Русский язык, 11 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по русскому языку для 10-11 классов составлена на основе Примерной программы по русскому языку для общего среднего
(полного) образования (профильный уровень) и авторской программы по русскому языку для 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений под
редакцией И.В. Гусаровой, в соответствии с Федеральным компонентом государственных стандартов общего образования (утвержден приказом №1089
Министерства образования России от 05.03.2004) (профильный уровень).
Программа для 10-11 классов (профильный уровень) рассчитана на 105 часов – 10 класс, 102 часа – 11 класс; ежегодно (3 часа в неделю).
Итоговая аттестация проводится в соответствии с Уставом образовательного учреждения в форме итогового теста.
Преподавание курса русского языка ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входит:
•
Гусарова И.В. Русский язык и литература. Русский язык: 10 класс: базовый и углублённый уровни: учеб. для общеобразоват. учреждений /
И.В.Гусарова. - М.: Вентана-Граф, 2017
•
Гусарова И.В. Русский язык и литература. Русский язык: 11 класс: базовый и углублённый уровни: учеб. для общеобразоват. учреждений /
И.В.Гусарова. - М.: Вентана-Граф, 2017
•
Гусарова И.В., Иванов С.Л. Русский язык. Базовый и углублённый уровни. 10 класс. Рабочая тетрадь №1. - М.: Вентана-Граф, 2016
•
Гусарова И.В., Иванов С.Л. Русский язык. Базовый и углублённый уровни. 10 класс. Рабочая тетрадь №2. - М.: Вентана-Граф, 2016
•
Гусарова И.В., Иванов С.Л. Русский язык. Базовый и углублённый уровни. 11 класс. Рабочая тетрадь №1. - М.: Вентана-Граф, 2016.
Гусарова И.В., Иванов С.Л. Русский язык. Базовый и углублённый уровни. 11 класс. Рабочая тетрадь №2. - М.: Вентана-Граф, 2016.
Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей старшеклассника,
развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и
самореализации. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на
качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
В содержании программы реализован актуальный в настоящее время личностно ориентированный и коммуникативно-когнитивный подход к
обучению, что выражается в установлении взаимосвязи между процессом изучения и процессом использования языка. Содержание курса представляет
собой единство процесса усвоения основ лингвистики, элементов современной теории речевого общения, теории речевой деятельности и процесса
формирования умений нормативного, целесообразного, уместного использования языковых средств в разнообразных условиях общения.
Приоритетным направлением языкового образования на профильном уровне является углублённо-обобщающее изучение русского языка как
системы в синхронном и диахронном (историческом развитии языковых явлений и языковой системы в целом) аспектах.
Углублённое изучение
предполагает:
•
более детальное ознакомление с теоретическими положениями науки о современном русском языке;
•
введение исторических комментариев при изучении отдельных тем курса;
•
рассмотрение переходных и синкретичных явлений в современном состоянии языка;
•
расширение круга сведений лингвоведческого, этнокультуроведческого содержания;
•
усиление внимания к функциональному аспекту языковых явлений;

•

моделирование учебных задач, позволяющих развивать познавательную активность и организационные умения учащихся, что способствует
формированию самостоятельности как сложного интегрального качества личности.
Курс углублённо-обобщающего изучения русского языка в 10 классе призван решить как специальные, так и общепредметные задачи. Среди
специальных задач преподавания русского языка выделяют следующие:
формирование культуроведческой компетенции учащихся;
формирование языковой и лингвистической компетенций учащихся;
формирование коммуникативной компетенции учащихся.
Языковая компетенция предполагает знание единиц языка и правилах соединения, умение пользоваться ими в речи.
Лингвистическая компетенция предусматривает знание метаязыка лингвистики, основных её понятий, а также определённые представления об
учёных-лингвистах, прежде всего об отечественных русистах.
Культуроведческая компетенция предполагает, в первую очередь, осознание языка как формы выражения национальной культуры.
Коммуникативная компетенция предусматривает:
•
наличие определённых теоретических сведений о языке;
•
наличие определённых умений и навыков (орфоэпических, лексических, грамматических и др.);
•
наличие умений соотносить языковые средства с целями, задачами и условиями общения;
•
наличие знаний и умений организовать речевое общение с учётом социальных норм поведения.
При обучении русскому языку как средству общения используется коммуникативно-деятельностный подход, который предполагает:
•
обучение средствам языка;
•
обучение частноречевым умениям и навыкам (орфоэпическим, акцентологическим, лексическим, грамматическим, пунктуационным);
•
обучение умениям и навыкам в различных видах речевой деятельности (рецептивных – аудировании и чтении, продуктивных – говорении и
письме);
•
обучение умениям и навыкам общения на языке.
Большое значение придается развитию и совершенствованию навыков самоконтроля, потребности старшеклассников обращаться к разным видам
лингвистических словарей и разнообразной справочной литературе для определения языковой нормы, связанной с употреблением в речи того или иного
языкового явления.
Основное содержание авторской программы и федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования
полностью нашло отражение в данной рабочей программе, но внесены следующие изменения:
в связи с тем, что продолжительность учебного года составляет 35 учебных недель на изучение предмета в 10 классе отводится 105 часов; в 11 классе
продолжительность учебного года составляет 34 учебные недели (в соответствии с календарным графиком школы).
Курс русского языка в 10-11 классах на профильном уровне направлен на достижение следующих целей, полностью соотносящихся с
задачами, поставленными программой развития общеобразовательного учреждения:
•
воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности
народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения (формирование духовно-нравственной
культуры, которое проходит через все структурные компоненты системы воспитательной работы: в урочной и внеурочной деятельности; в основе
•

