ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая Программа составлена на основе Законом РФ от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Порядком организации, и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. № 1015) Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6.10.2009 №373, зарегистрированного Минюстом России 22.12.2009 г., per. № 17785) Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (утвержденного приказом: Министерства Образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897, зарегистрированного Минюстом России 01.02.2011г., per. № 19644) Федеральным государственным образовательным стандартом среднего (полного) общего образования (утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 г. № 413, зарегистрированного Минюстом России 7.06.2012г., per. № 24480) Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №1576 и №1577 от 31.12.2015 г. «Об изменениях, внесенных во ФГОС начального общего и основного общего образования» Приказом Министерства образования и науки РФ от 29 июня 2017 г. № 613 “О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413” Письмом Министерства образования и науки РФ от 28 октября 2015 года №08 – 1786 «О рабочих программах учебных предметов» Уставом образовательного Учреждения Программой развития Учреждения Основными образовательными программами школы всех уровней Положением о внутренней системе оценки качества образования Положением об осуществлении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся Положение о ведении электронного журнала и дневника «Электронной Пермской образовательной системы» Календарно-тематическое планирование составлено на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004) и Программы по литературе общеобразовательных учреждений, 10 -11 классы (авторы-составители: С.А. Зинин, В.А. Чалмаев. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2014). Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет учащимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи. Данная учебная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения разделов литературы в 10-11 классах с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Рабочая программа по литературе в 10-11 классах включает следующие разделы: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса; учебно-тематический план; требования к уровню подготовки обучающихся; литературу и средства обучения; календарно-тематический план. Главная цель преподавания литературы: – на основе творческого чтения раскрыть перед учениками основные законы литературы как вида искусства и ее отличия от народного поэтического творчества (фольклора); познакомить учеников с основными понятиями, позволяющими проникнуть в художественный мир литературного произведения, вооружить их элементарными инструментами для анализа литературного текста, почувствовать специфику художественной условности словесного творчества; отработать и закрепить свободное владение устной и письменной речью; сформировать у школьников литературный вкус; дать представление об основных этапах развития мировой литературы и о месте в ней русской национальной литературы. Изучение литературы на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих задач: -воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры; -развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей, учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся; -освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историколитературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе. -совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернет. Место и роль предмета в учебном плане Как одна из дисциплин эстетического цикла литература предполагает постижения школьниками этого вида искусства, овладение ими навыками творческого чтения, что невозможно без знакомства с основными законами литературного творчества. Осознание эстетической самоценности литературного произведения и словесной образности как основы создания художественного мира позволяет также на новом уровне определить систему различных видов искусства, понять их эстетические связи и различия. Поскольку эстетическое переживание невозможно без установления авторского идеала и системы нравственных оценок, на уроках литературы неизбежно происходит процесс формирования нравственных принципов ученика, который естественно вытекает из