Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего
образования, утвержденным приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287
ФГОС ООО
приказом Минобрнауки РФ от 14.06.2013 № 462 «Об утверждении порядка проведения
самообследования образовательной организацией»
приказом Минобрнауки РФ от 10.12.2013 № 1324 «Об утверждении показателей
деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию»
приказом Минобрнауки РФ от 14.12.2017 года № 1218 «О внесении изменений в
порядок проведения самообследования образовательной организации, утвержденный
приказом Минобрнауки РФ от 14.06.2013 г. № 462»
Письмом Министерства образования и науки РФ, Федеральной службы по надзору в
сфере образования и науки от 16.03.2018г. №05-71 «О направлении рекомендаций
по повышению объективности оценки образовательных результатов»
Приказ Рособрнадзора
№590, Министерства просвещения России №219 от
06.05.2019 года «Об утверждении Методологии и критериев оценки качества общего
образования в общеобразовательных организациях на основе практик
международных исследований качества подготовки обучающихся»
Приказом Минпросвещения России от 29.11.2021г. № 868 «Об утверждении
аккредитационных показателей по основным общеобразовательным программам –
образовательным программам начального общего, основного общего и среднего
общего образования»
Приказом Министерства образования и науки Пермского края «Об утверждении
Положения о Региональной системы оценки качества образования (РСОКО) в
Пермском крае» от 29.09.2016г. №СЭД 26-01-06-675
Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 372
«Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего
образования»
Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 370
«Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего
образования»
Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 371
«Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего
образования»
Приказом Министерства просвещения Российской Федерации № 31 от 22.01.2024 «О
внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки
Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации,
касающиеся федеральных государственных образовательных стандартов начального
общего образования и основного общего образования»
Приказом Министерства просвещения Российской Федерации № 62 от 01.02.2024 «О
внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской
Федерации, касающиеся федеральных образовательных программ основного и
среднего общего образования»
Приказом Министерства просвещения Российской Федерации № 110 от 19.02.2024
«О внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки
Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации,
касающиеся федеральных государственных образовательных стандартов основного
общего образования
Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 19.03.2024 № 171
«О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения
Российской Федерации, касающиеся федеральных образовательных программ
начального общего образования, основного общего образования и среднего общего
образования»
Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.10.2024 № 704
«О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения
Российской Федерации, касающиеся федеральных образовательных программ
начального общего образования, основного общего образования и среднего общего
образования».
Письмом Министерства просвещения Российской Федерации от 05.06.2025 г.
«Рекомендации по использованию результатов оценочных процедур в системе
общего образования с целью повышения качества образования»
Уставом Учреждения
ООП всех уровней
Положением об осуществлении текущего контроля успеваемости и промежуточной
аттестации обучающихся
1.1. Настоящее Положение распространяется на деятельность всех педагогических работников
Учреждения, осуществляющих профессиональную деятельность в соответствии с трудовыми
договорами, в том числе на педагогических работников, работающих по совместительству.
1.2. В Положении использованы следующие определения исокращения:
качество образования – комплексная характеристика образовательной деятельности
и подготовки обучающегося, выражающая степень его соответствия федеральным
государственным
образовательным
стандартам,
федеральнымгосударственнымтребованиями и степень достижения планируемых
результатов освоения основных образовательных программ
ВСОКО – этофункциональное единство локальных регуляторов, процедур и методов
оценки,обеспечивающих своевременную, полную и объективную информацию о
соответствии образовательной деятельности требованиям ФГОС общего образования
и потребностям участников образовательных отношений для оценки качества
образования; включает в себя: субъекты контрольно–оценочной деятельности,
контрольно–оценочные
процедуры,
контрольно–измерительные
материалы,
аналитические документы для внутреннего потребления, информационноаналитические продукты для трансляции в публичныхисточниках.
ВСОКО в
качестве источников данных использует: образовательную статистику, результаты
промежуточной и итоговой аттестации, мониторинговых исследований,
социологических опросов,итоги отчетов работников школы,посещения уроков и
внеклассных мероприятий, данные ЭПОС.Школы
НОКО – независимая оценка качества образования
ВШК– внутришкольный контроль. Административный ресурс управления качеством
образования; обязательный компонент управленческого цикла, наряду с
планированием организацией, руководством и анализом
основная образовательная программа (ООП) – комплекс основных характеристик
образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационнопедагогических условий, структура которых задана требованиям ФГОС общего
образования (по уровням образования)
оценка – установление соответствия
диагностика – контрольный замер, срез
мониторинг – длительное системное наблюдение
АООП – адаптированная основная образовательная программа
ВПР – Всероссийская проверочная работа
ГИА – государственная итоговаяаттестация
ЕГЭ – единый государственныйэкзамен
ОГЭ – основной государственныйэкзамен
НИКО – национальные исследования качества образования
ОВЗ – ограниченные возможности здоровья
КИМ – контрольно – измерительные материалы
ООП – основная образовательнаяпрограмма
ФООП –Федеральные основные общеобразовательные программы
ФОП - Федеральная образовательная программа
УУД – универсальные учебныедействия
ЭПОС.Школа, Система – электронный журнал и дневник Электронной Пермской
Образовательной Системы
1.3. Основными пользователями результатов ВСОКО являются:
обучающиеся и их родители (законные представители)
педагогические работники школы
администрация школы
Совет родителей (при его наличии)
Управление образования администрации Чернушинского городского округа;
общественные организации, заинтересованные в оценке качества образования
1.
Основные цели, задачи и принципы ВСОКО
–
–
–
оценка образовательных достижений обучающихся на различных этапах обучения как
основа их промежуточной и итоговой аттестации, а также основа процедур внутреннего
мониторинга
образовательной
организации,
мониторинговых
исследований
муниципального, регионального и федерального уровней;
оценка результатов деятельности педагогических работников как основа аттестационных
процедур;
оценка результатов деятельности образовательной организации как основа
аккредитационных процедур.