гимназического самоуправления, деятельность которого социально значима и личностно ориентирована; через дополнительное образование, которое
выполняет задачи, связанные с созданием условий для творческой самореализации личности; через самообразование и самовоспитание. Духовнонравственная культура учащихся как внутреннее богатство личности, включающая в себя эстетическую культуру, культуру познавательной
деятельности, гражданскую позицию, культуру созидательной деятельности, формируется четырьмя путями: в процессе социализации (передача
ценностей культуры, закрепленных в образе жизни людей, школьника (семья, окружающий социум, традиции, обряды и т.п.)); через систему средств
массовой информации и коммуникации; через изучение основ наук и искусств в школе; через освоение образцов культуры в процессах ознакомления с
произведениями искусства, использования их (досуговая деятельность, самообразование, саморазвитие));
•
развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков;
навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к осознанному выбору профессии, к получению высшего гуманитарного образования(развитие
ключевых компетенций учащихся (коммуникативной, проблемной, информационной, кооперативной) через исследовательскую деятельность, как в
урочной, так и во внеурочной деятельности; развитие навыков самовоспитания и стимулирование самообразования);
•
углубление знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающейся системе; взаимосвязи основных единиц и
уровней языка; языковой норме, ее функциях; функционально-стилистической системе русского языка; нормах речевого поведения в различных сферах
и ситуациях общения;
•
овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных
интерпретаций; в необходимых случаях давать исторический комментарий к языковым явлениям; оценивать языковые явления и факты с точки зрения
нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; разграничивать варианты норм и речевые нарушения (развитие ключевых компетенций
учащихся (коммуникативной, проблемной, информационной, кооперативной) через исследовательскую деятельность, как в урочной, так и во
внеурочной деятельности);
•
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике, в том числе в профессионально ориентированной сфере
общения; совершенствование нормативного и целесообразного использования языка в различных сферах и ситуациях общения (развитие навыков
самовоспитания и стимулирование самообразования).
Контроль результатов обучения русскому языку осуществляется по трём направлениям:
учитываются умения учащегося производить разбор звуков речи, слова, предложения, текста, используя лингвистические знания, системно
излагая их в связи с производимым разбором или по заданию учителя;
учитываются речевые умения учащегося, практическое владение нормами произношения, словообразования, сочетаемости слов,
конструирования предложений и текста, владение лексикой и фразеологией русского языка, его изобразительно-выразительными возможностями,
нормами орфографии и пунктуации;
учитывается способность учащегося выражать свои мысли, своё отношение к действительности в соответствии с коммуникативными
задачами в различных ситуациях и сферах общения.
Формами контроля, выявляющего подготовку учащегося по русскому языку, служат устные сообщения учащегося, соответствующие виды
языковых разборов, словарные и контрольные диктанты, тестовые работы, письменные работы разных видов, сочинения разных жанров. Результаты
обучения оцениваются с учётом принятых норм и критериев оценки работ по русскому языку.

Требования к подготовке учащихся (10-11 класс)

•
•
•
•
•

В результате изучения русского языка ученик должен знать/понимать
функции языка; основные сведения о лингвистике как науке, роли старославянского языка в развитии русского языка, формах существования
русского национального языка, литературном языке и его признаках;
системное устройство языка, взаимосвязь его уровней и единиц;
понятие языковой нормы, ее функций, современные тенденции в развитии норм русского литературного языка;
компоненты речевой ситуации; основные условия эффективности речевого общения;
основные аспекты культуры речи; требования, предъявляемые к устным и письменным текстам различных жанров в учебно-научной, обиходнобытовой, социально-культурной и деловой сферах общения;

уметь

• проводить различные виды анализа языковых единиц; языковых явлений и фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию;
• разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковой нормы;
• проводить лингвистический анализ учебно-научных, деловых, публицистических, разговорных и художественных текстов;
• оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных
коммуникативных задач;
• объяснять взаимосвязь фактов языка и истории, языка и культуры русского и других народов; аудирование и чтение
• использовать разные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
• извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации,
в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
• владеть основными приемами информационной переработки устного и письменного текста; говорение и письмо
• создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в социально культурной, учебнонаучной (на материале изучаемых учебных дисциплин), деловой сферах общения; редактировать собственный текст;
• применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного
языка; использовать в собственной речевой практике синонимические ресурсы русского языка;
• применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
• соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных
проблем;
По окончании 11-го класса учащиеся должны:
• иметь предусмотренные образовательным минимумом знания о фонетической, лексической и грамматической системах
русского языка, о тексте и стилях речи;
• владеть читательскими умениями, достаточными для продуктивной самостоятельной работы с литературой разных стилей и жанров;
• уметь передавать содержание прочитанного близко к тексту, сжато, выборочно, с изменением последовательности содержания, с выделением
элементов, отражающих идейный смысл произведения, с выражением собственных суждений о прочитанном — в устной и письменной формах;
• выявлять подтекст;

