Аннотация В программе дана общая характеристика учебного курса, показано место предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в учебном плане, приводятся личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса, их оценка, тематическое планирование, формы контроля, содержание учебного материала. Описывается реализация межпредметных связей на уроках ОБЖ, даны ключевые темы и их взаимосвязь. Представлена структура заданий годовой промежуточной аттестации. Программа написана с учётом требований к результатам освоения образовательной программы образовательного учреждения, представленных в федеральном государственном стандарте среднего общего образования. Пояснительная записка Программа по основам безопасности жизнедеятельности для 10-11 классов разработана в соответствии с - Законом РФ от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» - Федеральным государственным образовательным стандартом среднего (полного) общего образования (утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 г. № 413, зарегистрированного Минюстом России 7.06.2012г., per. № 24480) - Программой развития Учреждения - Основными образовательными программами школы всех уровней, адаптированной основной образовательной программой начального общего образованияобучающихся с ОВЗ - Положением о внутренней системе оценки качества образования - Положением об осуществлении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся - Положением о ведении электронного журнала и дневника «Электронной Пермской образовательной системы» - авторской программы «Основы безопасности жизнедеятельности» С.В. Ким, В.А. Горский. Издательский центр «Вентана-Граф», 2020. Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» изучается в 10-11 классе из расчета 1 час в неделю: в 10 классе-35 часов, в 11 классе-34 часа. Итого 69 часов за весь период обучения.Проводится годовая промежуточная аттестация в форме тестирования. 1. Планируемые предметные результаты освоения программы Требования к личностным результатам Обучающиеся научатся: усваивать правила индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; формировать понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усваивать гуманистические, демократические и традиционные ценности многонационального российского общества; воспитывать чувства ответственности и долга перед Родиной; формировать ответственное отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов; формировать целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающее социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; формировать готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; осваивать социальные нормы, правила поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; развивать правовое мышление и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам. Обучающиеся получат возможность научиться: формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности; формировать основы экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде; осознавать значение семьи в жизни человека и общества, принимать ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; формировать антиэкстремистское мышление и антитеррористическое поведение, потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно безопасности жизнедеятельности. выполнять правила Требования к метапредметным результатам Обучающиеся научатся: самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающиеся получат возможность научиться: оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения; владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Требования к предметным результатам Обучающиеся научатся: формировать современную культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера; формировать убеждение в необходимости безопасного и здорового образа жизни; понимать личную и общественную значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности; понимать роль государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма; понимать необходимость подготовки граждан к военной службе; формировать установку на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью; формировать антиэкстремистскую и антитеррористическую личностную позицию; понимать необходимость сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека; знать основные опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм и их последствия для личности, общества и государства. Обучающиеся получат возможность научится: знать и уметь применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; уметь оказать первую помощь пострадавшим; уметь предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников; уметь принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей. Виды деятельности обучающихся, направленные на достижение результата Познавательный, проблемно-ценностное общение, проектная деятельность, коммуникативная деятельность, эстетическая, ценностноориентировочная, написание рефератов, тестов, презентаций, кроссвордов. Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся Проектная деятельность осуществляется на уроках, на свободной самостоятельной работе, во внеурочное время. Практикуются совместные проекты всего класса по какой-либо проблеме, проекты, выполненные совместно с родителями, индивидуальные проекты. Проекты носят творческий, прикладной характер. Оценка личностных результатов Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах обучающихся, которые приобретаются в процессе освоения учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности». Эти качественные свойства проявляются, прежде всего, в, накоплении знаний и формировании умений использовать эти знания в повседневной жизни и при наступлении чрезвычайных ситуаций. Оценка метапредметных результатов Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающегося регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий. Оценка метапредметных результатов проводится в ходе различных процедур. В итоговые проверочные работы по ОБЖ выносится оценка сформированности большинства познавательных учебных действий и навыков работы с информацией, а также опосредованная оценка сформированности ряда коммуникативных и регулятивных действий. Достижение таких коммуникативных и регулятивных действий, которые трудно или нецелесообразно проверить в ходе стандартизированной итоговой проверочной работы оценивается в ходе внутренней оценки, фиксируемой в портфеле достижений, в виде оценочных листов и листов наблюдений учителя. Оценка предметных результатов Оценка предметных результатов по ОБЖ представляет собой оценку достижения обучающимся планируемых результатов. При этом итоговая оценка ограничивается контролем успешности освоения действий, выполняемых обучающимися с предметным содержанием, отражающим опорную систему знаний учебного предмета. Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения тестирований. Результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируются в форме портфеля достижений и учитываются при определении итоговой оценкиПри оценивании учебных достижений учеников основной группы за показателем учебного двигательного действия (норматива) определяют уровень учебных достижений (низкий, средний, достаточный, высокий), а затем по техническим показателям выполнения двигательного действия и теоретическим знаниям выставляют оценку в баллах (оценивается по таблице результатов региональной программы). Формы контроля Формами контроля являются: Письменная проверка - домашние, проверочные, практические, контрольные, творческие работы, комплексные диагностические работы, письменные ответы на вопросы, тестирование (в том числе с использованием информационно - телекоммуникационных технологий), эссе, рефераты, задания на основе текста; Устная проверка - устный ответ на один или систему вопросов в форме рассказа, беседы, собеседования, пересказ текста, доклады, сообщения, защита проекта, публичное выступление; Комбинированная проверка - сочетание письменных и устных форм. Тематическое распределение количества часов 10 класс № п/п 1 Разделы программы 2 Законодательные основы обеспечения 5 безопасности личности, общества, государства Организационные основы защиты населения и 5 территорий России в чрезвычайных ситуациях 3 4 5 10 класс Научные основы обеспечение безопасности 5 жизнедеятельности человека в современной среде обитания Чрезвычайные ситуации военного характера и 5 безопасность Вооруженные Силы Российской Федерации на 5 защите государства от военных угроз 6 Факторы риска нарушений здоровья: 5 инфекционные и неинфекционные заболевания 7 Оказание первой состояниях помощи Итого при неотложных 5 35 Тематическое распределение количества часов 11 класс № п/п 1 Разделы программы 2 Комплекс мер взаимной ответственности 5 личности,общества,государства по обеспечению безопасности 3 Экстремальные ситуации и безопасность 5 человека Вооруженные Силы РФ на защите государства от 5 военных угроз 4 5 6 7 11 класс Научные основы формирования культуры 4 безопасности жизнедеятельности человека в современной среде обитания Особенности военной службы в современной Российской армии Основы здорового образа жизни Первая помощь при неотложных состояниях Итого 5 5 5 34 Годовая промежуточная аттестация за курс 10 класса (Общее число заданий в работе – 15. Работа состоит из 1 части) Часть 1 (А) содержит 20 заданий с выбором ответа (один верный ответ из предложенных). С их помощью проверяются базовые знания понятий и терминов, умения описывать и сравнивать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки. Оценка каждого задания этой группы – 1 балл. Годовая промежуточная аттестация за курс 11 класса (Общее число заданий в работе – 20.