиции курсу М. С. Горбачева. Межрегиональная депутатская группа. Национальный вопрос в новых условиях. Зарождение новой многопартийности. Рост протестных выступлений населения. Уступки во внешней политике. Начало распада СССР. Политика М. С. Горбачева в первой половине 1991 г., ее двойственность. Выборы Президента России 12 июня 1991 г. Б. Н. Ельцин. Августовские события 1991 г. и их последствия. Роспуск КПСС. Распад СССР. Образование СНГ. Тема V. Российская Федерация в конце ХХ— начале XXI века (12ч) Становление новой России. 1992—1993 годы. Программа радикальных экономических реформ (октябрь 1991 г.). «Шоковая терапия». Е. Т. Гайдар. Либерализация цен. Приватизация. Ваучеры. Первые результаты и социальная цена реформ. Президент и Верховный Совет: противостояние двух ветвей власти. Политический кризис 1993 г. А. В. Руцкой. Российская многопартийность. Выборы в Государственную Думу. Российская Федерация: продолжение реформ и политика стабилизации. 1994—1999 годы. Конституция России 1993 г. Российский парламентаризм. Этнополитические конфликты. Сепаратизм. Подписание Федеративного договора 1992 г. Наведение «конституционного порядка» в Чечне. Президентские выборы 1996 г. Второе президентство Б. Н. Ельцина. Дефолт 1998 г. и его последствия. Новый облик российского общества. Власть и общество в начале XXI века. Политическая ситуация на рубеже ХХ—XXI вв. Парламентские выборы 1999 г. Сложение полномочий президента Б. Н. Ельциным. Избрание Президентом России В. В. Путина. Политическое развитие страны в 2000-е гг. Укрепление вертикали власти. Президентские выборы 2008 г. Президент России Д. А. Медведев. Третий президентский срок В. В. Путина. Экономическое развитие и социальная политика в начале XXI века. Экономическое развитие: достижения и трудности. Социальная политика. Совершенствование правовой системы. Борьба с коррупцией. Предоставление субсидий. Индексация зарплат и пенсий. Материнский капитал. Изменения в общественном сознании и повседневной жизни. Плюрализм. Информационная среда. Изменение психологии людей. Внешняя политика в конце ХХ— начале XXI века. Внешняя политика в период президентства Б. Н. Ельцина. ОБСЕ. ОДКБ. Россия и страны Запада. Причины охлаждения отношений. Балканский кризис 1999 г. Отношения России со странами СНГ и Балтии. Россия и страны «третьего мира». Разработка новой внешнеполитической стратегии в начале XXI в. Российская Федерация в системе современных международных отношений. ШОС. БРИКС. Россия и межгосударственные отношения на постсоветском пространстве. Принятие Республики Крым и г. Севастополя в состав России. Участие России в антитеррористической операции в Сирии. Культура и наука в конце ХХ— начале XXI века. Религиозное возрождение как духовное явление в жизни страны. Модернизация образования. Вариативность обучения. Введение ЕГЭ и ОГЭ. Спорт. Отечественная наука. Художественная культу-ра. Н. С. Михалков, В. П. Тодоровский, Т. Толстая, Л. Улицкая, Б. Акунин, И. С. Глазунов, Р. К. Щедрин, В. А. Гергиев и др. Всеобщая история (56 ч) Особенности изучения новейшей истории в старших классах. Основные итоги всеобщей истории в XIX в. Структура курса новейшей истории: основные этапы мировой истории XX — начала XXI в. Тема 1. МИР НАКАНУНЕ И В ГОДЫ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ (6 ч) Мир в начале XX в. Изменения в государственном и общественном строе стран Запада на рубеже XIX—XX вв. Понятие «Запад». Характерные черты западного мира: индустриальная рыночная экономика, гражданское общество, рационализм и индивидуализм. Становление правового государства в странах Запада в начале XX в. Социально-политические изменения в западном мире. Новые тенденции в экономическом развитии. Монополистический капитализм и противоречия его развития. Циклический характер экономического развития. Новый этап промышленной революции. Идейные течения и политические партии. Процесс модернизации за пределами Европы. Международные отношения в начале XX в. Нарастание противоречий между европейскими державами. Тройственный союз (1882). Франкорусский союз (1893). Колониальные противоречия между великими державами. Складывание европейских военно-политических союзов. Образование англо-франко-русского военно-политического союза (Антанты). Рост напряженности на Балканах. Балканские войны 1912—1913 гг. Первая мировая война. Цели и стратегические планы участников. Начало всемирного конфликта. Боевые действия в начале войны. Наступление войск центральных держав на Восточном фронте. Подводная война германского военно-морского флота. Верденская битва и ее итоги. Брусиловский прорыв на Восточном фронте. Позиционная война на Западном фронте в 1917 г. Внутреннее положение в воюющих странах. Сепаратный Брестский мир правительства большевиков с Германией, поражение России и выходиз мировой войны (март 1918 г.). Окончание Первой мировой войны. Тема 2. МИР В ПЕРИОД МЕЖДУ ДВУМЯ МИРОВЫМИ ВОЙНАМИ (16 ч) Послевоенное урегулирование и революционное движение. Начало процесса мирного урегулирования. «14 пунктов» американского президента В. Вильсона. Заключение мирных договоров. Версальский мирный договор. Образование Лиги Наций и Веймарской республики в Германии. Вашингтонская конференция 1921—1922 гг. Революционный процесс в послевоенной Европе. Создание Коминтерна. Возникновение национальных государств в Европе. Советско-польская война 1919—1921 гг. Страны Запада в 1920-е гг.: от процветания к кризису. Предпосылки «эпохи процветания» 1920-х гг. Генуэзская конференция 1922 г. и советскогерманский договор в Рапалло. Стабилизация во Франции и в Великобритании в 1920-е гг. Веймарская республика в Германии. «План Дауэса». Международные отношения в Европе в 1920-е гг. Локарнская конференция 1925 г. Пакт Бриана—Келлога. Модернизация в странах Востока. Восток после окончания Первой мировой войны. Революционные события в Турции. Младотурецкая революция 1908 г. Реформы Кемальпаши. Национально-освободительное движение в Индии. Идея сатьяграхи —ненасильственного сопротивления Махатмы Ганди. Синьхайская революция в Китае 1911—1913 гг. Японская агрессия в Китае. Мировой экономический кризис 1929—1933 гг. Предпосылки и особенности мирового экономического кризиса 1929—1933 гг. Принципы экономического либерализма. Про явление экономического кризиса в разных странах мира. Преодоление кризиса в США. «Новый курс» президента США Ф. Д. Рузвельта. Кризис в Великобритании и во Франции. Реформы Народного фронта во Франции. Тоталитарные режимы и рост международной напряженности в Европе в 1930-е гг. Причины возникновения тоталитарных режимов в Европе. Политическая идеология тоталитарного типа. Итальянский фашизм и гитлеровский режим в Германии. Антидемократические режимы в других странах Европы. Международные отношения в 1930-е гг. Нарастание фашистской агрессии. Оформление военного блока Германии, Италии и Японии — «Антикоминтерновский пакт». Поражение республиканцев в гражданской войне в Испании и установление диктатуры генерала Ф. Франко. Тема 3. ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА (10 ч) Начало Второй мировой войны. На пути к новой мировой войне: провал идеи коллективной безопасности. Советско-германский пакт о ненападении и секретный протокол о разделе сфер влияния в Восточной Европе. Агрессия против Польши и начало Второй мировой войны. «Странная война» на Западе и военная трагедия Франции. «Битва за Англию» и отношение США к войне в Европе. Военные действия на Балканах. Начало Великой Отечественной войны. Военные действия на других театрах мировой войны. Оккупационный режим в странах Западной Европы. Нападение Германии на СССР и начало Великой Отечественной войны. Контрнаступление Красной Армии под Москвой. Тихоокеанский театр военных действий. Нападение Японии на военно-морскую базу США Пёрл- Харбор. Контрнаступление советских войск под Сталинградом и Курская битва. Североафриканская кампания 1940—1943 гг. и крушение итальянского фашизма. Объединенные нации на пути к победе над Германией и Японией. Образование Антигитлеровской коалиции. Межсоюзнические отношения и Тегеранская конференция. Движение Сопротивления в Западной Европе. Открытие второго фронта и военные действия в Западной Европе в 1944 г. Начало освобождения стран Восточной и Центральной Европы от нацистских агрессоров. Тихоокеанский театр военных действийв 1944 г. Завершающий этап Второй мировой войны. Крымская (Ялтинская) конференция союзных держав. Берлинская операция советских войск. Разгром и капитуляция гитлеровской Германии. Потсдамская (Берлинская) конференция. Вступление СССР в войну с Японией. Поражение и капитуляция Японии. Итоги Второй мировой войны. Нюрнбергский и Токийский международные суды над военными преступниками. Тема 4. СОРЕВНОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ СИСТЕМ. (20 ч) Социально-экономическое развитие стран Запада во второй половине XX в. Новый облик стран. Запада после Второй мировой войны. Идеи демократического социализма. Кейнсианство. Создание «государства благосостояния». Политика «новых рубежей» президента Дж. Кеннеди. «Государство благосостояния» и причины его кризиса в конце 1960-х гг. Экономический кризис 1974—1975 гг. и его последствия. «Неоконсервативная волна». Новый этап НТР. Социально-экономические последствия современного этапа НТР. Общественно-политическое развитие Запада в 1945 — середине 1980-е гг. США после Второй мировой войны. Маккартизм. США в 1960—1970-е гг. Борьба с расовой сегрегацией и дискриминацией цветного населения США. «Уотергейт». Политическая жизнь Западной Европы. Политика лейбористского правительства К. Эттли. Пятая республика Ш. де Голля. Образование Федеративной Республики Германии (ФРГ).Социальные движения протеста в странах Запада. Политика неоконсервативных правительств. Причины и проявления массовых общественных движений в США и Западной Европе в 1945 — середине 1980-х гг. Протестные формы общественных движений. Социалистические страны и особенности их развития после Второй мировой войны. Установление просоветских режимов в странах Восточной Европы. Югославская модель социализма. Германия: разделенная нация. События 1956 г. в Польше и Венгрии. Попытки демократизации социалистического строя. «Пражская весна» и «доктрина Брежнева». Страны Азии, Африки и Латинской Америки во второй половине XX в. Предпосылки распада и последующего крушения колониальной системы после Второй мировой войны. Ликвидация колониальной зависимости. Движение неприсоединения. Прозападная модернизация в Южной Азии. Япония и «новые индустриальные страны». Влияние ислама на развитие стран Азии и Африки. Исламская революция в Иране 1979 г. Идеи социализма в странах «третьего мира». Эпоха социальных и экономических экспериментов Мао Цзэдуна и новая политика Дэн Сяопина. Особенности развития Латинской Америки. Латинская Америка во второй половине XX в. Послевоенное устройство мира. Международные отношения в 1945 — начале 1970-х гг. Создание ООН и попытка формирования нового миропорядка. Положение США и СССР после Второй мировой войны и начало «холодной войны». Раскол мира на враждующие военно-политические блоки. Ядерное соперничество сверхдержав. Берлинский и Карибский кризисы. Цели и методы соперничества сверхдержав в региональных конфликтах. Участие сверхдержав в региональных конфликтах. Вьетнамская война 1964—1973 гг. Международные отношения в 1970—1980-е гг. Окончание «холодной войны». Предпосылки разрядки международной напряженности. Разрядка международной напряженности. Договорный процесс периода разрядки. Новый виток «холодной войны». Международные отношения во второй половине 1980-х гг. Революции конца 1980-х гг. в Восточной Европе. Окончание «холодной войны». Мир на рубеже XX—XXI вв. НТР эпохи постиндустриальной цивилизации: достижения и проблемы. Тенденции экономического и социальнополитического развития стран Запада. Интеграционные и дезинтеграционные процессы в современном мире. Европейский союз. Территориальные и этноконфессиональные конфликты в современном мире. Война на Балканах — первый вооруженный конфликт в Европе после Второй мировой войны. Система международных отношений на рубеже XX—XXI вв.: становление новой структуры миропорядка. Место России на современной международной арене. Тема 5. СОВРЕМЕННЫЙ МИР (4 ч) Развитие научной мысли. Формирование современной естественно-научной картины мира. Теория относительности А. Эйнштейна. Развитие теоретической и экспериментальной физики микромира. Космология. Достижения в генетике и психологии. Начало изучения Мирового океана. Глобальный характер научного познания в современном обществе. Научно-технический прогресс. Новые направления научно-технического прогресса (НТП). Развитие транспорта и атом ной энергетики. Ракетостроение и космонавтика. Информационные и компьютерные технологии. Достижения современной медицины. Социокультурное развитие: изменения в повседневной жизни людей. Две волны феминизма. Влияние научно-технического прогресса на современное образование. Человек в обществе потребления. Изменения структуры населения развитых стран. Спортивные достижения XX — начала XXI в. Всемирные Олимпийские игры. Основные тенденции развития мировой художественной культуры. Авангардизм — изменение эстетических основ художественного творчества. Реалистическое искусство XX — начала XXI в. Плюралистическая художественная культура. Роль элитарной и массовой культуры в информационном обществе. 