• владеть орфографической, пунктуационной, речевой грамотностью в объеме, достаточном для свободного пользования русским языком в учебных
и иных целях в устной и письменной формах;
• производить фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, речеведческий разбор, анализ
художественного текста;
• уметь составлять план, тезисы, конспект художественного, публицистического, научно-популярного текста, устного сообщения, делать
необходимые выписки;
• пользоваться языковыми средствами точной передачи мысли при построении научно-учебного, научно-популярного высказывания, правильно
употребляя термины, обеспечивая простоту и ясность предложений, структурную четкость высказывания;
• пользоваться общественно-политической лексикой, средствами публицистического стиля, эмоционального воздействия на слушателя, читателя;
• писать очерк, эссе, строить устное высказывание очеркового типа;
• писать отзыв о художественном произведении, научно-популярной, публицистической статье;
• составлять реферат по нескольким источникам, выступать с ним, отвечать на вопросы по теме реферата, защищать развиваемые в нем положения;
• участвовать в диспуте, дискуссии;
• иметь представление о социальной сущности языка, его функциях и структуре, о языковой норме и происходящих в русском языке изменениях, о
его взаимосвязи с другими языками; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной

жизни для:

• осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой
культуры;
• углубления лингвистических знаний, расширения кругозора в области филологических наук и получения высшего филологического образования;
• совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному
общению, сотрудничеству;
• увеличения продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширения круга используемых языковых и речевых средств;
совершенствования способности к самооценке через наблюдение за собственной речью;
• развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности, использования языка для самореализации,
самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
• удовлетворения познавательных интересов в области гуманитарных наук;
культурной и общественной жизни государства.

самообразования и активного участия в производственной,

Требования к уровню подготовки учащихся
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

1.
Осознание русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; формирование гражданина и патриота своей страны,
бережно относящегося к своему языку и созданным на нём памятникам словесного искусства, осознающим свою причастность к состоянию
речевой культуры общества в целом.
2.
Cформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу — создателю культурных ценностей,
уважительного отношения к другим культурам.
3.
Сформированность языковой личности, способной вы разить себя на языке и с помощью языка, осознающей значение языка для
саморазвития и самореализации, готовность и способность к самостоятельной, творческой деятельности.
4.
Сформированность толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми,
достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения.
5.
Приобретение коммуникативных навыков, важных для организации сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста,
взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.
6.
Сформированность духовно-нравственных основ личности в результате освоения культурно значимых текстов, приобщения к культурному
опыту человечества, нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей.
7.
Сформированность потребности и способности к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное
отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; осознание необходимости
постоянно совершенствовать свою речь, свою речевую культуру.
8.
Осознание эстетической ценности слова, воспитание эстетического отношения к миру; понимание этики и эстетики филологии.
Сформированность экологического мышления, бережного отношения к слову.
9.
Сформированность духовно-нравственных ориентиров, способствующих воспитанию национальной идентичности, привитие
традиционных семейных ценностей.
10. Способность делать осознанный выбор будущей профессии на основе понимания её ценностного содержания и возможностей
реализации собственных жизненных планов.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Умение самостоятельно определять цели учебной и творческой деятельности, составлять планы, учебные алгоритмы деятельности; самостоятельно
осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; анализировать свои образовательные приращения, выбирать способы корректировки
достигнутых результатов; в ситуациях общения выбирать успешные речевые стратегии.
1.
Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, в сотрудничестве с другими людьми, учитывать
позиции других участников деятельности, коммуникативно целесообразно взаимодействовать с другими людьми, эффективно предупреждать и
разрешать конфликты в межличностном общении.
2.
Владеть навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и
готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания.

3.
Готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой
информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать
информацию, получаемую из различных источников.
4.
Умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и
организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм,
норм информационной безопасности.
5.
Умение самостоятельно оценивать модели поведения и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и
нравственных ценностей, основываясь на общечеловеческих ценностях и традиционных ценностях русской культуры.
6.
Овладение языком — умением ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства.
7.
Овладение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и
оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Планируемые предметные результаты освоения курса
Выпускник на углублённом уровне научится:
1.
рассматривать язык в качестве многофункциональной развивающейся системы
2.
видеть взаимосвязь единиц и уровней языка
3.
характеризовать единицы языка того или иного уровня
4.
анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления
5.
анализировать роль форм русского языка, использованных в предъявленных текстах
6.
комментировать высказывания о богатстве и выразительности русского языка \
7.
анализировать языковые средства в зависимости от типа и жанра
8.
использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи 9. иметь
представление об истории русского языкознания
10. выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения диалогической речи
11. характеризовать языковые средства в соответствии с типом и жанром текста
12. опознавать лексические и синтаксические средства языка в текстах определённого стиля речи
13. дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию прослушанного текста
14. проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и анализировать полученную информацию 15.
оценивать стилистические ресурсы языка
16.
создавать тексты определённого стиля в некоторых жанрах, относящихся к этому стилю
17.
проводить комплексный анализ текстов разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности
18.
владеть умениями информационной переработки прочитанных и прослушанных текстов и представлять их в виде тезисов,
конспектов, аннотаций, рефератов

19.
20.
21.
22.
проблем
23.
24.
25.
26.
27.
28.
средств
29.