формирование единой системы оценки состояния образования, обеспечивающей
определение факторов и своевременное выявление изменений, влияющих на качество
образования в Учреждении получение объективной информации о функционировании и
развитии системы образования в школе, тенденциях его изменения и причинах,
влияющих на его уровень
предоставление всем участникам образовательного процесса и общественности
достоверной информации о качестве образования
принятие
обоснованных
и
своевременных
управленческих
решений
по
совершенствованию образования и повышение уровня информированности
потребителей образовательных услуг при принятии таких решений
прогнозирование развития образовательной системы Учреждения
2.2. Задачами построения системы оценки качества образования являются:
формирование единого понимания критериев оценки качества образования и
подходов к его измерению
формирование системы аналитических критериев и показателей, позволяющей
эффективно реализовывать основные цели оценки качества образования
разработка единой информационно-технологической базы системы оценки качества
образования
определение результативности образовательного процесса, эффективности учебных
программ, их соответствия нормам и требованиям стандартов, оценка реализации
инновационных введений в школе
прогнозирование развития Учреждения
совершенствование условий и обеспечение функционирования образовательной
статистики и мониторинга качества образования
выявление факторов, влияющих на образовательные результаты
повышение квалификации педагогических работников по вопросам, касающимся
требований к лицензированию и аккредитации школы, аттестации педагогов,
индивидуальных достижений обучающихся, принимающих участие в процедурах
оценки качества образования
расширение общественного участия в управлении образованием в Учреждении
реализация механизмов общественной экспертизы, гласности и коллегиальности при
принятии стратегических решений в области оценки качества образования; стимулирование инновационных процессов к поддержанию и постоянному
повышению качества и конкурентоспособности
осуществление самообследования: анализ состояния, развития и эффективности
деятельности, определение степени соответствия условий осуществления
образовательного процесса государственным требованиям
обеспечение доступности качественного образования
определение в рамках мониторинговых исследований степени соответствия качества
образования на различных уровнях обучения государственным стандартам
2.3. В основу ВСОКО положены следующие принципы:
объективности, достоверности, полноты и системности информации о качестве
образования
реалистичности требований, норм и показателей качества образования, их
социальной и личностной значимости, учета индивидуальных особенностей развития
отдельных обучающихся при оценке результатов их обучения и воспитания
открытости, прозрачности процедур оценки качества образования
преемственности в образовательной политике, интеграции в общероссийскую
систему оценки качества образования
доступности информации о состоянии и качестве образования для различных групп
потребителей
рефлексивности, реализуемой через включение педагогов в самоанализ и самооценку
деятельности с опорой на объективные критерии и показатели
повышения потенциала внутренней оценки, самооценки, самоанализа каждого
педагога
оптимальности использования источников первичных данных для определения
показателей качества и эффективности образования (с учетом возможности их
многократного использования)
инструментальности и технологичности используемых показателей (с учетом
существующих возможностей сбора данных, методик измерений, анализа и
интерпретации данных, подготовленности потребителей к их восприятию)
минимизации системы показателей с учетом потребностей разных уровней
управления; сопоставимости системы показателей с региональными аналогами
взаимного дополнения оценочных процедур, установления между ними взаимосвязей
и взаимозависимости
соблюдения морально-этических норм при проведении процедур оценки качества
образования
2. Структура ВСОКО
3.1. Структуру ВСОКО составляет функциональная взаимосвязь следующих компонентов:
должностные лица коллективно-распределенного субъекта ВСОКО;
локальные регуляторы: локальные нормативные акты, программно-методические
документы
критериальные рамки и показатели оценки
предмет/направления оценки (содержание, условия и результаты освоения ООП)
процедуры, формы и методы оценки
оценочная информация, представленная в информационно-аналитических продуктах
циклограммы и графики оценочных процедур
программно-аппаратное обеспечение
3.2. Ключевые направления ВСОКО:
оценка реализуемых в школе основных образовательных программ
оценка условий реализации ООП (по уровням общего образования), в том числе
инфраструктура школы и ее доступность для детей с ОВЗ и инвалидностью
оценка образовательных результатов обучающихся
оценка удовлетворенности участников образовательных отношений качеством
образования
3.3.Направления, обозначенные в пункте 3.2., оцениваются посредством следующих внешних и
внутренних мероприятий.
Внешние мероприятия
Внутренние мероприятия
Аккредитационный
мониторинг
Стартовая диагностика
ГИА
Оценка соответствия реализуемых в Школе образовательных
программ федеральным требованиям
Всероссийские проверочные
работы
Оценка уровня формирования функциональной грамотности
обучающихся и педагогов
Региональные и
муниципальные оценочные
работы
Оценка условий реализации ООП (по уровням общего образования)
федеральным требованиям
Независимая оценка качества Мониторинг образовательных достижений обучающихся, в том
условий образовательной
числе индивидуального прогресса обучающегося в достижении
деятельности
предметных и метапредметных результатов освоения ООП,
сформированности и развития метапредметных образовательных
результатов
Независимая оценка качества Мониторинг личностного развития обучающихся,
сформированности у обучающихся личностных УУД
подготовки обучающихся
Самообследование
Анализ уроков и других занятий
Контроль ведения электронного журнала
Анкетирование педагогов, обучающихся, родителей (законных
представителей) обучающихся
3.4.Критериальные рамки и показатели оценки разработаны по ключевым направлениям ВСОКО
и представлены в Приложениях к настоящему Положению.
3. Взаимосвязь ВСОКО и ВШК
4.1.
Функционирование ВСОКО подчинено задачам ВШК и осуществляется в течение всего
учебного года
4.2.
ВСОКО- операциональная подсистема, инструмент ВШК
4.3.