11 КЛАСС История России (136) Введение. 2ч Периодизация российской истории. Общие особенности хозяйственного, политического и социокультурного развития России. Тема I. От Древней Руси к Российскому государству( 30ч) Территория нашей страны в глубокой древности. Заселение территории нашей страны человеком. Климатические изменения в древности. Каменный век. Неолитическая революция. Ареалы древнейшего земледелия и скотоводства. Появление металлических орудий и их влияние на первобытное общество. Кочевники евразийских степей. Первобытные верования и искусство. Миграции народов. Скифы и сарматы. Финно-угры. Балты. Античные города-государства Северного Причерноморья. Связи между народами, их взаимовлияние. Восточные славяне в древности. Вопрос о происхождении славян. Расселение славян, их разделение на три ветви — восточных, западных и южных. Отношения славян с проходящими через Степь народами. Варяги. Хозяйство восточных славян, их общественный строй. Влияние природногеографического фактора на общество славян. Общины, вече и князья. Складывание предпосылок для образования государства. Создание Древнерусского государства. Центры зарождения восточнославянской государственности. Варяги и их роль в становлении Древнерусского государства. Происхождение термина «русь». Легендарное призвание Рюрика. Начало династии Рюриковичей. Поход Олега на Киев. Формирование территории государства. Дань и полюдье. Отношения с Византийской империей. Русь при первых князьях. Правление князя Игоря. Княгиня Ольга. Введение уроков и погостов. Крещение княгини. Походы князя Святослава. Падение Хазарского каганата. Борьба с печенегами. Отношения Руси с Византией. Правление князя Владимира. Русь при потомках Святослава. Начало правления князя Владимира. Религиозная реформа. Укрепление границ государства. Принятие христианства. Поход на Корсунь. Крещение жителей Руси. Киевская митрополия. Значение принятия христианства. Расцвет Руси при Ярославе Мудром. Борьба за власть между сыновьями князя Владимира. Гибель Бориса и Глеба. Княжение Ярослава Мудрого. Правда Ярослава — первый письменный свод законов Древнерусского государства. Победа над печенегами. Реконструкция Киева. ПоставлениеИлариона митрополитом. Русь в социально-политическом контексте Евразии. Внешняя политика и международные связи: отношения с Византией, странами Центральной, Западной и Северной Европы. Русь при Ярославичах и Владимире Мономахе. Общая характеристика развития Руси в 1054—1132 гг. Княжеские усобицы. Раздел земель Древнерусского государства между сыновьями Ярослава Мудрого. Борьба в эпоху Ярославичей. Развитие законодательства. Народные восстания и половецкая угроза. Владимир Мономах: политик и писатель. Устав Владимира Мономаха. Дипломатические контакты. Княжеские съезды. Общерусская борьба с половцами. Заключительный период единства Руси в годы правления князя Мстислава, сына Владимира Мономаха. Общество и хозяйство Древней Руси. Социальная лестница Древней Руси. Лествичный порядок наследования престола. Городское население: купцы и ремесленники. Мир свободной крестьянской общины. Традиции общинной жизни. Занятия и образ жизни сельских жителей. Княжеское хозяйство. Вотчина как форма землевладения. Категории свободного и зависимого населения. Споры о социально-политическом строе Древней Руси. Политическая раздробленность Руси. Причины раздробленности. Значение периода раздробленности. Формирование системы земель — самостоятельных государств. Место и роль различных земель в раздробленном древнерусском мире. Роль Русской православной церкви в сохранении единства. Киевская и Галицко-Волынская земли. Особенности политического развития. Ярослав Осмомысл. Роман Мстиславич. Владимиро-Суздальское княжество. Особенности географического положения и природных условий северо-востока русских земель. Занятия населения. Колонизация края. Миграция населения с юга Руси. Юрий Долгорукий. Обособление Ростово-Суздальской земли. Новые города, первое упоминание в летописи о Москве. Борьба за Киев. Правление Андрея Боголюбского. Перенос столицы княжества во Владимир. Укрепление города, сооружение храмов. Икона Богоматери Владимирской.Заговор против Андрея Боголюбского. Княжение Всеволода Большое Гнездо. Господин Великий Новгород. Территория и население Русского Севера. Новгородская земля: природные условия, хозяйство, внешние связи. Государственная самостоятельность Новгородской земли. Политическое устройство Новгорода. Вечевое собрание. Главные должностные лица вечевой республики. Боярские кланы в системе государства. Роль князей в Новгороде. Культура Древней Руси IX — начала XIII в. Письменность. Распространение грамотности. Искусство книги. «Остромирово Евангелие». Появление древнерусской литературы. «Слово о Законе и Благодати» митрополита Илариона. Первые русские жития. Произведения летописного жанра. Нестор. «Повесть временных лет». «Моление» Даниила Заточника. «Слово о полку Игореве». Архитектура. Начало храмового строительства: церковь Богородицы (Десятинная), София Киевская, София Новгородская. Архитектурные сооружения Новгорода. Белокаменные храмы Северо-Восточной Руси. Техника древнерусской живописи: иконопись, фреска, мозаика, книжная миниатюра.Ювелирное искусство Руси. Нашествие монголов на Русь. Складывание государства у монголов. Провозглашение Темучина Чингисханом. Возникновение Монгольской империи. Монгольская армия. Завоевания Чингисхана и его потомков. Поход 1223 г. Битва на Калке. Улус Джучи. Походы Батыя в Восточную Европу. Поход на Северо-Восточную Русь. Разорение русских земель, гибель Юрия Всеволодовича. Нашествие монголов на Юго-Западную Русь и Центральную Европу. Причины поражения Руси. Борьба Руси с западными захватчиками. Завоевание крестоносцами Прибалтики. Ливонский орден. Борьба литовских племен с рыцарями. Русь и Орден крестоносцев. Действия русских князей в Прибалтике. Походы шведов на Русь. Князь Александр Ярославич. Невская битва. Борьба Новгорода с Ливонским орденом. Ледовое побоище. Владимирская Русь под властью Золотой Орды. Последствия Батыева нашествия. Система зависимости русских земель от ордынских ханов. Хан Батый и князья Ярослав Всеволодович, Александр Ярославич. Политика князей в отношении Орды. Даниил Галицкий. Перепись населения. Баскаки. Ордынский выход. Борьба против ордынского владычества. Возвышение Москвы. Центры объединения Руси. Начало самостоятельности Московского княжества. Династия московских князей. Даниил Александрович, Юрий Данилович. Соперничество между