создавать отзывы, рецензии, аннотации на предложенный текст
характеризовать основные аспекты культуры речи
соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма
соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том числе при обсуждении дискуссионных
соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и официально-деловой сферах общения
опознавать типичные случаи несоблюдения языковых норм
осуществлять речевой самоконтроль
оценивать коммуникативные качества и эффективность собственной и чужой речи
совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о нормах русского литературного языка
использовать основные нормативные словари и справочники для расширения словарного запаса и спектра используемых языковых
оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы

Выпускник на углублённом уровне получит возможность научиться:
1. проводить комплексный анализ языковых единиц в тексте
2. выделять и описывать социальные функции русского языка
3. проводить лингвистические эксперименты, связанные с социальными функциями языка, и использовать его результаты в практической
речевой деятельности
4. анализировать языковые явления и факты, допускающие неоднозначную интерпретацию
5. характеризовать роль форм русского языка в становлении и развитии русского языка
6. проводить лингвистический анализ форм существования русского языка на примере различных текстов
7. проводить анализ прочитанных и прослушанных текстов и представлять их в виде доклада, статьи, рецензии, резюме
8. проводить комплексный лингвистический анализ текста в соответствии с его функционально-стилевой и жанровой принадлежностью
9. критически оценивать устный монологический текст и устный диалогический текст
10.
создавать тексты определённого стиля в различных жанрах
11.
выступать перед аудиторией с текстами различной жанровой принадлежности
12.
осуществлять речевой самоконтроль, самооценку, самокоррекцию
13.
использовать языковые средства с учётом вариативности современного русского языка
14.
проводить анализ коммуникативных качеств и эффективности речи
15.
редактировать устные и письменные тексты различных стилей и жанров на основе знаний о нормах русского литературного языка
16.
определять пути для совершенствования собственных коммуникативных способностей и культуры речи

Содержание тем учебного курса
10 КЛАСС (105 ч) + 11 КЛАСС (102 ч)
СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ ЯЗЫКОВОЙ И ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ (ЯЗЫКОВЕДЧЕСКОЙ) КОМПЕТЕНЦИЙ (119 час)
Введение в науку о языке (24 час).
Язык как общественное явление.
Русский язык в современном мире.
Язык как особая система знаков; её место среди других знаковых систем. Языки естественные и искусственные.
Основные функции языка: коммуникативная, когнитивная (познавательная), кумулятивная (культуроносная), эстетическая.
Русистика как наука о русском языке; ее основные разделы. Общее представление о развитии русистики. Виднейшие ученые-лингвисты и их
работы. Основные направления развития современной русистики.
Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык в кругу других славянских языков. Понятие о старославянском языке. Роль
старославянского языка в развитии русского языка. Старославянизмы в современном русском языке и их признаки.
Основные этапы исторического развития русского языка и их связь с историей славянских народов (краткие сведения).
Краткая история русской письменности. Создание славянского алфавита. Реформы в истории русского письма.
Формы существования русского национального языка. Понятие о современном русском литературном языке и его диалектах.
Языковая норма, ее основные признаки и функции. Кодификация нормы; фиксация нормы в грамматиках, словарях, справочниках.
Норма обязательная и допускающая выбор, вариантная; общеязыковая (с вариантами или без них) и ситуативная (стилистическая).
Варианты норм. Основные виды норм современного русского литературного языка.
Мотивированные нарушения нормы и речевые ошибки. Типичные ошибки, вызванные отклонением от литературной нормы.
Динамика языковой нормы. Основные тенденции развития нормы в современном русском языке.
Активные процессы в области произношения и ударения, в лексике и грамматике. Проблемы экологии русского языка на современном этапе его
развития.
Современные нормативные словари, справочники, пособия.
Языковая система (80 час).
Понятие о системе и структуре языка. Уровневая организация языка. Основные единицы разных уровней языка. Взаимосвязь единиц и уровней
языка. Системные отношения между языковыми единицами.
Синонимия в системе языка (5 час).
Фонетика (9 час).
Классификация фонетических единиц русского языка. Звук речи и фонема. Позиционные чередования звуков речи. Ударение в русском языке.