ВСОКО обеспечивает ВШК критериями, параметрами, формами и методами,
позволяющими реализовать задачи ВШК
4.4.
Взаимосвязь мероприятий ВШК, процедур ВСОКО и самообследования обеспечивается
посредством комплексного подхода.
5.
Взаимосвязь ВСОКО и самообследования
5.1. Самообследование – мероприятие ВСОКО
5.2. Отчет о самообследовании – документ ВСОКО
5.3. График работ по самообследованию и подготовке отчета о самообследовании утверждается
приказом.
6.
Оценка ООП
6.1. Оценке подлежат ООП каждого из уровней общего образования, включая АООП
6.2. Оценка ООП на этапе их разработки (предваряющая оценка) проводится на предмет
соответствия требованиям ФГОС общего образования и ФОП НОО, ООО и СОО; критерии
оценки отражены в Приложении 1 настоящего Положения.
6.3. Результаты предваряющей оценки ООП выносятся на административное обсуждение с
последующим коллегиальным решением по части устранения недочетов разработанной
образовательной программы.
6.4.Оценка ООП в процессе их реализации проводится одновременно с ВШК эффективности
педагогической системы Учреждения и организации образовательного процессапроводится в
отношении:
обеспечения
индивидуальных
образовательных
траекторий
обучающихся
(одаренных, с низкой мотивацией, с девиантным поведением, с ОВЗ)
форм и методов урочной и внеурочной деятельности
интеграции урочной и внеурочной деятельности
используемых педагогических технологий, приемов организации учебнопознавательной деятельности
инструментария формирующей оценки
системы текущего диагностического контроля
культуры учебного взаимодействия педагогов и обучающихся
психолого-педагогического сопровождения самоорганизации и познавательной
самомотивации обучающихся
проектной и исследовательской деятельности обучающихся
социального, научно-методического партнёрства
деятельности школьных методических объединений
7. Оценка условий реализации ООП
7.1. Оценка условий реализации ООП проводится на основании требований ФГОС и ФОП НОО,
ООО и СОО к кадровым, финансовым, психолого-педагогическим, материально-техническим и
информационно-методическим условиям, а также с учетом федеральных показателей
деятельности образовательных организаций, подлежащих самообследованию
7.2. Оценка условий реализации ООП проводится согласно Приложению 2 к настоящему
Положению
7.3. В рамках ВСОКО используются перечни (кодификаторы) проверяемых требований к
метапредметным и предметным результатам освоения ООП школы, утвержденные в составе ФОП
НОО, ООО и СОО
7.4. Критерии оценки условий реализации ООП соотносятся с «дорожной картой» их развития,
которая является частью организационного раздела ООП каждого из уровней общего образования
7.5. Предваряющая оценка условий реализации ООП проводится на этапе их разработки; по
результатам предваряющей оценки составляется «дорожная карта» развития условий в
отношении каждого уровня общего образования
7.6. Контроль исполнения «дорожной карты» развития условий реализации ООП – интегрирован с
самообследованием Учреждения и является обязательным предметом ВШК
7.7. Результаты ежегодной оценки условий реализации ООП вносятся в отчет о самообследовании
8. Оценка образовательных результатов обучающихся
8.1. Основным объектом системы оценки, её содержательной и критериальной базой выступают
требования ФГОС, которые конкретизируются в планируемых результатах освоения
обучающимися ФОП. Система оценки включает процедуры внутренней и внешней оценки.
8.2.
Внутренняя оценка включает:
стартовую диагностику;
текущую и тематическую оценку;
итоговую оценку и промежуточную аттестацию;
психолого-педагогическое наблюдение;
внутренний мониторинг образовательных достижений обучающихся.
Все элементы системы внутреннего оценивания по учебным предметам обеспечивают
внутришкольный мониторинг образовательных достижений, включающий оценку уровня
достижений личностных, метапредметных и предметных результатов.
8.3.
Внешняя оценка включает:
независимую оценку качества образования
оценочные процедуры регионального и федерального уровней.
К федеральным и региональным оценочным процедурам относятся:
–
–
государственная итоговая аттестация (только для уровней основного общего и среднего
общего образования): основной государственный экзамен, единый государственный экзамен,
государственный выпускной экзамен, включая процедуры допуска к государственной
итоговой аттестации - итоговое собеседование по русскому языку, итоговое сочинение
(изложение);
всероссийские проверочные работы и национальные сопоставительные исследования
качества общего образования;
Результаты всероссийских проверочных работ могут использоваться в качестве мероприятий
текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, проводимых в
рамках реализации образовательной программы.
–
региональные сопоставительные исследования качества общего образования.
8.4.В соответствии с ФГОС система оценки образовательной организации реализует системнодеятельностный, уровневый и комплексный подходы к оценке образовательных достижений.
8.5.Оценка проводится а отношении образовательных результатов:
личностных
метапредметных
предметных
8.6. Оценка личностных образовательных результатов проводится опосредованно, в рамках
психолого -педагогического мониторинга
8.7. В каждом из уровней общего образования предметом мониторинга выступают:
осознание российской гражданской идентичности;
готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному
самоопределению;
ценность самостоятельности и инициативы;
наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности;
сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к
себе, окружающим людям и жизни в целом;
8.8. Критерии оценки достижения и мониторинга личностных образовательных результатов
отражены в Приложении 3.1. настоящего Положения
8.9. Личностные образовательные результаты не выносятся на итоговую оценку
8.10. Метапредметные результаты включают:
освоение обучающимися межпредметных понятий (используются в нескольких предметных
областях и позволяют связывать знания из различных учебных предметов, учебных курсов,
модулей в целостную научную картину мира) и универсальных учебных действий
(познавательные, коммуникативные, регулятивные);
способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике;
готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности и
организации учебного сотрудничества с педагогическими работниками и сверстниками, к
участию в построении индивидуальной образовательной траектории;
овладение навыками работы с информацией: восприятие и создание информационных
текстов в различных форматах, в том числе цифровых, с учетом назначения информации и ее
целевой аудитории.