Тверью и Москвой за великое княжение владимирское. Иван Калита. Перемещение духовного центра Руси из Киева в Москву. Митрополит Петр. Тверское восстание 1327 г. Правление Дмитрия Донского. Ослабление Золотой Орды. Укрепление позиций Москвы при наследниках Ивана Калиты. Митрополит Алексий. Дмитрий Донской. Подчинение Твери Москве. Борьба за власть в Орде. Начало вооруженной борьбы с Ордой. Битва на Воже. Сергий Радонежский. Куликовская битва и ее историческое значение. Нашествие Тохтамыша. Северо-Восточная Русь в конце XIV — первой половине XV в. Правление Василия I. Едигеева рать. Междоусобная война князей московского дома. Юрий Звенигородский и его сыновья. Победа Василия II. Закрепление первенствующего положения московских князей. Северо-Восточная Русь при Василии Тёмном. Флорентийская уния и автокефалия Русской православной церкви. Образование единого Российского государства. Объединение СевероВосточной Руси вокруг Москвы. Иван III. Битва на р. Шелони. Ликвидация самостоятельности Великого Новгорода. Присоединение Твери. Создание единого Русского государства. Василий III. Внешняя политика Ивана III и Василия III. Поход хана Ахмата, «стояние на Угре». Ликвидация зависимости от Золотой Орды. Войны с Литвой. Расширение международных связей. Отношения с Западной Европой. Политическое устройство Руси при Иване III и Василии III. Укрепление власти московского государя. Новая государственная символика. Формирование аппарата управления единого государства. Государев дворец, Боярская дума, Казна. Территориальное деление и местные органы власти. Кормления. Местничество. Принятие Судебника. Юрьев день. Поместная система и служилые люди. Хозяйство и общество России во второй половине XV — начале XVI в. Особенности хозяйственного развития. Переход к трехполью. Социальная лестница: боярство, помещики, духовенство, купцы, крестьянство, посадские люди. Категории крестьян. Русская культура XIII—XV вв. Фольклор и литература. Сергий Радонежский. Летописание. Местные летописи и общерусские своды. Литература. Жития. Епифаний Премудрый. Памятники Куликовского цикла. «Хождение за три моря» Афанасия Никитина. Общественная мысль. Спор иосифлян и нестяжателей. Возрождение каменного зодчества. Памятники Новгорода. Белокаменный Кремль в Москве. Московский Кремль при Иване III. Укрепления из красного кирпича. Кремлевские соборы. Аристотель Фиораванти и другие строители Кремля. Изобразительное искусство. Феофан Грек. Андрей Рублев. Дионисий. Тема II. Россия в XVI—XVII вв.(27ч) Начало правления Ивана IV. Регентство Елены Глинской. Унификация денежной системы. Начало губной реформы. Градостроительство. Период боярского правления. Борьба за власть между боярскими кланами Шуйских, Бельских и Глинских. Детство Ивана IV. На пути к централизации. Венчание Ивана IV на царство. Московское восстание 1547 г. Реформы Ивана Грозного. Избранная рада. Необходимость реформ. Влияние священника Сильвестра на молодого царя. Начало работы Земских соборов. Сословно-представительная монархия. Осуществление серии государственных преобразований. Судебник 1550 г. Создание правовой базы для расширения реформ. Земская реформа, формирование органов местного самоуправления. Отмена кормлений. Реформа центрального управления. Система приказов. Военная реформа. Создание стрелецких полков. Уложение о службе. Стоглав. Канонизация святых. Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Значение включения Среднего и Нижнего Поволжья в состав России. Ливонская война и опричнина. Ливонская война: причины и характер. Ликвидация Ливонского ордена. Князь А. Курбский, его переписка с царем — интересный исторический источник. Опричнина, дискуссия о ее причинах и характере. Опричный террор. Расправа с Андреем Старицким. Позиция митрополита Филиппа, его гибель. Разгром Новгорода и Пскова. Московские казни 1570 г. Результаты и последствия опричнины. Войны с Крымским ханством. Набег Девлет-Гирея 1571 г.и сожжение Москвы. Битва при Молодях. Завершение Ливонской войны. Ям-Запольское и Плюсское перемирия. Россия в конце XVI в. Введение заповедных лет. Поход Ермака Тимофеевича на Сибирское ханство. Начало присоединения к России Западной Сибири. Царь Федор Иванович и Борис Годунов. Борьба бояр за власть. Победа в войне со Швецией, восстановление позиций России в Прибалтике. Продолжение закрепощения крестьянства, указ об урочных летах. Учреждение патриаршества. Гибель царевича Дмитрия. Избрание Бориса Годунова на царство. Начало Смуты. Голод 1601—1603 гг. и обострение социальноэкономического кризиса. Причины Смуты. Лжедмитрий I: пребывание в Речи Посполитой, поход на Москву. Конец династии Годуновых. Приход Лжедмитрия I к власти и его политика. Женитьба самозванца на Марине Мнишек. Поляки в Москве. Восстание 1606 г. и убийство самозванца. «Боярский царь» Василий Шуйский. Крестоцеловальная запись. Политика ВасилияШуйского. Восстание Болотникова. Апогей Смуты. Лжедмитрий II. Вторжение на территорию России польсколитовских отрядов. Тушинский лагерь. Оборона Троице-Сергиева монастыря. Договор России со Швецией. Поход войска М. В. СкопинаШуйского. Открытое вступление в войну против России Речи Посполитой. Оборона Смоленска. Свержение царя Василия Шуйского. Семибоярщина. Договор об избрании на русский престол польского королевича Владислава. Подъем национально-освободительного движения. Патриарх Гермоген. Первое ополчение. Создание Второго ополчения. К. Минин и Д. Пожарский. «Совет всей земли». Поход на Москву. Освобождение столицы в 1612 г. Земский собор 1613 г. Избрание на царство Михаила Романова. Столбовский мир со Швецией, утрата выхода к Балтийскому морю. Поход польского королевича Владислава на Москву. Заключение Деулинского перемирия с Речью Посполитой. Итоги и последствия Смутного времени. Правление Михаила Романова. Царская власть и патриарх Филарет. Преодоление «великого московского разорения». Преобразования в армии. Создание полков нового (иноземного) строя. Смоленская война и строительство засечных черт. Поляновский мир. Требования сословий, нарастание общественного недовольства. Рождение Алексея Михайловича. На пути к абсолютной монархии. Государственный строй России: от сословно-представительной монархии к абсолютной. Соборное уложение 1649 г. Постепенный отказ от созыва Земских соборов. Изменение положения Боярской думы. Закрепление социального статуса царя в Соборном уложении. Приказная система и местное управление. Приказы отраслевые и территориальные. Создание приказа Тайных дел. Реформа вооруженных сил. Правление Федора Алексеевича. Отмена местничества. Европейский вариант модернизации страны. Хозяйственное развитие