Интонационные особенности русской речи. Основные элементы интонации. Смыслоразличительная функция интонации. Основные требования к
интонационно правильной и выразительной речи.
Изобразительные средства фонетики русского языка. Лексика и лексикология (14 час).
Слово – основная единица языка. Системные отношения в лексике русского языка; их выражение в многозначности, омонимии, синонимии,
антонимии, паронимии. Лексика русского языка с точки зрения ее происхождения, активного и пассивного запаса, сферы употребления, стилистической
дифференциации.
Фразеологические единицы русского языка: идиомы, фразеологические сочетания, пословицы и поговорки, крылатые выражения. Основные
признаки фразеологизмов. Источники фразеологизмов.
Лексические средства выразительности речи.
Морфемика и словообразование (9 час).
Морфемы корневые и аффиксальные, словоизменительные и словообразовательные. Варианты морфем.
Система современного русского словообразования. Продуктивные способы образования частей речи в русском языке. Словообразовательные
средства выразительности речи.
Морфология (9 час).
Грамматические категории, грамматические значения и грамматические формы. Основные способы выражения грамматических значений.
Проблема классификации частей речи в русистике. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки
знаменательных частей речи. Служебные части речи и их грамматические признаки. Слова, находящиеся вне системы частей речи Грамматическая
омонимия. Переходные явления в области частей речи.
Морфологические средства выразительности речи.
Синтаксис (19 час).
Синтаксические единицы. Синтаксические связи и их типы. Средства выражения синтаксической связи.
Вопрос о словосочетании. Типы подчинительной связи в словосочетании. Сильное и слабое управление. Синонимия словосочетаний.
Предложение как единица синтаксиса. Интонационные и грамматические признаки предложения. Порядок слов в простом предложении, его
коммуникативная и экспрессивно-стилистическая роль.
Предикативная (грамматическая) основа предложения. Трудные случаи координации подлежащего и сказуемого. Трудные случаи квалификации
второстепенных членов предложения.
Типы простых и сложных предложений. Вопрос о классификации сложноподчиненных предложений.
Прямая и косвенная речь. Несобственно-прямая речь.
Синонимия синтаксических конструкций.
Синтаксис текста. Целостность и связность как конструктивные признаки текста. Средства их выражения. Сложное синтаксическое целое
(сверхфразовое единство) как семантико-синтаксическая единица текста. Абзац как композиционно-стилистическая единица текста. Разновидности ССЦ:
с цепной зависимостью компонентов, с параллельной связью, смешанного типа.
Изобразительные средства синтаксиса: синтаксический параллелизм; риторический вопрос, восклицание и обращение; повторяющиеся союзы и
бессоюзие и т. п.

Сходство и различия русского и изучаемого иностранного языка (отдельные явления и факты).
Трудные случаи анализа языковых явлений и фактов, возможность их различной интерпретации. Этимология как раздел
лингвистики. Исторический комментарий к различным языковым явлениям.
Система функциональных разновидностей современного русского языка (15 час).
Лингвистические особенности научных, официально-деловых, публицистических текстов и их основных жанров.
Разговорная речь и ее особенности.
Лингвистический анализ научных, официально-деловых, публицистических, разговорных текстов.
Язык художественной литературы и литературный язык. Язык художественной литературы в отношении к разговорному языку и
функциональным стилям.
Средства словесной образности. Тропы, стилистические фигуры и особенности их использования.
Художественный текст как объект лингвистического анализа. Правописание: орфография и пунктуация (15 час).
Разделы современной русской орфографии и основные принципы написания: 1) правописание морфем; 2) слитные, дефисные и раздельные
написания; 3) употребление прописных и строчных букв; 4) правила переноса слов; 5) правила графического сокращения слов.
Принципы современной русской пунктуации. Разделы русской пунктуации и система правил, включенных в каждый из них: 1) знаки препинания
в конце предложений; 2) знаки препинания внутри простого предложения; 3) знаки препинания между частями сложного предложения; 4) знаки
препинания при передаче чужой речи; 5) знаки препинания в связном тексте.
Абзац как пунктуационный знак, передающий смысловое членение текста. Сочетание знаков препинания. Авторское использование знаков
препинания.
Трудные случаи орфографии и пунктуации.
СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ (60 час)
Речевое общение как форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности. Виды речевого общения: официальное
и неофициальное, публичное и непубличное. Вербальные и невербальные средства общения.
Речевая ситуация и ее компоненты (говорящий и слушающий, их социальная и речевая роли, речевые намерения; условия и обстоятельства).
Официальные и неофициальные ситуации общения.
Правила успешного речевого общения.
Выбор речевой тактики и языковых средств, адекватных характеру речевой ситуации. Причины коммуникативных неудач, их предупреждение и
преодоление.
Совершенствование продуктивных (говорение, письмо) и рецептивных (аудирование, чтение) видов речевой деятельности.
Особенности диалогической речи. Диалог в различных сферах общения и его разновидности. Дискуссионная речь. Учебно-речевая практика
участия в диалогах различных видов, дискуссиях, полемике.
Особенности монологической речи в различных сферах общения.

Текст как продукт речевой деятельности. Совершенствование умений и навыков создания текстов разных функционально-смысловых типов,
стилей и жанров.
Овладение приемами совершенствования и редактирования текстов. Редактирование собственного текста.
Использование различных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста: просмотрового, ознакомительного,
изучающего, ознакомительно-изучающего, ознакомительно-реферативного и др.
Информационная переработка текстов различных функциональных стилей и жанров: написание тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов.
Культура речи и ее основные аспекты: нормативный, коммуникативный, этический.
Понятие о коммуникативной целесообразности, уместности, точности, ясности, чистоте, логичности, последовательности, образности,
выразительности речи.
Совершенствование культуры учебно-научного общения (устная и письменная формы). Основные жанры научного стиля. Участие в беседах,
дискуссиях, краткие сообщения по интересующим учащихся научным темам. Написание докладов, рефератов, тезисов, рецензий.
Основные жанры официально-делового стиля. Форма и структура делового документа. Совершенствование культуры официально-делового
общения (устная и письменная формы). Практика устного речевого общения в разнообразных учебных ситуациях официально-делового характера.
Написание деловых документов различных жанров: заявления, доверенности, резюме, делового письма, объявления, инструкции.
Формирование культуры публичной речи. Основные жанры публичной речи. Подготовка к публичному выступлению: выбор темы, определение
цели, поиск материала. Композиция публичного выступления. Виды аргументации. Выбор языковых средств оформления публичного выступления с
учетом его цели, особенностей адресата, ситуации и сферы общения.
Совершенствование культуры разговорной речи. Основные жанры разговорной речи. Анализ разговорной речи, содержащей грубопросторечную лексику, жаргонизмы, неоправданные заимствования и т.п.
Совершенствование умений оценивать устные и письменные высказывания/тексты с точки зрения языкового оформления,
уместности и эффективности достижения поставленных коммуникативных задач.
СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ (10 час)
Взаимосвязь языка и культуры. Русский язык как одна из основных национально-культурных ценностей русского народа. Диалекты как
историческая база литературных языков.
Русский язык в контексте русской культуры.
Слова с национально-культурным компонентом значения. Национальная специфика русской фразеологии.
Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур.
Отражение в современном русском языке
культуры других народов. Русский речевой этикет в сравнении с этикетом страны изучаемого иностранного языка.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА, РЕАЛИЗУЕМОЕ С ПОМОЩЬЮ УМК «РУССКИЙ ЯЗЫК. 10–11 КЛАССЫ. БАЗОВЫЙ И УГЛУБЛЁННЫЙ УРОВНИ»
АВТОРА И. В. ГУСАРОВОЙ