специфики литературы как вида искусства и не нуждается в специальном акцентировании. Феномен существования произведений литературной классики во времени, позволяющий рассматривать произведение, созданное, к примеру, в XIX веке как факт современного литературного процесса, открывает перед школой удивительную возможность установления непосредственной связи времен. Поэтому изучение литературы как поэтической памяти народа является чрезвычайно важной задачей современного образования. В то же время процесс художественного восприятия немыслим без одновременного творчества читателя, без которого образная структура литературного произведения остается мертвым конгломератом содержательных знаков. Следовательно, литературное образование в школе является составной частью раскрытия творческого потенциала учеников. Исходным материалом литературы как вида искусства является слово, а значит, изучение этой дисциплины способствует формированию навыков устной и письменной речи школьников, освоению ими законов родного языка, раскрытию его поэтических возможностей. Наконец, данная школьная дисциплина называется «Литература» и предполагает изучение словесности как вида искусства, включающего в себя народное поэтическое творчество, отечественную и зарубежную литературу, что дает возможность установить принципы культурного взаимодействия народов. Осмыслить общечеловеческие и национальные культурные ценности, понять русскую и национальную традицию. Согласно учебному плану школы изучение курса «Литература» в 11 классе предусматривается в объеме 102 часа, 3 часа в неделю; изучение курса «Литература» в 10 классе предусматривается в объеме 102 часа, 3 часа в неделю. Формы организации образовательного процесса: - уроки изучения новой темы; - уроки-закрепления; - уроки-обобщения; - уроки внеклассного чтения; - уроки развития речи; - нестандартные уроки. Формы промежуточной аттестации: -самостоятельные и проверочные работы; - сочинения; -устные ответы на уроках; -тестовые задания. Формы итоговой аттестации: -зачеты; -тестовые задания. Информация об используемом учебнике Настоящая рабочая программа соответствует учебникам: Русская литература XIX века. 10 класс.В. И. Сахаров,С. А. Зинин.- Москва, «Русское слово», 2015 г. Русская литература ХХ века.11 класс. В. А.Чалмаев, С.А. Зинин. - Москва, «Русское слово», 2015 г. Содержание рабочей программы Литература 10 класс, 105 часов, 3 часа в неделю. I.Основные темы и проблемы русской литературы XIX века. Требования к уровню подготовки: Знать: своеобразие русской литературы XIX века с точки зрения истории и литературы. Уметь: ориентироваться в учебнике. Применять: план текста, сообщения. II. Литература второй половины19 века. Иван Александрович Гончаров. «Обыкновенная история», «Обломов». Очерк жизни и творчества. Три романа Гончарова - «Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв»: общая характеристика. Критические статьи Гончарова («Мильон терзаний», «Лучше поздно, чем никогда» и др.) «Обыкновенная история». Столкновение юного идеализма с миром буржуазной культуры. Александр Адуев и Петр Адуев – два поколения. Симпатии и колебания автора. Роман И.А. Гончарова «Обломов», утвердивший писателя как классика русской литературы. «Обломовщина» (одно слово, - думал Илья Ильич, - а какое…ядовитое!»). Обломов – его сущность, характер и судьба. Обломов и Штольц. Ольга Ильинская. Захар. Оценки обломовщины в критике. А.Н. Островский. Жизнь и творчество. Творческая история пьесы «Гроза». Основной конфликт и расстановка действующих лиц в «Грозе». Город Калинов и его обитатели. Быт и нравы «темного царства». Молодое поколение в пьесе Островского «Гроза». Сила и слабость характера Катерины. И. С. Тургенев. «Отцы и дети». Очерк жизни и творчества. «Отцы и дети». Широкий обобщающий смысл, вложенный автором в заглавие романа. Художественное своеобразие романа. Базаров в системе действующих лиц. Причины его конфликта с окружающими, его одиночества. Оппоненты Базарова, их нравственная и социальная позиция. Отношение автора к своему герою. Споры вокруг романа «Отцы и дети». Значение Тургенева в русской и мировой литературе. Развитие понятия о романе. Критика. Н. Г. Чернышевский. «Что делать?» «Новые люди» в романе. Проблема эмансипации женщины. «Особенный человек», его жизненные принципы. Последователи Рахметова в русской истории. Эстетические взгляды Н.