страны. Территория и население. Землепроходцы. Освоение новых территорий. Государево тягло. Категории крестьянства. Ярмарки. Начало формирования всероссийского рынка. Восстановление и рост сельского хозяйства. Ремесленное производство. Первые мануфактуры. А. Виниус. Торговля с европейскими странами, Прибалтикой, Востоком. Торговый и Новоторговый уставы. Протекционистская политика государства. Социальный строй и социальные выступления XVII в. «Век устроения» и «бунташный век». Соляной бунт и его последствия. Псковско-Новгородское восстание. Медный бунт. Восстание Степана Разина. Церковный раскол и дело патриарха Никона. Патриарх Никон. Предпосылки преобразований. Церковная реформа: изменения в книгах и обрядах. Конфликт между царем Алексеем Михайловичем и патриархом Никоном. Осуждение Никона. Раскол в церкви. Протопоп Аввакум, формирование религиозной традиции старообрядчества. Соловецкое восстание. Внешняя политика первых Романовых. Основные задачи и направления внешней политики. Гетман Богдан Хмельницкий. Переяславская рада. Воссоединение Украины с Россией. Русско-польская война 1654—1667 гг. Война со Швецией, Кардисский мир. Завершение войны с Речью Посполитой, Андрусовское перемирие. Южное направление внешней политики. «Азовское сидение». Русско-турецкая война. Бахчисарайский договор. Русская культура XVI—XVII вв. Публицистика. Иван Пересветов, Федор Карпов. Переписка Ивана Грозного с князем Андреем Курбским. Великие Четьи-Минеи. Начало книгопечатания. Иван Федоров. Обмирщение культуры. Новые литературные жанры. Житие протопопа Аввакума. Симеон Полоцкий. Сатирическая литература. Новое в архитектуре. Шатровый стиль. Церковь Вознесения в Коломенском, собор Покрова Богородицы на Рву. Дивное узорочье. Нарышкинское барокко. Изобразительное искусство. Парсунная живопись. Иконопись. Симон Ушаков. Развитие образования. Учебные книги Василия Бурцова, Кариона Истомина. Школы при Заиконоспасском монастыре и Печатном дворе. Славяно-греко-латинская академия. Тема III. Россия в конце XVII—XVIII в.(32ч) Россия накануне Петровских реформ. Нарышкины и Милославские. Стрелецкий бунт 1682 г. Провозглашение царями Ивана и Петра. Обучение и воспитание Петра. Немецкая слобода. Потешное войско. Царевна Софья Алексеевна. Регентство Софьи. В. В. Голицын. Вечный мир с Речью Посполитой. Присоединение России к антиосманской коалиции. Крымские походы. Отстранение царевны Софьи от власти. Начало самостоятельного правления Петра I. Азовские походы. Строительство кораблей. Великое посольство и его значение. Создание Северного союза. Северная война и Ништадтский мир. Неудачи в начале войны и их преодоление. Преобразования в армии. Мобилизация экономики для ведения войны. Первые успехи русских войск. Основание Петербурга. Измена И. С. Мазепы. Битва со шведами при деревне Лесной. Б. П. Шереметев, А. Д. Меншиков. Победа русской армии в генеральном сражении под Полтавой. Прутский поход. Потеря Азова. Борьба за гегемонию на Балтике. Победы русского флота у мыса Гангут и острова Гренгам. Ништадтский мир и его последствия. Провозглашение России империей. Преобразование государственного аппарата. Цели и характер Петровских реформ. Государственно-административные преобразования. Военная и судебная реформы. Учреждение Сената и коллегий. Усиление централизации и бюрократизации управления. Генеральный регламент. Санкт-Петербург — новая столица. Реформы местного управления (бурмистры и Ратуша), городская и губернская (областная) реформы. Церковная реформа и Синод. Социально-экономическая политика Петра I. Экономическая политика. Строительство заводов, мануфактур, верфей. Создание базы металлургической индустрии на Урале. Принципы меркантилизма и протекционизма. Развитие торговли. Таможенный тариф 1724 г. Введение подушной подати. Перепись податного населения. Народный протест. Восстание в Астрахани. Восстание Кондратия Булавина. Новшества в жизни людей. Идеология реформ. Федор Салтыков. Иван Посошков. Создание школ и специальных учебных заведений. Развитие науки. Открытие Академии наук в Санкт-Петербурге. Перемены в образе жизни дворянства. Ассамблеи, балы, фейерверки, светские государственные праздники. «Европейский» стиль в одежде, развлечениях, питании. Изменения в положении женщин. Итоги, последствия и значение петровских преобразований. Начало эпохи дворцовых переворотов. Общая характеристика эпохи. Причины нестабильности политического строя. Борьба за власть. Роль гвардии и дворянства в государственной жизни. Фаворитизм. Возведение на престол Екатерины I. Создание Верховного тайного совета. Император Петр II. Борьба царедворцев за влияние на императора. Крушение политической карьеры А. Д. Меншикова. Правление Анны Иоанновны. Неудавшаяся попытка ограничения самодержавия. Кондиции верховников. Приход к власти Анны Иоанновны. Упразднение Верховного тайного совета. Внутренняя политика. Кабинет министров. «Бироновщина». Роль Э. Бирона, А. И. Остермана, А. П. Волынского, Б. Х. Миниха в политической жизни страны. Шляхетский корпус. Ограничение дворянской службы 25 годами. Отмена указа о единонаследии. Усиление крепостнического гнета. Время Елизаветы Петровны. Иван Антонович и Анна Леопольдовна. Борьба за власть после кончины Анны Иоанновны. Воцарение Елизаветы Петровны. Личность и образ жизни новой императрицы. А. Г. Разумовский, И. И. Шувалов. Расширение дворянских привилегий. Экономическая и финансовая политика. Деятельность П. И. Шувалова. Создание Дворянского и Купеческого банков. Ликвидация внутренних таможен. Распространение монополий в промышленности и внешней торговле. Перемены в культуре. Внешняя политика России в середине XVIII в. Борьба за польское наследство. Русско-турецкая война 1735—1739 гг. Европейское направление внешней политики. Война со Швецией 1741—1743 гг. Заключение мира в Або. Россия в международных конфликтах 1740—1750-х гг. Участие в Семилетней войне. Победы русских войск под командованием С. Ф. Апраксина, П. А. Румянцева, П. С. Салтыкова. Прекращение боевых действий Петром III. Царствование Петра III и начало эпохи Екатерины II. Внутриполитические мероприятия Петра III. Переворот 1762 г. Начало «Екатерининского века». «Просвещенный абсолютизм», его особенности в России. Начало преобразований. Реформа Сената. Секуляризация церковных земель. Работа Уложенной комиссии. «Наказ» императрицы для депутатов Уложенной комиссии. Деятельность комиссии и итоги ее работы. Внутренняя политика Екатерины II. Отношение императрицы к крепостному праву. Восстание Емельяна Пугачева. Территория, охваченная движением. Успехи войск Пугачева. Осада Оренбурга. Поражение под Казанью. Разгром восставших. Казнь