УГЛУБЛЁННЫЙ УРОВЕНЬ
Язык. Общие сведения о языке. Основные разделы науки о языке
Язык как знаковая система и общественное явление. Языки естественные и искусственные. Языки государственные, мировые, межнационального
общения.
Основные функции языка. Социальные функции русского языка.
Русский язык в современном мире. Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык в кругу других славянских языков. Роль
старославянского языка в развитии русского языка.
Язык и общество. Язык и культура. Язык и история народа. Русский язык в Российской Федерации и в современном мире: в международном
общении, в межнациональном общении. Формы существования русского национального языка (литературный язык, просторечие, народные говоры,
профессиональные разновидности, жаргон, арго). Роль форм русского языка в становлении и развитии русского языка. Активные процессы в русском
языке на современном этапе. Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур. Проблемы экологии языка.
Русский язык как объект научного изучения. Русистика и её разделы. Виднейшие учёные-лингвисты и их работы. Основные направления развития
русистики в наши дни.
Речь. Речевое общение
Речевое общение как форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности.
Основные сферы речевого общения, их соотнесённость с функциональными разновидностями языка. Речь как деятельность. Виды речевой
деятельности: продуктивные (говорение, письмо) и рецептивные (аудирование, чтение), их особенности.
Особенности восприятия чужого высказывания (устного и письменного) и создания собственного высказывания в устной и письменной форме.
Овладение речевыми стратегиями и тактиками, обеспечивающими успешность общения в различных жизненных ситуациях. Выбор речевой тактики
и языковых средств, адекватных характеру речевой ситуации.
Речевое общение и его основные элементы. Виды речевого общения. Сферы и ситуации речевого общения. Компоненты речевой ситуации.
Осознанное использование разных видов чтения и аудирования в зависимости от коммуникативной установки. Способность извлекать
необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, средств массовой информации, в том числе представленных в
электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов, справочной литературы. Владение умениями
информационной переработки прочитанных и прослушанных текстов и представление их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов.
Комплексный лингвистический анализ языковых средств текста в соответствии с его функционально-стилевой и жанровой принадлежностью.
Монологическая и диалогическая речь. Развитие навыков монологической и диалогической речи. Создание устных и письменных монологических
и диалогических высказываний различных типов и жанров в научной, социально-культурной и деловой сферах общения.
Овладение опытом речевого поведения в официальных и неофициальных ситуациях общения, ситуациях межкультурного общения. Выступление перед
аудиторией с докладом; представление реферата, проекта на лингвистическую тему.
Функциональная стилистика как учение о функционально-стилистической дифференциации языка. Функциональные стили (научный, официальноделовой, публицистический), разговорная речь и язык художественной литературы как разновидности современного русского языка.
Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства, характерные для разговорного языка, научного,
публицистического, официально-делового стилей.