8.11. Метапредметные результаты сгруппированы по трем направлениям и отражают способность
обучающихся использовать на практике универсальные учебные действия, составляющие умение
овладевать:
познавательными универсальными учебными действиями;
коммуникативными универсальными учебными действиями;
регулятивными универсальными учебными действиями.
8.12. Овладение познавательными универсальными учебными действиями предполагает умение
использовать базовые логические действия, базовые исследовательские действия, работать с
информацией.
8.13. Овладение системой коммуникативных универсальных учебных действий обеспечивает
сформированность социальных навыков общения, совместной деятельности.
8.14. Овладение регулятивными универсальными учебными действиями включает умения
самоорганизации, самоконтроля, развитие эмоционального интеллекта.
8.15. Динамика продвижения обучающихся в достижении метапредметных образовательных
результатов подлежит мониторингу, в рамках которого предусмотрена комплексная
диагностическая работа. Критерии мониторинга отражены в Приложении 3.2. к настоящему
Положению
8.16. Оценка предметных результатов осуществляется педагогическим работником в ходе
процедур текущего, тематического, промежуточного и итогового контроля.
8.17. Особенности проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся
регламентируются Положением об осуществлении текущего контроля успеваемости и
промежуточной аттестации обучающихся
8.19. Итоговая оценка по предметам, не выносимым на ГИА, фиксируется целевыми разделами
ООП каждого из уровней общего образования
8.20. Контрольная диагностика достижения метапредметных образовательных результатов
интегрирована с промежуточной аттестацией
8.21. Итоги промежуточной аттестации используются при подготовке отчета о самообследовании
согласно Приложению 3.3. настоящего Положения
9. Мониторинги в рамках ВСОКО
9.1. В рамках ВСОКО проводятся обязательные мониторинги:
достижения обучающимися личностных образовательных результатов
достижения обучающимися метапредметных образовательных результатов
академической успеваемости обучающихся и результатов ГИА
выполнения «дорожной карты» развития условий реализации образовательных
программ
9.2. По инициативе участников образовательных отношений и (или) в рамках Программы
развития могут разрабатываться и проводиться иные мониторинги. Перечень текущих и новых
мониторингов фиксируется приказом.
9.3. Ежегодному анализу подлежат показатели деятельности Учреждения, выносимые в отчет о
самообследовании. Результаты ежегодного анализа составляют аналитическую часть отчета о
самообследовании, согласно федеральным требованиям
10. Документы ВСОКО
10.1. Документы ВСОКО – это информационно-аналитические продукты контрольно-оценочной
деятельности, предусмотренные приказом
10.2. К документам ВСОКО, предназначенным для внешнего использования, относятся:
отчет о самообследовании
аналитические справки по итогам оперативного ВШК, предпринятого на основе
обращения граждан
аналитический обзор практикуемых школой форм и методов оценки в части их
влияния на качество образования в школе
10.3. К документам ВСОКО, предназначенным для внутреннего использования, относятся:
опросно-анкетный материал для получения данных к разработке формируемой части
ООП
аналитические справки-комментарии к результатам внешних независимых
диагностик и ГИА
справки ВШК, в т.ч по итогам оперативного контроля
приложения к протоколам заседаний коллегиальных органов управления
10.4. Состав документов ВСОКО ежегодно корректируется, в зависимости от задач ВШК в
текущем учебном году
Приложение 1
Критерии оценки образовательных программ
№
Критерии оценки
1. Образовательная деятельность
Единица измерения
1.1
Общая численность обучающихся, осваивающих ООП
1.2
Общая численность обучающихся, осваивающих ООП:
– начального общего образования
Чел.
– среднего общего образования
Чел.
– основного общего образования
1.3
Формы получения образования:
– очная
– очно - заочная
– заочная
1.4
Реализация ООП по уровням общего образования:
– сетевая форма
– с применением дистанционных образовательных технологий
– с применением электронного обучения
2. Соответствие содержания образования требованиям ФГОС и ФОП
2.1
Соответствие структуры, содержания и академического объема
учебного плана требованиям ФГОС и ФОП
2.2
Наличие индивидуальных учебных планов для обучающихся, с
ОВЗ, обучающихся в профиле
2.3
Наличие материалов, подтверждающих учет в учебном плане
образовательных потребностей и запросов обучающихся и (или)
их родителей (законных представителей)
2.4
Наличие рабочих программ учебных предметов, курсов,
дисциплин (модулей) по всем предметам, курсам, дисциплинам
(модулям) учебного плана
2.5
Соответствие содержания рабочих программ учебных предметов,
курсов, дисциплин (модулей) по всем предметам, курсам,
дисциплинам (модулям) требованиям ФГОС и ФОП
2.6
Наличие программ воспитательной направленности
2.7
2.8
2.9
Наличие плана внеурочной деятельности
Чел.
Имеется / не имеется
Количество чел.
Имеется / не имеется
Количество чел.
Имеется / не имеется
Количество чел.
Имеется / не имеется
Количество чел.
Имеется / не имеется
Количество чел.
Имеется / не имеется
Количество чел.
Соответствует /
не соответствует
Имеется / не имеется
Имеется / не имеется
Имеется / не имеется
Соответствует /
не соответствует
Имеется / не имеется
Имеется / не имеется
Наличие рабочих программ и другой документации по Имеется / не имеется
направлениям внеурочной деятельности, соответствие
содержания заявленному направлению
Наличие программы психолого-педагогического сопровождения
Да / Нет
2.10 Наличие «дорожной карты» развития условий реализации ООП
3. Соответствие ООП по уровням Программе развития школы
3.1
Чел.