Пугачева. Губернская реформа. Система управления в губерниях. Рост городов, благоустройство губернских центров. Жалованные грамоты дворянству и городам. Положение сословий. Дворянство — «первенствующее сословие» империи. Привлечение представителей сословий к местному управлению. Создание дворянских обществ в губерниях и уездах. Расширение привилегий гильдейского купечества в налоговой сфере и городском управлении. Присоединение Крыма и Северного Причерноморья. Организация управления Новороссией. Строительство новых городов и портов. Основание Севастополя, Одессы и других городов. Г. А. Потемкин. Наступление на свободомыслие. А. Н. Радищев. Н. И. Новиков. Внешняя политика России в 1762—1796 гг. Внешняя политика России второй половины XVIII в., ее основные задачи. Борьба России за выход к Черному морю. Войны с Османской империей. П. А. Румянцев, А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков, победы российских войск под их руководством. Создание Черноморского флота. Георгиевский трактат. Русско-шведская война. Участие России в разделах Речи Посполитой. Вхождение в состав России украинских и белорусских земель. Присоединение Литвы и Курляндии. Борьба Польши за национальную независимость. Отношение России к революционной Франции. Заключение союза Россией, Англией и Австрией. Царствование Павла I. Личность императора. Внутренняя политика Павла I. Усиление бюрократического и полицейского характера государства и личной власти императора. Указ о престолонаследии 1797 г. Политика Павла I по отношению к дворянству, взаимоотношение со столичной знатью. Ограничение дворянских привилегий. Указ о трехдневной барщине. Первые внешнеполитические шаги Павла I. Участие России в антифранцузской коалиции. Итальянский и Швейцарский походы А. В. Суворова. «Наука побеждать» А. В. Суворова. Действия флота под командованием Ф. Ф. Ушакова. Резкое изменение внешнеполитического курса: разрыв с Англией, сближение с Францией. Причины заговора против Павла I. Последний дворцовый переворот 11 марта 1801 г. Культура России в середине — конце XVIII в. Система образования. Основные педагогические идеи. Создание системы начального, среднего и высшего образования. Основание Академии художеств, Смольного института благородных девиц. Сословные учебные заведения. Московский университет — первый российский университет. Изобретатели И. И. Ползунов и И. П. Кулибин. М. В. Ломоносов и его роль в становлении отечественной науки и образования. Литература: от классицизма к сентиментализму. Общественные идеи в произведениях А. П. Сумарокова, Г. Р. Державина, Д. И. Фонвизина. Рождение русского театра. Ф. Г. Волков. Русская архитектура XVIII в. Барокко в архитектуре Москвы и Петербурга. Шедевры Б. Растрелли. Переход к классицизму, создание архитектурных ансамблей в стиле классицизма в обеих столицах. В. И. Баженов, М. Ф. Казаков. Изобразительное искусство в России: мастера и произведения. Расцвет жанра парадного портрета в середине XVIII в. Новые веяния в изобразительном искусстве в конце столетия. Историческая живопись. Скульптурные произведения. Тема IV. Россия в XIX — начале XX в.(45ч) Территория и население страны в начале XIX в. Административное и политическое устройство. Положение основных сословий. Разночинцы. Тенденции в развитии хозяйства: отходничество, промыслы, новшества в дворянских хозяйствах. Внутренняя политика Александра I. Император Александр I как личность и государственный деятель. Негласный комитет и «молодые друзья» императора. Проекты либеральных реформ. Первые шаги нового царствования. Реформы государственного управления. М. М. Сперанский. Создание министерств и Государственного совета. Указ о вольных хлебопашцах. Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике. Польская конституция 1815 г. Уставная грамота Российской империи Н. Н. Новосильцева и ее судьба. Крестьянский вопрос. Проекты отмены крепостного права. Отмена крепостного права в Прибалтике. А. А. Аракчеев. Военные поселения. Отказ императора от проведения реформ. Итоги царствования Александра I. Внешняя политика Александра I. Отношения с Османской империей и Персией. Присоединение Грузии. Война с Ираном, присоединение Северного Азербайджана. Война с Турцией, присоединение Бессарабии. Причины конфликта России с Францией. Война 1805—1807 гг. Тильзитский мир. Участие России в континентальной блокаде. Война со Швецией, присоединение Финляндии. Накануне Отечественной войны 1812 г. Вторжение «Великой армии». М. Б. Барклай де Толли, П. И. Багратион. Смоленское сражение. М. И. Кутузов. Бородинская битва. Совет в Филях. Народная война. Тарутинский маневр русской армии. Заключительный период войны. Победа над Наполеоном. Заграничный поход русской армии. Венский конгресс и его решения. Священный союз. Возрастание роли России в международной политике после победы над Наполеоном и Венского конгресса. Общественное движение в первой четверти XIX в. Становление общественного движения в России. Консерваторы. Н. М. Карамзин. «Записка о древней и новой России». Главные направления консервативной мысли. Дворянская оппозиция самодержавию. Причины возникновения тайных обществ. Тайные организации: «Союз спасения», «Союз благоденствия», Северное общество. Н. М. Муравьев. «Конституция». Южное общество. П. И. Пестель. «Русская правда». Взгляды членов тайных обществ на будущее страны. Кончина Александра I, междуцарствие. План выступления членов Северного общества. Восстание 14 декабря 1825 г. Срыв плана восстания. Выступление Черниговского полка. Итоги и последствия движения декабристов. Внутренняя политика Николая I. Реформаторские и консервативные тенденции в политике Николая I. Главные характеристики николаевского режима. Официальная идеология: православие, самодержавие, народность. С. С. Уваров. Формирование профессиональной бюрократии. Централизация управления. Создание III отделения императорской канцелярии. А. Х. Бенкендорф. Корпус жандармов. Кодификация законов. М. М. Сперанский. Полное собрание и Свод законов Российской империи. Сословная политика. Указ об обязанных крестьянах. Реформа государственных крестьян П. Д. Киселева. Финансовая реформа Е. Ф. Канкрина. Итоги внутренней политики Николая I. Внешняя политика Николая I. Крымская война. Восточный вопрос во внешней политике России. Расширение империи: русско-иранская и русскотурецкая войны. Ункяр-Искелесийский мирный договор. Кавказская война. Россия и Западная Европа: особенности взаимного восприятия. Россия и революции 1848—1849 гг. в Европе. Распад Венской системы в Европе. Крымская война. Синопское сражение. П. С. Нахимов. Героическая оборона Севастополя. В. А. Корнилов, В. И. Истомин. Парижский