Г. Чернышевского. Н. А. Некрасов. Стихотворения. Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Мотивы народной песни в лирике Н.А. Некрасова. Своеобразие его поэзии (лиризм, искренность чувств; сатирическая направленность произведений). «Кому на Руси жить хорошо». Замысел поэмы. Отражение социальных противоречий эпохи. Мастерство поэта в изображении народной жизни. Многообразие крестьянских типов. Сатирические портреты помещиков. Проблемы счастья, долга, смысла жизни. Развитие понятия о народности литературы. Понятие о стиле. Ф. И. Тютчев. Стихотворения. Тютчев – поэт философ и певец русской природы. Представление о единстве мира природы и внутреннего мира человека, о жизни кА борьбе. Любовная лирика, раскрытие в ней драматических переживаний человека. Ритмическое богатство стиха. А. А. Фет. Стихотворения. Слияние внешнего и внутреннего мира в лирике А.А. Фета. Сочетание жизненной конкретности и умения передать подвижность настроений и переживаний, слуховых и зрительных впечатлений. Метафоричность поэзии Фета. Музыкальность, мелодичность стиха. Н. С. Лесков. «Очарованный странник». Иван Флягин – один из правдоискателей земли русской. Былинные мотивы в повести Лескова. М. Е. Салтыков-Щедрин. «Господа Головлевы», «История одного города». Сказки: «Медведь на воеводстве», «Вяленая вобла». Очерки жизни и творчества великого сатирика. «История одного города». Сатирическое изображение смены царей на русском престоле как смены градоначальников. Прием гротеска в изображении градоначальников. Отношение к народу – к его терпеливости, бесправию, полной зависимости от власти очередного градоначальника. Сказки. Обличие самодурства, произвола, обывательщины в сказках Щедрина. Злободневность, политическая острота сказок. Социальное и общечеловеческое в произведениях писателя. Современное звучание произведений Салтыкова-Щедрина. Понятие об условности в искусстве (эзопов язык, гротеск). Лирика А. К. Толстого. Ф. М. Достоевский. «Преступление и наказание». Очерк жизни и творчества. (Основные мотивы произведений). Нравственная проблематика, философская глубина творчества. Полемическая направленность произведений Достоевского. «Преступление и наказание». Суровая правда в изображении безысходной жизни обездоленных людей в мире зла. Боль за человека – основная авторская позиция в романе. Социальные и философские истоки бунта Раскольникова. Смысл его теории и причины ее крушения. Проблема личной ответственности человека за свою позицию в противоречивом мире. Полифонизм романов Достоевского. Понятие о нравственно-психологическом романе. Л. Н. Толстой. «Война и мир». Жизненный и творческий путь Толстого. Духовные искания в годы юности. Начало творческой деятельности. Военный опыт писателя, участие в обороне Севастополя. Изображение суровой правды войны, героизма и патриотизма русских солдат и офицеров в «Севастопольских рассказах». «Война и мир». Духовно богатая внутренняя жизнь главных героев романа – Андрея Болконского, Пьера Безухова, Наташи Ростовой, княжны Марьи и других. Сложность жизненного выбора, поиски смысла жизни и итоги этих поисков. «Мысль народная» в романе Толстого. Народ и личность – одна из главных проблем романа. Картины войны 1812 года. Смысл противопоставления Кутузова и Наполеона. Осуждение войны в романе. Осуждение «наполеонизма» как бесчеловечной идеи господства одной личности над другими, над «толпой». Патриотизм в понимании писателя. Верхушка светского общества в изображении Л.Толстого, ее лжепатриотизм и бездуховность. Идейные искания Толстого. Обзор творчества позднего периода: «Анна Каренина», «Воскресение», «Хаджи-Мурат». Человек и природа в творчестве Толстого. Л.Н. Толстой – классик мировой литературы. Интерес к Толстому в современном мире. Понятие о романе-эпопее. Внутренний монолог как средство характеристики героев. А. П. Чехов. Рассказы. Пьеса «Вишневый сад». Ранние юмористические рассказы Чехова, своеобразие их тематики и стиля. Тема гибели человеческой души под влиянием пошлого мира в поздних рассказах Чехова. Отношение автора к своим героям. Новаторство Чехова в изображении природы и ее связей с человеком (внимание к детали, «импрессионизм, философская глубина, отношение к животным как к равноправным участникам жизни.) Тема оскудения нравственного мира человека. Противопоставление пошлости обывательского существования великолепию и красоте природы. «Вишневый сад». Основная тема пьесы – тема уходящего мира. Жизненная неустроенность, разобщенность героев. Разлад между желаниями и реальным их осуществлением – основа конфликта пьесы. Символический смысл названия. Отношение автора к своим героям. Гуманизм Чехова. Своеобразие стиля Чехова, прозаика и драматурга (лаконизм рассказов, отсутствие морализаторства, расчет на читателя-единомышленника, роль художественной детали; своеобразие построения и стилистики пьес, роль авторских ремарок, пауз, переклички реплик и т.