Наличие материалов, подтверждающих учет потребностей
участников образовательных отношений при разработке части
ООП, формируемой участниками образовательных отношений
Имеется / не имеется
Имеется / не имеется
3.2
Отражение в пояснительной записке ООП особенностей
контингента Учреждения
3.3
Отражение в пояснительной записке к ООП специфики и Имеется / не имеется
традиций Учреждений, социального запроса потребителей
образовательных услуг
Наличие в системе оценки достижения планируемых Соответствует /
результатов аутентичных форм, методов оценки измерительных не соответствует
материалов
Наличие в программах воспитательной направленности Соответствует /
общешкольных проектов с краеведческим компонентом
не соответствует
Наличие в рабочих программах учебных предметов, курсов Имеется /
краеведческого компонента
не имеется
Наличие
в
программах
формирования/развития
УУД Имеется /
мероприятий,
реализуемых
при
участии
партнерских не имеется
организаций
Наличие и количество индивидуальных учебных планов для обучающихся:
– по очно - заочной, заочной форме
Количество ед. / не
имеется
– с ОВЗ на основаниях инклюзии в классах с нормативно
Количество ед. / не
развивающимися сверстниками
имеется
– 8 классов, реализующих индивидуальные проекты в
Количество ед. / не
рамках профориентации
имеется
– профильных классов на уровне среднего общего образования
Количество ед. / не
имеется
3.4
3.5
3.6
3.7
3.8
3.9.
3.10.
Наличие Программы формирования и развития УУД
Соответствие учебного плана ООП требованиям СанПиН
Имеется / не имеется
Имеется / не имеется
Соответствует/
соответствует
не
Приложение 2
Кадровые
условия
Численность / удельный вес численности
педагогических работников, имеющих
высшее образование, в общей численности
педагогических работников
Численность / удельный вес численности
педагогических работников, имеющих
высшее образование педагогической
направленности (профиля), в общей
численности педагогических работников
Численность / удельный вес численности
педагогических работников, которым по
результатам
аттестации
присвоена
квалификационная категория, в общей
численности педагогических работников, в
том числе:
– первая
– высшая
Численность / удельный вес численности
педагогических работников в общей
численности педагогических работников,
педагогический стаж работы которых
составляет:
до 5лет
свыше 30 лет
Численность / удельный вес численности
педагогических
и
административнохозяйственных работников, прошедших за
последние
три
года
повышение
квалификации
по
профилю
профессиональной деятельности и (или)
иной осуществляемой в образовательной
организации деятельности, в общей
численности
педагогических
и
административно-хозяйственных
работников
Чел. /
%
Чел. / %
Чел. / %
Чел. / %
Чел. / %
Контроль
состояния условий
Факт
выполнения
«дорожной
карты»
Критерии оценки
Фактический
показатель
на старте
Планируемый
показатель
(«дорожная
карта»)
Группа условий
Единица измерения
Оценка условий реализации ООП по уровням
Численность / удельный вес численности
педагогических
и
административнохозяйственных работников, имеющих
профессиональную переподготовку по
профилю
/
направлению
профессиональной деятельности или
иной осуществляемой в образовательной
организации деятельности, в общей
численности
педагогических
и
административно-хозяйственных
работников
Численность / удельный вес численности
педагогических
работников,
своевременно прошедших повышение
квалификации
по
осуществлению
образовательной деятельности в условиях
осуществления ФГОС и ФОП , в общей
численности
педагогических
и
административно-хозяйственных
работников
Численность / удельный вес численности
педагогических работников, охваченных
непрерывным
профессиональным
образованиям:
– тренинги,
обучающие
семинары,
стажировки
– вне
программ
повышения
квалификации
Численность / удельный вес численности
педагогических
работников,
реализовавших методические проекты
под руководством ученых или научнопедагогических работников партнерских
организаций
Численность / удельный вес численности
педагогических работников, являющихся
победителями или призерами конкурса
«Учитель года»
Численность / удельный вес численности
педагогических работников, являющихся
победителями
или
призерами
региональных конкурсов
профессионального мастерства
Численность / удельный вес численности
педагогических работников, имеющих
публикации
в
профессиональных
изданиях
на
региональном
или
федеральном уровнях
Численность / удельный вес численности
педагогических работников, ведущих
личную страничку на сайте школы
Чел. / %
Чел. / %
Чел. / %
Чел. / %
Чел. / %
Чел. / %
Чел. / %
Чел. / %
Психологопедагогические
условия
Материальнотехнические
условия
Количество педагогов-психологов в
штатном расписании
Количество педагогов-психологов по
совместительству
Количество социальных педагогов
Доля педагогических работников с
вмененным функционалом тьютора в
общем количестве педагогических
работников
Доля
мероприятий,
курируемых
педагогом-психологом в Программе
воспитания
Доля
мероприятий,
курируемых
педагогом-психологом в Программе
формирования и развития УУД
Доля курсов внеурочной деятельности,
разработанных при участии (соавторстве)
педагога-психолога в общем объеме
курсов внеурочной деятельности в плане
внеурочной деятельности
Количество
дополнительных
образовательных программ на базе
школы, разработанных при участии
(соавторстве) педагога-психолога
Наличие оборудованного помещения,
приспособленного для индивидуальных
консультаций с обучающимися,
родителями
Наличие
оборудованных
образовательных
пространств
для
психологической
разгрузки,
рекреационных зон
Чел.
Чел.
Чел.
Чел. / %
Ед. / %
Ед. / %
Ед. / %
Ед.
Имеется
/
не
имеется
Имеется
/
не
имеется
Количество компьютеров в расчете на
Ед.