мир 1856 г. Общественное движение во второй четверти ХIХ в. Общественное движение после декабристов. «Философическое письмо» П. Я. Чаадаева. Либеральное течение общественной мысли. Россия и Европа как центральный пункт общественных дебатов. Западники и славянофилы. Зарождение революционного движения. Кружки М. В. БуташевичаПетрашевского и Н. А. Спешнева. А. И. Герцен. Теория русского (общинного) социализма. Экономическое развитие России в 1801—1855 гг. Рост сельскохозяйственного производства, товарности сельского хозяйства. Использование передовых методов ведения хозяйства. Кризис крепостнической системы. Начало промышленного переворота в 1830-х гг. Развитие фабричного производства. Формирование буржуазии и пролетариата. Новые промышленные центры. Расширение внутреннего рынка, рост ярмарочной торговли. Россия в системе международных экономических связей. Порты, торговые пути. Появление пароходов и железных дорог. Финансовая система. Стабилизация денежного обращения в 1830-х гг. Быт основных слоев населения. Жизнь дворянства: в сельской усадьбе и в городе. Чиновничество и разночинцы. Купечество. Духовенство. Крестьянство и работный люд. Просвещение и наука в первой половине XIX в. Изменения в системе образования. Новые университеты. Университетские уставы. Царскосельский лицей. Развитие науки и техники. Ученыеестествоиспытатели, изобретатели. Развитие исторической мысли. «История государства Российского» Н. М. Карамзина. С. М. Соловьев. Естественные науки. Экономическая мысль. Исследование территории и природных ресурсов России. Географические экспедиции. Кругосветные плавания русских моряков. Открытие Антарктиды. «Золотой» век русской культуры. Русская журналистика. Издание «Современника» и «Отечественных записок». В. Г. Белинский. Основные черты литературных стилей, наиболее характерные произведения. Основные направления в художественной культуре: сентиментализм, романтизм, классицизм, реализм. В. А. Жуковский, А. С. Пушкин, К. Ф. Рылеев, Н. В. Гоголь, А. Н. Островский и др. Ампир в архитектуре как стиль империи. А. Н. Воронихин, А. Д. Захаров, К. И. Росси, О. И. Бове. Рождение руссковизантийского стиля. Расцвет академической живописи. К. П. Брюллов. Переход к реализму. П. А. Федотов. Творчество скульпторов. Формирование русской музыкальной школы. М. И. Глинка. Драматургия и театральное искусство. М. С. Щепкин. Вступление на престол Александра II. Отмена крепостного права. Александр II. Причины Великих реформ. Предпосылки отмены крепостного права. Подготовка Крестьянской реформы. Главный комитет. Редакционные комиссии. Я. И. Ростовцев, Н.А. Милютин. Деятельность дворянских губернских комитетов. Манифест об отмене крепостного права. «Положения о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости». Условия освобождения крестьян. Мировые посредники. Уставные грамоты. Временнообязанные. Значение отмены крепостного права. Великие реформы 1860—1870-х гг. Реформы 1860—1870-х гг. — движение к правовому государству и гражданскому обществу. Утверждение начал всесословности в правовом строе страны. Земская и городская реформы. Становление общественного самоуправления. Судебная реформа и развитие правового сознания. Введение института присяжных заседателей. Военная реформа. Д. А. Милютин. Устав о всеобщей воинской повинности. Реформы в сфере образования и цензуры. Значение Великих реформ. Внешняя политика в 60—70-е гг. XIX в. Присоединение Средней Азии. Россия на Дальнем Востоке. Пекинский договор с Китаем. Продажа Аляски Соединенным Штатам Америки. Россия и Балканы. Отказ от условий Парижского мира. «Союз трех императоров». Русско-турецкая война 1877— 1878 гг. Штурм Плевны. Оборона Шипки. М. Д. Скобелев, И. В. Гурко, М. Т. Лорис-Меликов. Сан-Стефанский мир. Решения Берлинского конгресса. Общественное движение 1860-х — начала 1870-х гг. Консервативный лагерь: М. Н. Катков, К. П. Победоносцев. Положение либералов после Крестьянской реформы. Идеология и практика революционного лагеря. Отношение А. И. Герцена, Н. Г. Чернышевского к ситуации в России. Народничество. «Земля и воля». Прокламация «Молодая Россия». «Народная расправа» С. Г. Нечаева. Три направления в народничестве. Пропаганда революционных идей. П. Л. Лавров. Русский анархизм. М. А. Бакунин как вождь «бунтарского» направления. П. Н.Ткачев и тактика заговора и политического переворота. «Хождение в народ» и его провал. «Земля и воля» 1870-х гг. и ее распад на «Народную волю» и «Черный передел». Террор народовольцев. Покушения на Александра II. Правление Александра III. «Контрреформы». Александр III: между либералами и консерваторами. Политика консервативной стабилизации. Манифест о незыблемости самодержавия. К. П. Победоносцев. «Положение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия». «Контрреформы». Ограничение общественной самодеятельности. Пересмотр положений судебной реформы. Местное самоуправление и самодержавие. Учреждение института земских начальников. Положение о земских учреждениях. Фабричное законодательство. Упрочение статуса великой державы. Н. К. Гирс. Россия на Балканах. Европейское направление внешней политики. Отношения с Болгарией. Проблемы в отношениях с Германией. Курс на сближение с Францией. Русско-французская военная конвенция. Общественное движение в России в 1880-х — начале 1890-х гг. Консерваторы как защитники самодержавия и сторонники контрреформ. Либералы и эволюционный путь развития общества. Идея созыва Земского собора. Народники. «Террористическая фракция “Народной воли”». Н. К. Михайловский. Теория малых дел. Распространение марксизма. Г. В. Плеханов. Группа «Освобождение труда». Социально-экономическое развитие пореформенной России. Изменения в социальной структуре. Традиции и новации в жизни пореформенной деревни. Отработки. Развитие капитализма в сельском хозяйстве. Процесс расслоения крестьянства. Приспособление помещиков к новым условиям хозяйствования. Завершение промышленного переворота в России. Новые отрасли промышленности и экономические районы. Индустриализация и урбанизация. Железные дороги и их роль в экономической и социальной модернизации. Торговля и финансы пореформенной России. Иностранный капитал в России. Население России во второй половине XIX в. Сельский и городской быт. Дворянство: традиции и новации в образе жизни этого сословия. Технический прогресс и его проявления в городах. Горожане. Купечество. Быт промышленных рабочих. Образ жизни крестьян — наиболее многочисленной части населения. Большой разрыв между бытовыми условиями и культурой в городе и в деревне. Культура России второй половины XIX в. Совершенствование