Работа состоит из 1 части) Часть 1 (А) содержит 20 заданий с выбором ответа (один верный ответ из предложенных). С их помощью проверяются базовые знания понятий и терминов, умения описывать и сравнивать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки. Оценка каждого задания этой группы – 1 балл. Содержание учебного предмета 10 класс 1.Научные основы обеспечение безопасности жизнедеятельности человека в современной среде обитания Культура безопасности жизнедеятельности человека в повседневной жизни Междисциплинарные основы теории безопасности жизнедеятельности Экологические основы безопасности жизнедеятельности в среде обитания Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности в среде обитания Психологические основы безопасности жизнедеятельности в среде обитания 2.Законодательные основы обеспечения безопасности личности, общества, государства Права и обязанности государства и граждан России по обеспечению безопасности жизнедеятельности Защита национальной безопасности государства от военных угроз Защита личности, общества, государства от угроз социального характера Противодействие экстремизму Противодействие терроризму, наркотизму в РФ 3.Организационные основы защиты населения и территорий России в чрезвычайных ситуациях Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, ее структуры и задачи Основные мероприятия РСЧС и гражданской обороны по защите населения от чрезвычайных ситуаций Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного характера Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного характера Чрезвычайные ситуации на инженерных сооружениях, дорогах, транспорте. Страхование. Контроль знаний по пройденному разделу 4.Чрезвычайные ситуации военного характера и безопасность Защита населения и территорий от военной опасности, оружия массового поражения Защита населения и территорий от радиационной опасности Средства коллективной защиты от оружия массового поражения Защита населения и территорий от военной опасности от биологической и экологической опасности Средства индивидуальной защиты органов дыхания и кожи 5.Вооруженные Силы Российской Федерации на защите государства от военных угроз Вооруженные Силы Российской Федерации: организационные основы Состав Вооруженные Силы Российской Федерации Воинская обязанность и военная служба Права и обязанности военнослужащих Боевые традиции и ритуалы Вооруженных Сил РФ.Контроль знаний по пройденному разделу 6.Факторы риска нарушений здоровья: инфекционные и неинфекционные заболевания Медицинское обеспечение индивидуального и общественного здоровья Здоровый образ жизни и его составляющие Инфекционные заболевания: их особенности и меры профилактики Факторы риска неинфекционных заболеваний и меры профилактики Профилактика заболеваний, передающихся половым путем 7.Оказание первой помощи при неотложных состояниях Первая помощь при неотложных состояниях: Закон и порядок Правила оказания первой помощи при травмах Правила оказания первой помощи при кровотечениях, ранениях Первая помощь: сердечно-легочная реанимация. Первая помощь при ушибах, растяжении связок,вывихах,переломах Контроль знаний Содержание учебного предмета 11 класс 1.Научные основы формирования культуры безопасности жизнедеятельности человека в современной среде обитания Проблемы формирования культуры безопасностижизнедеятельности человека в современной среде обитания.Этические и экологические критерии Общенаучные методологические подходы к изучению глобальных проблем безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания Основные подходы и принципы обеспечения безопасности объектов в среде жизнедеятельности Основы управления безопасностью в системе«человек — среда обитания» 2. Комплекс мер взаимной ответственности личности,общества,государства по обеспечению безопасности Обеспечение национальной безопасности России Обеспечение социальной, экономическойи государственной безопасности Меры государства по противодействиювоенным угрозам, экстремизму, терроризму Защита населения и территорий в чрезвычайныхситуациях. Поисковоспасательнаяслужба МЧС России Международное сотрудничество Россиипо противодействию военным угрозам, экстремизму,терроризму 3.Экстремальные ситуации и безопасность человека Экстремальные ситуации криминогенного характера Экстремизм, терроризм и безопасность человека Наркотизм и безопасность человека Дорожно-транспортная безопасность Вынужденное автономное существованиев природных условиях.Контроль знаний по пройденному разделу 4.Вооруженные Силы РФ на защите государства от военных угроз Основные задачи Вооруженных Сил Правовые основы воинской обязанности Правовые основы военной службы Подготовка граждан к военной службе:обязательная и добровольная Требования воинской деятельности к личности военнослужащего 5.Особенности военной службы в современной Российской армии Особенности военной службы по призывуи альтернативной гражданской службы Военные гуманитарные миссии России в «горячих точках» мира Военные операции на территории России: борьбас терроризмом Военные учения Вооруженных Сил РоссийскойФедерации Боевая слава российских воинов. Контроль знаний по пройденному разделу 6.