одного обучающегося
Оснащенность учебных кабинетов(в Ед. / %
соответствии с ФГОС и / федеральными
или региональными требованиями)
Наличие читального зала библиотеки, в Да / нет
том числе:
– с обеспечением возможности работы на
стационарных
компьютерах
или
использования переносных компьютеров
– с медиатекой
– оснащенного средствами сканирования и
распознавания текстов
– с выходом в интернет с компьютеров,
расположенных в помещении библиотеки
– с возможностью размножения печатных
бумажных материалов
Численность / удельный вес численности
обучающихся,
которым
обеспечена
возможность
пользоваться
широкополосным интернетом (не менее 2
Мб/с), в общей численности обучающихся
Общая площадь помещений, в которых
осуществляется
образовательная
деятельность, в расчете на одного
обучающегося
УчебноКоличество экземпляров учебной и
методическое и учебно-методической
литературы
в
информационно общем количестве единиц хранения
е обеспечение
библиотечного фонда, состоящих на
учете, в расчете на одного обучающегося
Количество экземпляров справочной
литературы в общем количестве единиц
хранения
библиотечного
фонда,
состоящих на учете, в расчете на одного
обучающегося
Количество
экземпляров
научнопопулярной
литературы
в
общем
количестве
единиц
хранения
библиотечного фонда, состоящих на
учете, в расчете на одного обучающегося
Соответствие используемых учебников и
учебных пособий федеральному перечню
Наличие
общедоступного
аннотированного
перечня
информационных образовательных
ресурсов интернета
Количество единиц электронных
образовательных ресурсов, используемых
при реализации рабочих программ по
предметам учебного плана
Количество
единиц
цифровых
программных продуктов, используемых
при реализации плана внеурочной
деятельности
Количество
единиц
цифровых
программных продуктов, используемых
для обеспечения проектной деятельности
обучающихся
Соответствие
содержания
сайта
требованиям статьи 29 Федерального
закона № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»
Чел. / %
Кв. м
Ед. / %
Ед.
Ед.
Соответ.
/ не соот.
Да / Нет
Ед.
Ед.
Ед.
Соответст.
/не соотв.
Приложение 3
Оценка образовательных результатов
3.1. Структура мониторинга личностных образовательных результатов
№
1
Образовательный
результат
Готовность к
активной
гражданской
позиции
Параметр оценки
Сформированность
ценностной ориентации
гражданского выбора и
владение общественнополитической
терминологией
Социально-культурный
опыт учащихся
2
Готовность к
продолжению
образования на
профильном
уровне, к выбору
профиля
Понимание учащимся
собственных
профессиональных
склонностей и
способностей
Положительный опыт
углубленного изучения
дисциплин учебного
плана, соответствующих
рекомендованному
профилю обучения
Опыт выполнения
учащимся проектов,
тематика которых
соответствует
рекомендованному
Индикатор
Количество учащихся,
демонстрирующих
сформированность
ценностной ориентации
гражданского выбора и
владение общественнополитической
терминологией
Единицы портфолио,
подтверждающие
социально-культурный
опыт учащегося
Количество учащихся,
своевременно
ознакомленных с
заключением психолога о
профессиональных
склонностях и
способностях учащихся
Количество учащихся,
имеющих опыт
углубленного изучения
дисциплин учебного
плана, соответствующих
рекомендованному
профилю обучения
Количество учащихся,
имеющих завершенные и
презентованные проекты,
тематика которых
соответствует
Оценочная
процедура
Тестирование
Статистический
учет
Исполнитель
Психолог
совместно (или
классный
руководитель) с
преподавателем
общественнополитических
дисциплин
Классный
руководитель,
тьютор
Статистический
учет
Классный
руководитель,
тьютор
Статистический
учет
Классный
руководитель,
тьютор
Статистический
учет
Классный
руководитель,
тьютор
Периодичность
оценки
Ежегодно, в конце
учебного года
Ежегодно, в конце
учебного года
Первый раз на
этапе
предпрофильной
подготовки (по
окончании
учащимися 7–8
класса)
Второй раз – по
окончании уровня
основного общего
образования
профилю
3
4
5
Готовность и
способность к
саморазвитию на
основе
существующих
норм морали,
национальных
традиций, традиций
этноса
Сформированность
культуры здорового
образа жизни
Сформированность
основ
экологической
культуры
Освоение учащимися
существующих норм
морали, национальных
традиций, традиций
этноса
Опыт выполнения
учащимся проектов,
тематика которых
свидетельствует о
патриотических чувствах
учащегося, его интересе к
культуре и истории своего
народа, ценностям семьи и
брака и др.
Демонстрация культуры
ЗОЖ в среде образования
и социальной практике
рекомендованному
профилю обучения
Количество учащихся,
демонстрирующих
освоение содержания
понятий: ценностная
ориентация, нормы
морали, национальная и
этническая идентичность,
семья, брак и др.
Количество учащихся,
имеющих завершенные и
презентованные проекты,
тематика которых
свидетельствует о
патриотических чувствах
учащегося, его интересе к
культуре и истории своего
народа
Стабильность посещения
занятий физической
культурой
Сокращения количества
пропусков уроков по
болезни
Соблюдение
элементарных правил
гигиены
Готовность учащихся к
Освоение понятий
экологически безопасному экологического
поведению в быту,
содержания
социальной и
Единицы портфолио,
профессиональной
подтверждающие
практике
социально-культурный
опыт учащегося
Опрос
Статистический
учет
Статистический
учет
Психолог и (или)
классный
руководитель,
тьютор
в рамках
содержания
рабочих программ
по
обществознанию и
(или) литературе
Классный
руководитель,
тьютор
Ежегодно,
в конце учебного
года
Классный
руководитель,
тьютор
Ежегодно,
в конце учебного
года
Преподаватель
экологии или
биологии
совместно с
классным
руководителем,
тьютором
Ежегодно,
в конце учебного
года
Ежегодно,
в конце учебного
года
Отзыв классного
руководителя
Опрос
Статистический
учет
3.2. Оценка метапредметных образовательных результатов
№
1
Образовательный
результат
Параметр оценки
Индикатор
Представление о
Освоение понятий:
Количество учащихся,
познавательной
характер,
освоение указанных
собственном стиле
деятельности
(индивидуального
познавательного
стиля)
• темперамент,
познавательный стиль;
• аудиал, визуал,
демонстрирующих
Оценочная
процедура
Опрос или тест
понятий и терминов
классы.