д.). Требования к уровню подготовки: Знать: характеристику русской литературы XIX века (II половины) Уметь: анализировать художественное произведение, делать сравнительную характеристику героев, сообщения. Применять: пересказ по плану. III. Зарубежная литература. Проза. О. Бальзак, В. Гюго. Поэзия. Д. Байрон, Г. Гейне. Требования к уровню подготовки: Знать: жизненный и творческий путь писателей. Уметь: ориентироваться в произведениях зарубежной литературы. Литература 11 класс, 102 часа, 3 часа в неделю. 1.Введение. Русская литература XX в. в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы (ответственность человека за свои поступки, человек на войне, тема исторической памяти, человек и окружающая его живая природа). Обращение к народному сознанию в поисках нравственного идеала. Взаимодействие зарубежной, русской литературы и литературы других народов России, отражение в них "вечных" проблем бытия. Знать: взаимосвязь литературы и общественной мысли с историческими процессами в стране. Уметь: определять основные темы и проблемы произведения. Применять: при анализе произведения. 2.Литература первой половины XX века. Обзор русской литературы первой половины ХХ века (1 час) Традиции и новаторство в литературе рубежа ХIХ-ХХ вв. Реализм и модернизм. Трагические события первой половины XX в. и их отражение в русской литературе и литературах других народов России. Конфликт человека и эпохи. Развитие реалистической литературы, ее основные темы и герои. Советская литература и литература русской эмиграции. "Социалистический реализм». Художественная объективность и тенденциозность в освещении исторических событий. Проблема "художник и власть". И. А. Бунин. Жизнь и творчество. Стихотворения: «Вечер», «Не устану воспевать вас, звезды!..», «Последний шмель», «Седое небо надо мной...», «Слово» (возможен выбор других стихотворений). Философичность и тонкий лиризм лирики Бунина. Пейзажная лирика поэта. Живописность и лаконизм бунинского поэтического слова. Традиционные темы русской поэзии в лирике Бунина. Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник» (произведения обязательны для изучения). Рассказы: «Темные аллеи». Развитие традиций русской классической литературы в прозе Бунина. Исследование национального характера. Вечные темы в рассказах Бунина (счастье и трагедия любви, связь человека с миром природы, вера и память о прошлом). Психологизм бунинской прозы. Принципы создания характера. Соотношение текста и подтекста. Роль художественной детали. Символика бунинской прозы. Своеобразие художественной манеры Бунина. А. И. Куприн. Жизнь и творчество (обзор). Повесть «Гранатовый браслет» (возможен выбор другого произведения). Своеобразие сюжета повести. Споры героев об истинной, бескорыстной любви. Утверждение любви как высшей ценности. Трагизм решения любовной темы в повести. Мотив пробуждения души в прозе Куприна. Символический смысл художественных деталей, поэтическое изображение природы. Мастерство психологического анализа. Роль эпиграфа в повести, смысл финала. М. Горький. Жизнь и творчество. «Старуха Изергиль» (возможен выбор другого произведения). Романтизм ранних рассказов Горького. Проблема героя в прозе писателя. Тема поиска смысла жизни. Проблемы гордости и свободы. Соотношение романтического идеала и действительности в философской концепции Горького. Прием контраста, особая роль пейзажа и портрета в рассказах писателя. Своеобразие композиции рассказа Пьеса «На дне». Сотрудничество писателя с Художественным театром. "На дне" как социально-философская драма. Смысл названия пьесы. Система образов. Судьбы ночлежников. Проблема духовной разобщенности людей. Образы хозяев ночлежки. Лука и Сатин, философский спор о человеке. Три правды в пьесе. Проблема счастья. Особенности композиции пьесы. Особая роль авторских ремарок, песен, притч, литературных цитат. Новаторство Горького-драматурга. Афористичность языка. Поэзия серебряного века. Обзор русской поэзии конца 19 – начала 20 вв. В. Я. Брюсов. Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Сонет к форме», «Юному поэту», «Грядущие гунны» (возможен выбор трех других стихотворений). Основные темы и мотивы поэзии Брюсова. Своеобразие решения темы поэта и поэзии. Культ формы в лирике Брюсова. Н. С. Гумилев Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Жираф», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай» (возможен выбор трех других стихотворений). Героизация действительности в поэзии Гумилева, романтическая традиция в его лирике. Своеобразие лирических сюжетов. Экзотическое, фантастическое и прозаическое в поэзии Гумилева. И. Северянин. Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Интродукция», «Эпилог» («Я, гений Игорь-Северянин...»), «Двусмысленная слава» (возможен выбор трех других стихотворений). Эмоциональная взволнованность и ироничность поэзии Северянина, оригинальность его словотворчества. А. А. Блок. Жизнь и творчество. Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека...», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво...» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения). Стихотворения: «Фабрика», «Вхожу я в темные храмы...», «О доблестях, о подвигах, о славе...», «О, я хочу безумно жить...», «Скифы» (возможен выбор других стихотворений). Мотивы и образы ранней поэзии, излюбленные символы Блока. Образ Прекрасной Дамы. Романтический мир раннего Блока, музыкальность его стихотворений. Тема города в творчестве Блока. Образы "страшного мира". Соотношение идеала и действительности в лирике Блока. Тема Родины и основной пафос патриотических стихотворений. Тема исторического пути России в цикле "На поле Куликовом" и стихотворении "Скифы". Лирический герой поэзии Блока, его эволюция. Поэма «Двенадцать». История создания поэмы, авторский опыт осмысления событий революции. Соотношение конкретноисторического и условно-символического планов в поэме. Сюжет поэмы, ее герои, своеобразие композиции. Строфика, интонации, ритмы поэмы, ее основные символы. Образ Христа и многозначность финала поэмы. Авторская позиция и способы ее выражения в поэме. В. В. Маяковский. Жизнь и творчество. Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения). Стихотворения: «Нате!», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», «Письмо Татьяне Яковлевой» (возможен выбор других стихотворений). Маяковский и футуризм. Дух бунтарства и эпатажа в ранней лирике. Поэт и революция, пафос революционного переустройства мира. Новаторство Маяковского (ритмика, рифма, неологизмы, гиперболичность, пластика образов, неожиданные метафоры, необычность строфики и графики стиха). Особенности любовной лирики. Тема поэта и поэзии, осмысление проблемы художника и времени. Сатирические образы в творчестве Маяковского. Поэма «Облако в штанах». С. А. Есенин. Жизнь и творчество. Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных...», «Мы теперь уходим понемногу...», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая...», «Шаганэ ты моя, Шаганэ...», «Не жалею, не зову, не плачу...», «Русь Советская» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения). Стихотворения: «Письмо к женщине», «Собаке Качалова», «Я покинул родимый дом...», «Неуютная жидкая лунность» (возможен выбор других стихотворений). Традиции А. С. Пушкина и А. В. Кольцова в есенинской лирике. Тема родины в поэзии Есенина. Отражение в лирике особой связи природы и человека. Цветопись, сквозные образы лирики Есенина. Светлое и трагическое в поэзии Есенина. Тема быстротечности человеческого бытия в поздней лирике поэта. Народнопесенная основа, музыкальность лирики Есенина. М. И. Цветаева. Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано...», «Стихи к Блоку» («Имя твое - птица в руке...»), «Кто создан из камня, кто создан из глины...», «Тоска по родине! Давно...» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения). Стихотворения: «Идешь, на меня похожий, «Куст» (возможен выбор других стихотворений). Основные темы творчества Цветаевой. Конфликт быта и бытия, времени и вечности. Поэзия как напряженный монолог-исповедь. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Цветаевой. Своеобразие поэтического стиля. О. Э. Мандельштам. Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса...», «За гремучую доблесть грядущих веков...», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез...» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения). Стихотворения: «Невыразимая печаль», «Tristia», (возможен выбор других стихотворений). Историзм поэтического мышления Мандельштама, ассоциативная манера его письма. Представление о поэте как хранителе культуры. Мифологические и литературные образы в поэзии Мандельштама. А. А. Ахматова. Жизнь и творчество. Стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью...», «Мне ни к чему одические рати...», «Мне голос был. Он звал утешно...», «Родная земля» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения). Стихотворения: «Я научилась просто, мудро жить...», «Бывает так: какая-то истома...» (возможен выбор других стихотворений). Отражение в лирике Ахматовой глубины человеческих переживаний. Темы любви и искусства. Патриотизм и гражданственность поэзии Ахматовой. Разговорность интонации и музыкальность стиха. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Ахматовой. Поэма «Реквием». История создания и публикации. Смысл названия поэмы, отражение в ней личной трагедии и народного горя. Библейские мотивы и образы в поэме. По беда исторической памяти над забвением как основной пафос «Реквиема». Особенности жанра и композиции поэмы, роль эпиграфа, посвящения и эпилога. М. А. Булгаков. Жизнь и творчество. Роман «Белая гвардия». История создания романа. Своеобразие жанра и композиции. Развитие традиций русской классической литературы в романе. Роль эпиграфа. Система образов-персонажей. Образы Города и дома. Эпическая широта, сатирическое начало и лирические раздумья повествователя в романе. Библейские мотивы и образы. Проблема нравственного выбора в романе. Смысл финала романа. М. А. Шолохов. Жизнь и творчество. «Донские рассказы». Роман-эпопея «Тихий Дон». История создания романа. Широта эпического повествования. Сложность авторской позиции. Система образов в романе. Семья Мелеховых, быт и нравы донского казачества. Глубина постижения исторических процессов в романе. Изображение гражданской войны как общенародной трагедии. Тема разрушения семейного и крестьянского укладов. Судьба Григория Мелехова как путь поиска правды жизни. "Вечные" темы в романе: человек и история, война и мир, личность и масса. Утверждение высоких человеческих ценностей. Женские образы. Функция пейзажа в романе. Смысл финала. Художественное своеобразие романа. Язык прозы Шолохова. Традиции классической литературы XIX века в романе.Влияние творчества Шолохова на развитие родной литературы. А. П. Платонов. Жизнь и творчество (обзор). Рассказ «Возвращение». Влияние войны на судьбы людей. Тема детства в произведении. Литература периода Великой Отечественной войны. Обзор. А. Т. Твардовский. Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете...», «Памяти матери», «Я знаю: никакой моей вины...» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения). Стихотворения: «Дробится рваный цоколь монумента...», «О сущем», «В чем хочешь человечество вини...» (возможен выбор других стихотворений). Исповедальный характер лирики Твардовского. Служение народу как ведущий мотив творчества поэта. Тема памяти в лирике Твардовского. Роль некрасовской традиции в творчестве поэта. Б. Л. Пастернак. Жизнь и творчество. Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти...», «Гамлет», «Зимняя ночь» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения). Стихотворения: «Снег идет», «Быть знаменитым некрасиво...» (возможен выбор других стихотворений). Поэтическая эволюция Пастернака: от сложности языка к простоте поэтического слова. Тема поэта и поэзии (искусство и ответственность, поэзия и действительность, судьба художника и его роковая обреченность на страдания). Философская глубина лирики Пастернака. Тема человека и природы. Сложность настроения лирического героя. Соединение патетической интонации и разговорного языка. Роман «Доктор Живаго» (обзор). История создания и публикации романа. Цикл "Стихотворения Юрия Живаго" и его связь с общей проблематикой романа. В. Т. Шаламов. Жизнь и творчество (обзор). Рассказы: «Последний замер», «Шоковая терапия» (возможен выбор двух других рассказов). История создания книги "Колымских рассказов". Своеобразие раскрытия "лагерной" темы. Характер повествования. А.