Основы здорового образа жизни Демографическая ситуация в России Культура здорового образа жизни Культура питания Культура здорового образа жизни и репродуктивное здоровье Вредные привычки. Культура движения 7.Первая помощь при неотложных состояниях Медико-психологическая помощь Первая помощь при ранениях Первая помощь при поражении радиацией,отравляющими веществами, при химическихи термических ожогах, обморожении Первая помощь при дорожно-транспортномпроисшествии.Первая помощь при остром отравлении никотином,алкоголем, лекарствами, ядами, наркотическими Контроль знаний Содержание направлено результатов: на достижение следующих метапредметных умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; умение работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности. Реализация межпредметных связей на уроках ОБЖ В учебном процессе можно выделить три вида межпредметных связей, интегрирующих ОБЖ с другими предметами: 1. Предшествующие, когда при раскрытии того или иного вопроса педагог опирается на знания обучающихся, полученные при изучении других предметов. 2. Сопутствующие, когда ряд фактов, понятий, определенная информация одновременно разбираются на уроках ОБЖ и в курсах других предметов. 3. Перспективные, когда изучение материала по ОБЖ опережает их рассмотрение на уроках по другим предметам. Таким образом, в курсе ОБЖ предметные знания обучающихся о безопасности, усваиваемые на уроках других учебных дисциплин, обобщаются, систематизируются, корректируются, дополняются, уточняются, выступают основой формирования умений и навыков безопасного поведения. В то же время знания и умения, усвоенные на уроках ОБЖ, совершенствуются на уроках химии, физики, биологии, физической культуры и других дисциплин. ОБЖ - математика – умение делать математические расчёты при решении ситуационных задач по ОБЖ, анализировать графики; ОБЖ - география – умение найти на карте район чрезвычайной ситуации, определить стороны горизонта и своё местонахождение на местности; ОБЖ - история – дополнительное знакомство с историческими фактам: например, с историей пожарного дела, историей гражданской обороны нашего государства, Днями воинской славы России; ОБЖ - литература – использование литературных произведений при изучении чрезвычайных ситуаций различного характера. Например, для самостоятельного определения и формулирования обучающимися темы урока. Ключевые темы и их взаимосвязи Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» способен решить задачу, которую не решала до этого ни одна учебная дисциплина, а именно: преодолеть фрагментарное базовое знание через объединение физики, химии, биологии, географии, истории, экологии и других дисциплин в единый смысловой блок, объясняющий обучающемуся, зачем ему нужны эти знания и как ими пользоваться. Широкое использование метапредметных связей позволяет формировать у обучающихся такие метапредметные умения, как: устанавливать и объяснять причинно-следственные связи явлений различной природы, систематизировать и обобщать знания об общем объекте изучения, решать задачи, требующие комплексного применения знаний, полученных при изучении разных предметов естественного цикла. Таким образом, если знания, навыки и умения, приобретаемые на занятиях по различным дисциплинам, будут взаимосвязаны, взаимообусловлены и будут представлять собой единый комплекс, человек сможет успешно действовать в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени, при выполнении сложных жизненных задач. Приложение 1 Материалы для оценочных процедур (годовая промежуточная аттестация) 10 класс Годовая промежуточная аттестация по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» в 10 классе проходит в виде тестирования. Тест состоит из 10 вопросов с выбором одного правильного ответа. Тест составлен на основе учебника «Основы безопасности жизнедеятельности»: 1011 классы /С.В.Ким, В.А.Горский, 2020г. Время выполнения теста - 40 минут. Оценка за каждый правильный ответ в тесте-1 балл. По итогам выполнения теста, обучающиеся получают следующие отметки: 10-8 баллов-«5» 7-6 балов-«4» 5-4 балла-«3» 3-0 балла-неудовлетворительно Приложение 2 Материал для оценочных процедур (годовая промежуточная аттестация) 11 класс Годовая промежуточная аттестация по предмту «Основы безопасности жизнедеятельности в 11 классе проводится в форме тестирования. Тест состоит из 10 вопросов с выбором одного правильного ответа. Тест составлен на основе учебника «Основы безопасности жизнедеятельности»: 1011 классы /С.В.Ким, В.А.Горский, 2020г. Время выполнения теста - 40 минут. Оценка за каждый правильный ответ в тесте-1 балл. По итогам выполнения теста, обучающиеся получают следующие отметки: 10-8 баллов-«5» 7-6 балов-«4» 5-4 балла-«3» 3-0 балла-неудовлетворительно Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)