прибывших
учащихся –
индивидуально
организации
Количество специальных
познавательной
педагогические тренинги;
деятельности
Для вновь
образовательной
Опыт рефлексии
собственного стиля
тьютор, иное
руководитель,
возможностей
дедукция, индукция;
оценки
2*, 4*, 7, 9, 11
кадровых
• анализ, синтез,
Периодичность
Классный
лицо, исходя из
кинестетик;
• знание, информация
Исполнитель
занятий (психологоконсультации) или
самостоятельно освоенных
развивающих веб-
программ, веб-лекций,
обеспечивающих
учащемуся опыт
рефлексии собственного
стиля познавательной
деятельности
Статистический
учет
Классный
руководитель,
тьютор
Ежегодно, в конце
учебного года
2
Навыки работы с
информацией
Умение кодировать
Количество учащихся,
числе, полученную в
владение указанными
информацию (в том
сети интернет)
посредством:
демонстрирующих
Контрольные
работы
умениями
• тезисов;
• конспекта;
• таблицы;
• схемы или графика;
информацию (писать
Уроки защиты
рефератов
реферат и рецензию);
представлять
информацию в виде
текстов
публицистического
стиля
Умение представлять
Мини-сессии
сообщения, доклада
выступлений
информацию в виде
прибывших
школы
цитатного);
рецензировать
исходя из
или иное лицо,
возможностей
сложного, тезисного,
Умение реферировать и
4*, 7, 9, 11 классы.
кадровых
• плана (простого,
• кластера
Педагог-филолог
публичных
Для вновь
учащихся –
индивидуально
3
Смысловое чтение
Умение выделять
Количество учащихся,
Комплексная
Педагог-
4, 7, 9, 11 классы.
компетенция)
тексте и видеть
владение указанными
работа
иное лицо, исходя
прибывших
(читательская
главную информацию в
избыточную (лишнюю,
не нужную для решения
демонстрирующих
умениями
поставленной задачи)
контрольная
Ситуационные
задачи и (или)
проектные
Умение распознавать
задачи.
информационный
подтекст (для текстов
Анализ текста
художественного и
публицистического
Владение ИКТтехнологиями
Количество учащихся,
Самооценка
познавательной
владение указанными
анкетирования.
деятельности и
социальной практике с
соблюдением
требований
эргономики, техники
безопасности
* По решению администрации ОО
возможностей
образовательной
учащихся -
индивидуально
организации
Педагог-филолог
или иное лицо,
исходя из
образовательной
Умение использовать
ИКТ-технологии в
из кадровых
Для вновь
кадровых
стиля)
4
математик или
демонстрирующих
умениями
учащихся в ходе
Отзыв родителей
организации
Преподаватель
информатики
4*, 7, 9, 11 классы.
Для вновь
прибывших
учащихся –
индивидуально
3.3. Оценка предметных образовательных результатов
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
Показатели оценки предметных образовательных результатов
Единица
измерения
Численность / удельный вес численности обучающихся, успевающих на Чел. / %
«4» и «5» по результатам промежуточной аттестации, в общей
численности обучающихся
Средний балл ОГЭ выпускников 9-гокласса по русскому языку
Балл
Средний балл ОГЭ выпускников 9-го класса по математике
Балл
Средний балл ЕГЭ выпускников 11-го класса по русскому языку
Балл
Средний балл ЕГЭ 11-го класса по математике
Балл
Численность / удельный вес численности выпускников 9-го класса, Чел. / %
получивших неудовлетворительные результаты на ОГЭ по русскому
языку,в общей численности выпускников 9-го класса
Численность / удельный вес численности выпускников 9-го класса,
Чел. / %
получивших неудовлетворительные результаты на ОГЭ по математике, в
общей численности выпускников 9-го класса
Численность / удельный вес численности выпускников 11-го класса, Чел. / %
получивших результаты ниже установленного минимального количества
баллов ЕГЭ по русскому языку, в общей численности выпускников 11-го
класса
Численность / удельный вес численности выпускников 11-го класса, Чел. / %
получивших результаты ниже установленного минимального количества
баллов ЕГЭ по математике, в общей численности выпускников 11-го
класса
Численность / удельный вес численности выпускников 9-го класса, не Чел. / %
получивших аттестаты об основном общем образовании, в общей
численности выпускников 9-го класса
Численность / удельный вес численности выпускников 11-го класса, не Чел. / %
получивших аттестаты о среднем общем образовании, в общей
численности выпускников 11-го класса
Численность / удельный вес численности выпускников 9-го класса, Чел. / %
получивших аттестаты об основном общем образовании с отличием, в
общей численности выпускников 9-го класса
Численность / удельный вес численности выпускников 11-го класса, Чел. / %
получивших аттестаты о среднем общем образовании с отличием, в общей
численности выпускников 11-го класса
Численность / удельный вес численности обучающихся, принявших Чел. / %
участие в
различных олимпиадах, смотрах, конкурсах, в общей
численности обучающихся
Численность/удельный вес численности обучающихся - победителей и
Чел. / %
призеров олимпиад, смотров, конкурсов, в общей численности
обучающихся, в том числе:
– муниципального уровня
– регионального уровня
– федерального уровня
– международного уровня
Численность / удельный вес численности обучающихся, получающих
Чел. / %
образование с углубленным изучением отдельных учебных предметов, в
общей численности обучающихся
Численность / удельный вес численности обучающихся, получающих Чел. / %
образование в рамках профильного обучения, в общей численности
обучающихся
Приложение 4
№
раздела
1.