Культура публичной речи. Публичное выступление: выбор темы, определение цели, поиск материала. Композиция публичного выступления.
Культура публичного выступления с текстами различной жанровой принадлежности. Речевой самоконтроль, самооценка, самокоррекция.
Основные жанры научного (доклад, аннотация, статья, тезисы, конспект, рецензия, выписки, реферат и др.), публицистического (выступление,
статья, интервью, очерк и др.), официально-делового (резюме, характеристика, расписка, доверенность и др.) стилей, разговорной речи (рассказ, беседа,
спор). Совершенствование умений и навыков создания текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров.
Литературный язык и язык художественной литературы. Отличия языка художественной литературы от других разновидностей современного
русского языка. Основные признаки художественной речи.
Основные изобразительно-выразительные средства языка. Текст. Признаки текста.
Виды чтения. Использование различных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста.
Информационная переработка текста. Виды преобразования текста.
Лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка. Проведение стилистического анализа текстов разных стилей
и функциональных разновидностей языка.
Культура речи
Культура речи как раздел лингвистики. Основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный и этический.
Взаимосвязь языка и культуры. Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного русского быта; историзмы; фольклорная лексика и
фразеология; русские имена. Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур.
Коммуникативная целесообразность, уместность, точность, ясность, выразительность речи. Оценка коммуникативных качеств и эффективности
речи. Причины коммуникативных неудач, их предупреждение и преодоление.
Культура видов речевой деятельности — чтения, аудирования, говорения и письма.
Культура публичной речи. Публичное выступление: выбор темы, определение цели, поиск материала. Композиция публичного выступления.
Культура научного и делового общения (устная и письменная формы). Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и
публицистической сферах общения. Культура разговорной речи.
Языковая норма и её функции. Основные виды языковых норм: орфоэпические (произносительные и акцентологические), лексические,
грамматические (морфологические и синтаксические), стилистические нормы русского литературного языка. Орфографические нормы, пунктуационные
нормы. Совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков. Совершенствование собственных коммуникативных способностей
и культуры речи. Соблюдение норм литературного языка в речевой практике. Уместность использования языковых средств в речевом высказывании.
Осуществление выбора наиболее точных языковых средств в соответствии со сферами и ситуациями речевого общения.
Способность осуществлять речевой самоконтроль, анализировать речь с точки зрения её эффективности в достижении поставленных
коммуникативных задач. Разные способы редактирования текстов.
Анализ коммуникативных качеств и эффективности речи. Редактирование текстов различных стилей и жанров на основе знаний о нормах
русского литературного языка.
Нормативные словари современного русского языка и лингвистические справочники; их использование.
Использование этимологических словарей и справочников для подготовки сообщений об истории происхождения некоторых слов и выражений,
отражающих исторические и культурные традиции страны.

Содержание учебного предмета «Русский язык» (10 класс – 105 часов)
№

Часть/Раздел

Количество часов

I.1

Общие сведения о языке

1

2

Речь как вид коммуникативной деятельности

2

3

Орфография. Правописание сложных слов

3

Диктант
1 час

4

Синтаксис и пунктуация. Словосочетание.

3

Тест в формате ЕГЭ
1 час

II.1

Становление и развитие русского языка

2

2

Текст как результат речевой деятельности

4

Анализ текста
1 час

3

Орфография. Употребление прописных и строчных букв

2

Диктант
1 час

4

Синтаксис и пунктуация. Главные члены двусоставного и односоставного предложения

4

Тест в формате ЕГЭ 1 час
1 час

III.1 История русской письменности

Формы контроля
(количество часов)

Сочинение
(2 часть
теста ЕГЭ)
1 час

1

2

Виды речевой деятельности

2

Анализ текста
1 час

3

Орфография. Правописание Н и НН в суффиксах слов разных частей речи

4

Диктант
1 час

4

Синтаксис и пунктуация. Второстепенные члены предложения.

3

Тест в формате ЕГЭ 1 час
2 час

10

Анализ текста
1 час

VI.1 Лексика и фразеология
2

Функциональные стили речи

4

Анализ текста
1 час

3

Орфография. Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-

2

Диктант
1 час

4

Синтаксис и пунктуация. Сложное предложение

4

Тест в формате ЕГЭ 1 час
2 часа

V. 1 Фонетика

1

2

Нормы литературного языка

3

3

Орфография. Употребление Ь и Ъ. Правописание приставок. Правописание безударных
гласных в корне слова

3

Диктант
1 час

4

Синтаксис и пунктуация. Сложноподчинённые предложения

4

Тест в формате ЕГЭ 1 час
2 часа

VI.1 Морфемика и словообразование

3

2

Русский речевой этикет

1

1 час

3

Орфография. Правописание чередующихся гласных в корне слова. Правописание букв ОЁ после шипящих и Ц. Правописание непроизносимых согласных в корне слова

4

Диктант
1 час

4

Синтаксис и пунктуация. Бессоюзное сложное предложение

5

Тест в формате ЕГЭ
2 часа
Тест в формате ЕГЭ 2 часа
2 часа

Итоговая работа за год
Итого

75

22

8

Содержание учебного предмета «Русский язык» (11 класс – 102 часа)
№

Часть/Раздел

Количество часов

I.1

Морфология как раздел грамматики

1

2

Орфография. Правописание НЕ со словами разных частей речи

2

3

Основные качества хорошей речи

4

4

Синтаксис и пунктуация. Знаки препинания при междометиях. Знаки препинания при
обращении

2

II.5

Служебные части речи

2

6

Орфография. Правописание предлогов, союзов, частиц. Различение частиц НЕ и НИ

3

7

Нормы языка и культуры речи. Употребление предлогов. Употребление союзов

1

Формы контроля
(количество часов)

Сочинение
(2 часть
теста ЕГЭ)

Диктант
1 час
1 час
Тест в формате ЕГЭ
1 час

8

Синтаксис и пунктуация. Вводные компоненты. Знаки препинания при вводных словах и
предложениях. Вставные конструкции

3

III.9

Имя существительное как часть речи

3

10

Орфография. Правописание окончаний имён существительных. Правописание суффиксов 2
имён существительных

11

Нормы языка и культура речи. Употребление форм существительных. Склонение имён
существительных. Особенности склонения имён и фамилий

2

12

Синтаксис и пунктуация. Однородные члены предложения

2

IV.13

Имя прилагательное как часть речи

2

14

Орфография. Правописание имён прилагательных

2

15

Нормы языка и культура речи. Вариантные формы полных и кратких имён
прилагательных. Употребление форм степеней сравнения качественных имён
прилагательных