И. Солженицын. Жизнь и творчество (обзор). Повесть «Один день Ивана Денисовича». Своеобразие раскрытия "лагерной" темы в повести. Проблема русского национального характера в контексте трагической эпохи. Знать: традиции и новаторство в литературе рубежа ХIХ-ХХ вв., жизнь и творчество писателей. Уметь: характеризовать литературу рубежа веков, анализировать художественные произведения, характеризовать героев. 3.Литература второй половины ХХ века. В. Г. Распутин. Жизнь и творчество (обзор). Повесть «Прощание с Матерой» (возможен выбор другого произведения). Проблематика повести и ее связь с традицией классической русской прозы. Тема памяти и преемственности поколений. Образы стариков в повести. Проблема утраты душевной связи человека со своими корнями. Символические образы в повести. Современная проза. В.М. Шукшин. Рассказ «Чудик», рассказ «Миль пардон, мадам». В.П. Астафьев. Роман «Царь-рыба». Взаимоотношения человека и природы в романе. Поэзия второй половины XX века. Н. М. Рубцов. Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Видения на холме», «Листья осенние» (возможен выбор других стихотворений). Своеобразие художественного мира Рубцова. Мир русской деревни и картины родной природы в изображении поэта. Переживание утраты старинной жизни. Тревога за настоящее и будущее России. Есенинские традиции в лирике Рубцова. И. А. Бродский. Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Воротишься на родину. Ну что ж...», «Сонет» («Как жаль, что тем, чем стало для меня...») (возможен выбор других стихотворений). Своеобразие поэтического мышления и языка Бродского. Необычная трактовка традиционных тем русской и мировой поэзии. Неприятие абсурдного мира и тема одиночества человека в "заселенном пространстве". Е.А.Евтушенко. Новые темы, идеи, образы. Особенности языка, стихосложения. Драматургия второй половины XX в. А. В. Вампилов. Жизнь и творчество (обзор). Пьеса «Утиная охота» Проблематика, основной конфликт и система образов в пьесе. Своеобразие ее композиции. Образ Зилова как художественное открытие драматурга Психологическая раздвоенность в характере героя. Смысл финала пьесы. Знать: жизнь и творчество писателей второй половины XX века. Уметь: анализировать произведения, делать сравнительную характеристику героев. 4.Обзор литературы последнего десятилетия. Основные тенденции современного литературного процесса. Постмодернизм. Последние публикации в журналах, отмеченные премиями, получившие общественный резонанс, положительные отклики в печати. Знать: основные тенденции современного литературного процесса. Уметь: давать определение постмодернизму. Применять: анализ художественного произведения. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10 класс (105 ч) Разделы Количество часов Основные темы и проблемы русской 1 литературы XIX века. Литература первой половины XIX века. 5 Литература второй половины XIX века. 83 Зарубежная литература Итоговая работа 2 Итого 91 Формы контроля (текущего, итогового) Тест (1 час) Сочинение (2 часа) Сочинение (6 часов) Тест (1 час) Сочинение (4 часа) УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 11 класс (102 ч) 2 + 12 ч. Раздел Количество часов Формы контроля (текущего, итогового) Введение Литература первой половины XX века. 1 70 Сочинение (10 часов) Литература второй половины ХХ века. 12 Сочинение (4 часа) Обзор литературы последнего десятилетия. Итоговая работа Итого 2 Тест (1 час) 85 Сочинение (2 часа) 1 + 16 Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников по литературе № Критерии итогового сочинения по литературе 1 соответствие заданной теме (сочинение на тематику, близкую требуемой, эксперты не засчитают) наличие аргументации с привлечением лит. материала (минимум 2 аргумента) художественная литература как искусство слова воспроизводить содержание литературного произведения; Фольклор. Жанры фольклора анализировать и интерпретировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы 3 грамотная композиция и соблюдение логики рассуждений Художественный образ. Художественное время и пространство соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры 2.4. раскрывать конкретноисторическое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; связывать литературную классику со временем написания, с современностью и 4 качество речи (стилистические ошибки) Содержание и форма. Поэтика