Название
Структура отчета о самообследовании
Общие сведения об
Учреждении
2.
Система управления
3.
Образовательная
деятельность
4.
Содержание
и
качество подготовки
обучающихся
5.
Востребованность
выпускников
6.
Внутренняя система
оценки
качества
образования
7.
Кадровое
обеспечение
образовательного
процесса
Содержимое
Полное и краткое наименование, контактная
информация в соответствии со сведениями в Уставе
Учреждения
Наличие лицензии на осуществление образовательной
деятельности с указанием всех адресов и видов
реализуемых образовательных программ.
Фамилия, имя, отчество директора, электронная почта
Информация об учредителе
Наличие, наименование и функционирование органов
управления – директора, общего собрания работников,
педагогического совета, Совета родителей, методического
совета, методических объединений
Виды реализуемых ООП, в том числе адаптированные
Количество обучающихся, классов-комплектов по
уровням общего образования, обучающихся с ОВЗ и
инвалидностью
Количество индивидуальных учебных планов по разным
категориям обучающихся
Режим образовательной деятельности: количество смен,
пяти или шестидневная неделя в школе,
продолжительность учебного года и каникул,
продолжительность уроков
Формы и профили обучения
Основные мероприятия воспитательной работы за год и
их итоги
Направления
дополнительных
общеразвивающих
программ.
Количество
обучающихся
в
объединениях
дополнительногообразования
по
каждому
направлению
Сведения
об
освоении
обучающимися
образовательных программ
Результаты НИКО, ВПР, ГИА, мониторингов
Количество победителей, призеров Всероссийской
олимпиады школьников, других конкурсов
Поступление в вузы выпускников в соответствии с
профилем
Поступления в ВУЗЫ, ССУЗЫ от общего количества
выпускников
Количество выпускников, трудоустроенных без
продолжения получения образования
Положение о ВСОКО
Результаты анкетирования родителей и обучающихся
по показателям удовлетворенности работой школы
Доля
педагогических
работников
с
высшим
образованием
Категорийность педагогических работников
Группы педагогических работников по стажу
работы.Возрастной состав педагогических работников
8.
Учебнометодическое
обеспечение
Повышение квалификации педагогических работников
Обеспеченность
педагогическими работниками
неосновного
назначения
(педагог-психолог,
социальный педагог, учитель- дефектолог)
9.
Библиотечноинформационное
обеспечение
10.
Материальнотехническая база
11.
Результаты анализа
показателей
деятельности
Соответствие используемых учебников федеральному
перечню
Общее количество учебных и учебно-методических
пособий, используемых в образовательном процессе.
Количество экземпляров
учебной и учебнометодической литературы
Наличие читального зала библиотеки, в том числе:
с обеспечением возможности работы на стационарных
компьютерах или с использованием переносных
компьютеров
с медиатекой
оснащение средствами сканирования и распознавания
с выходом в Интернет с компьютеров, расположенных
в
помещении
библиотекис
контролируемой
распечаткой бумажных материалов
Общая
площадь
помещений,
в
которых
осуществляется образовательная деятельность, в
расчете на одного обучающегося.
Доля
учебных
аудиторий,
оборудованных
трансформируемой мебелью для обучающихся.
Количество компьютеров в расчёте на одного
обучающегося.
Численность/удельный вес численности обучающихся,
которым обеспечена возможность пользоваться
широкополосным Интернетом (не менее 2 Мб/с), в
общей численности обучающихся
Оснащенность учебных кабинетов (в соответствии с
федеральными и (или региональными требованиями)
Показатели деятельности Учреждения
Общий вывод о результатах самообследования
Приложение 5
Перечень мероприятий по использованию результатов оценочных процедур на уровне
образовательной организации
На уровне образовательной организации рекомендуется обеспечить проведение следующих
основных мероприятий по использованию результатов оценочных процедур:
1. Анализ результатов федеральных, региональных и внутренних оценочных процедур.
2. Разработка плана (дорожной карты) по результатам анализа внутреннего оценивания и
результатов федеральных и региональных оценочных процедур, направленного на повышение
качества образования в образовательной организации.
3. Корректировка системы внутреннего оценивания качества образования, внесение
изменений в планы и направления внутришкольного контроля.
4. Работа с обучающимися, в том числе контроль устранения образовательных дефицитов,
выявленных у обучающихся при проведении оценочных процедур, оптимизация выбора и
содержания учебных курсов из части учебного плана, формируемого участниками образовательных
отношений, поурочного планирования учебных предметов, планов психолого-педагогической и
социальной помощи детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных
программ, корректировка используемых учителями педагогически обоснованных форм, методов и
средств обучения и воспитания и т.д.
5. Работа с родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся, в
том числе знакомство с содержанием образования, используемыми методами обучения и
воспитания, образовательными технологиями, а также с оценками успеваемости детей и т.д.
6. Работа с педагогическим коллективом образовательной организации, в том числе
определение направлений методической подготовки педагогических работников, оказание
методической помощи учителям, имеющим профессиональные проблемы и дефициты в части
оценивания результатов обучающихся при проведении оценочных процедур качества образования,
обеспечение преемственности на различных уровнях образования, определение стратегии кадровой
политики образовательной организации, повышение взаимодействия между педагогами и т.д.
7. Работа с образовательной средой, в том числе усиление практической составляющей в
содержании учебных предметов естественно-научной направленности, разработка и использование
современных методических материалов, позволяющих осуществлять индивидуальный подход в
обучении и т.д.
8. Оценка эффективности принятых мер.
(Письмо Минпросвещения России от 05.06.2025 № ОК-1656/03)