образовательной системы, отмена сословных ограничений. Начальные народные училища, мужские и женские гимназии. Реальные училища. Усиление государственного контроля за системой образования. Циркуляр «о кухаркиных детях». Достижения российской науки. Становление национальной научной школы и ее вклад в мировое научное знание. И. И. Мечников, А. М. Бутлеров, Д. И. Менделеев. Историки С. М. Соловьев и В. О. Ключевский. Творчество русских писателей как отражение общественных процессов. Реалистическое направление в живописи. Бунт в Академии художеств. Передвижники. В. Г. Перов, И. Н. Крамской, И. Е. Репин, В. И. Суриков, В. А. Серов, М. А. Врубель. Расцвет музыкальной культуры. Новаторство композиторов — членов «Могучей кучки». П. И. Чайковский. Скульптура. Театральное искусство. Россия на рубеже XIX—XX вв.: территория, население, общество. Административно-территориальное деление. Численность населения. Этнический и конфессиональный состав населения. Социальная структура: сословия и классы. Экономика России на рубеже веков: достижения и противоречия. Необходимость модернизации. Индустриальное развитие страны. С. Ю. Витте. Винная монополия. Денежная реформа. Ускоренное железнодорожное строительство. Иностранный капитал. Монополии и банки. Рабочее движение. Состояние аграрного сектора. Самодержавие и оппозиция в начале XX в. «Охранять начала самодержавия». Нарастание оппозиционных настроений в стране. Создание РСДРП. Большевики и меньшевики. Неонародничество. Возникновение партии социалистов-революционеров (ПСР), или эсеров. Либеральная оппозиция. П. Н. Милюков. «Союз освобождения». Русско-японская война 1904—1905 гг. Подвиг крейсера «Варяг». С. О. Макаров. Оборона ПортАртура. Крупнейшие сухопутные сражения. Цусимское сражение. Портсмутский мир. Первая российская революция (1905—1907). «Кровавое воскресенье» 9 января 1905 г. Г. А. Гапон. Расстрел демонстрантов. Нарастание революции. Создание Совета уполномоченных в ходе стачки в Иваново-Вознесенске. Восстание на броненосце «Потемкин». Втягивание в революционную борьбу крестьянства и интеллигенции. Всероссийская октябрьская политическая стачка. Манифест 17 октября 1905 г. Государственная дума — новый орган власти. Продолжение революционных выступлений. Декабрьское вооруженное восстание 1905 г. в Москве. Основные государственные законы 23 апреля 1906 г. Новая система органов государственной власти. Права и обязанности граждан. Формирование многопартийной системы.Создание либеральных партий: кадетов, октябристов. А. И. Гучков. Тактика либералов. Правомонархические партии. В. М. Пуришкевич. Национальные партии и организации. Избирательная кампания в I Государственную думу. Деятельность I и II Государственной думы. «Третьеиюньский переворот». Завершение революции, ее итоги. Россия в 1907—1914 гг.: накануне Первой мировой войны. Россия после революции 1905—1907 гг. III и IV Государственная дума. Идейнополитический спектр. Уроки революции: политическая стабилизация и социальные преобразования. П. А. Столыпин: программа реформ, масштаб и результаты. Экономический подъем. Формирование основ гражданского общества. Незавершенная модернизация. Нарастание социальных противоречий в стране. Новый подъем общественного движения. Повседневная жизнь горожан и крестьян. Стремительная урбанизация. Бурное градостроительство. А. В. Щусев. Ф. О. Шехтель. Городская архитектура. Жизнь городского населения. Изменения в жизни села. Просвещение и наука на рубеже XIX—XX вв. Развитие народного просвещения: попытка преодоления разрыва между образованным обществом и народом. Демократизация среднего и высшего образования. Народные университеты. Развитие естественно-научной мысли. В. И. Вернадский. К. Э. Циолковский. И. П. Павлов. Полярные экспедиции. А. В. Колчак. Г. Я. Седов. Достижения гуманитарных наук. В. О. Ключевский. А. А. Шахматов. Культура Серебряного века. Реалистическое направление в литературе и искусстве. Л. Н. Толстой. А. П. Чехов. С. Т. Коненков. А. С. Голубкина. К. С. Станиславский. Обращение к народному творчеству. Новые явления в художественной культуре. Символизм — поэты А. Блок, В. Брюсов, А. Белый; художники А. Н. Бенуа, К. А. Сомов, И. Я. Билибин и др. С. П. Дягилев и «Мир искусства». Футуризм — поэты В. В. Маяковский, В. Хлебников, И. Северянин; художники П. П. Кончаловский, Р. Р. Фальк (группа «Бубновый валет»), М. Ф. Ларионов, Н. С. Гончарова, К. С. Малевич (группа «Ослиный хвост»). Абстрактная (беспредметная) живопись К.С. Малевича. Драматический театр: традиции и новаторство. Система К.С. Станиславского в Московском Художественном театре. Зарождение отечественного киноискусства. Вера Холодная. Иван Мозжухин. Вокальная школа Большого театра — тенор Л. В. Собинов и сопрано А. В. Нежданова. Ф. И. Шаляпин — всемирно известный бас. Отечественный балет — А. Павлова, В. Нежинский, М. Кшесинская, Т. Карсавина и др. «Русские сезоны» С. П. Дягилева в Париже. Формами текущего контроля являются: - письменная проверка - домашние, проверочные, практические, контрольные, комплексные диагностические работы, письменные ответы на вопросы, тестирование (в том числе с использованием информационнотелекоммуникационных технологий), сочинения, эссе, рефераты, задания на основе текста; - устная проверка - устный ответ на один или систему вопросов в форме рассказа, беседы, собеседования, доклады, сообщения, защита проекта, публичное выступление; - комбинированная проверка - сочетание письменных и устных форм. Годовая промежуточная аттестация проводится в форме тестирования. Тест составляется в двух вариантах, каждый вариант включает в себя задания 1-й части и 2-й части ЕГЭ. Фиксация результатов осуществляется на основании локального акта образовательного учреждения. Тематическое планирование 10 класс № п\п 1. 2. 3. 4. 5. 1. 2. 3. 4. 5 Наименование разделов и тем Россия в годы «великих потрясений» Советский союз в 1920—1930-х гг. Великая Отечественная война. 1941—1945 гг. Апогей и кризис советской системы. 1945—1991 гг. Российская Федерация Итого истории России: Мир накануне и в годы Первой мировой войны. Межвоенный период (1918-1939). Вторая мировая война. Соревнование социальных систем. Современный мир. Итого по всеобщей (Новейшей) истории: Всего: Всего часов (проф.) 12 18 12 34 12 80 6 16 10 20 4 56 140 Тематическое планирование 11 класс № п\п Наименование разделов и тем 1. Введение. 2. Тема I. От Древней Руси к Российскому государству Всего часов (проф.) 2ч 30ч) 3. 4. 5. Тема II. Россия в XVI—XVII вв Тема III. Россия в конце XVII—XVIII в. Тема IV. Россия в XIX — начале XX в. Всего: 27ч) 32ч) 45ч) 136 Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)