традицией; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы; 5 грамматические ошибки Авторский замысел и его воплощение. Художественный вымысел. Фантастика соотносить изучаемое произведение с литературным направлением эпохи Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм (символизм, акмеизм, определять жанрово-родовую специфику литературного произведения 2 6 Перечень элементов содержания предмета «Литература» Перечень требований к уровню подготовки по литературе 7 футуризм), постмодернизм Литературные роды: эпос, лирика, лироэпос, драма. Жанры литературы: роман, романэпопея, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада; лирическое стихотворение, песня, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма сопоставлять литературные произведения, а также их различные художественные, критические и научные интерпретации выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя 9 Авторская позиция. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Композиция. Эпиграф. Антитеза. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Лирическое отступление. Конфликт. Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж. Интерьер. Характер. Тип. Лирический герой. Система образов. Портрет. Пейзаж. Говорящая фамилия. Ремарка. «Вечные темы» и «вечные образы» в литературе. Пафос. Фабула. Речевая характеристика героя: диалог, монолог; внутренняя речь. Сказ Деталь. Символ. Подтекст 10 Психологизм. Народность. Историзм писать сочинения на литературные темы 11 Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск писать сочинения по проблеме, поставленной автором 12 Язык художественного произведения. Риторический вопрос, восклицание. Афоризм. Инверсия. Повтор. Анафора. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора (включая олицетворение), метонимия. Гипербола. Аллегория. Оксюморон. Звукопись: аллитерация, ассонанс использовать цитирование текста в сочинении 13 Стиль 14 Проза и поэзия. Системы стихосложения. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Ритм. Рифма. Строфа. Дольник. Акцентный стих. Белый стих. Верлибр Литературная критика 8 15 аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению Требования к уровню подготовки выпускников В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен знать/понимать - образную природу словесного искусства; - содержание изученных литературных произведений; - основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX-XX вв; - основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений; - основные теоретико-литературные понятия; уметь - воспроизводить содержание литературного произведения; - анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену), изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения; - соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи; - определять род и жанр литературного произведения; - сопоставлять литературные произведения; - выявлять авторскую позицию; - выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения; - аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению; - писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка; - участия в диалоге или дискуссии; - самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости; - определения своего круга чтения и оценки литературных произведений. Список используемой литературы 1.Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. 2. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской федерации, реализующих программы основного общего образования. 3. В. И. Сахаров, С. А. Зинин. Русская литература XIX века: Учебник для 10 класса: В 2 частях. - М.: «Русское слово», 2014 г. 4.И.В. Золотарева, Т.И. Михайлова. Поурочные разработки по русской литературе XIX в. 10 класс в 2-х частях. М.: «Вако», 2014 г. 5. В.А. Чалмаев, С.А. Зинин. Русская литература ХХ века: Учебник для 11 класса: В 2 ч.- Москва, «Русское слово», 2014 г. 4. Н.В.Егорова. Поурочные разработки по русской литературе. 11 класс. - Москва, «ВАКО», 2014 г. 5. Литература в школе. Научно-методический журнал. 6. Русские писатели. Библиографический словарь в 2-х частях под редакцией П.А. Николаева, М.: Просвещение, 1990. 7. Карнаух Н.Л., Щербина И.В. Письменные работы по литературе. 9 – 11 кл. – М.: Дрофа, 2012 8. Я иду на урок литературы: 10 класс: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2000 Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)