1

16

Синтаксис и пунктуация. Однородные и неоднородные определения

2

V. 17

Имя числительное как часть речи

1

18

Орфография. Склонение количественных и порядковых имён числительных

2

19

Нормы языка и культура речи. Особенности употребления форм имён числительных

2

20

Синтаксис и пунктуация. Обособление уточняющих членов предложения

2

VI.21

Местоимение как часть речи

1

22

Орфография. Правописание отрицательных и неопределённых местоимений

2

23

Нормы языка и культура речи. Особенности употребления некоторых местоимений

1

24

Синтаксис и пунктуация. Знаки препинания при сравнительных оборотах и других
конструкциях с союзом КАК

3

VII.25

Глагол как часть речи

2

26

Орфография. Правописание глаголов

2

27

Нормы языка и культура речи. Особенности употребления форм глаголов

1

28

Синтаксис и пунктуация. Знаки препинания при обособленных приложениях

2

Тест в формате ЕГЭ
1 час
Диктант
1 час
1 час
Тест в формате ЕГЭ
1 час
Диктант
1 час
1 час
Тест в формате ЕГЭ
2 часа

Тест в формате ЕГЭ
2 часа
Диктант
1 час
1 час
Тест в формате ЕГЭ
1 час

1 час
Тест в формате ЕГЭ

2 часа
VIII.29 Причастие как особая форма глагола

1

30

Орфография. Правописание действительных и страдательных причастий

2

31

Нормы языка и культура речи. Особенности употребления форм причастий и причастных
оборотов

2

32

Синтаксис и пунктуация. Знаки препинания при согласованных и несогласованных
определениях

2

IX. 33

Деепричастие как особая форма глагола

1

34

Орфография. Правописание гласных перед суффиксами деепричастий

1

35

Нормы языка и культура речи. Особенности употребления деепричастных оборотов

1

36

Синтаксис и пунктуация. Знаки препинания при обособленных обстоятельствах

2

X. 37

Наречие как часть речи

1

38

Орфография. Правописание суффиксов наречий. Слитное, раздельное, дефисное
написание наречий и наречных сочетаний

3

39

Нормы языка и культура речи. Особенности употребления форм наречий

1

40

Синтаксис и пунктуация. Уточняющие обособленные члены предложения и знаки
препинания при них

2

Тест в формате ЕГЭ
2 часа

1 час
Диктант
1 час

Тест в формате ЕГЭ Сочинение
2 часа
2 часа

Итоговая контрольная работа
Итого

Диктант
1 час

74

20

8

Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки учащихся 10-11 классов по русскому языку (Тест в формате ЕГЭ)
Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки для проведения итоговой аттестации по русскому языку составлен на основе
Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по русскому языку (базовый и
профильный уровни) (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089).

№

Элементы содержания,

Перечень

Уровень

проверяемые заданиями теста в формате ЕГЭ

1

2

3

Фонетика
Звуки и буквы
Фонетический анализ слова

Лексика и фразеология
Лексическое значение слова
Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологические
обороты
Группы слов по происхождению и употреблению
Лексический анализ слова

Морфемика и словообразование
Значимые части слова (морфемы)
Морфемный анализ слова
Основные способы словообразования
Словообразовательный анализ слова

требований к уровню подготовки выпускников

1. Различные виды анализа
1.1 Проводить различные виды анализа
языковых единиц, языковых явлений и фактов
1.2 Осуществлять речевой самоконтроль; оценивать письменные
высказывания с точки зрения языкового оформления,
эффективности достижения поставленных коммуникативных
задач
1.3 Разграничивать варианты норм, преднамеренные и
непреднамеренные нарушения языковых норм
1.4 Проводить лингвистический анализ учебно-научных,
деловых, публицистических, разговорных и художественных
текстов
1.5 Объяснять взаимосвязь фактов языка и истории, языка и
культуры русского и других народов
2. Чтение
2.1 Использовать основные виды чтения (ознакомительноизучающее, ознакомительно-реферативное и др.)
в зависимости от коммуникативной задачи
2.2 Извлекать необходимую информацию из различных
источников: учебно-научных текстов, справочной литературы,
средств массовой информации
2.3 Владеть основными приемами информационной переработки
письменного текста
3. Письмо
3.1 Создавать письменные высказывания различных типов и
жанров в социально-культурной, учебно-научной (на материале
изучаемых учебных дисциплин), деловой сферах общения;
редактировать собственный текст
3.2 Применять в практике речевого общения основные
орфоэпические, лексические, грамматические нормы
современного русского литературного языка; использовать в
собственной речевой практике синонимические ресурсы
русского языка
3.3 Применять в практике письма орфографические и
пунктуационные нормы современного русского литературного

стандарта

среднего (полного)

образования по
русскому языку
Базовый
Профильный
Базовый
Профильный
Профильный
Базовый
Профильный
Профильный
Базовый
Профильный
Базовый
Профильный
Базовый
Профильный
Базовый
Профильный
Базовый
Профильный

Базовый
Профильный

4

5

6

Грамматика. Морфология
Самостоятельные части речи
Служебные части речи
Морфологический анализ слова
Грамматика. Синтаксис
Словосочетание
Предложение. Грамматическая основа предложения.
Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения
Второстепенные члены предложения
Двусоставные и односоставные предложения
Распространённые и нераспространённые предложения
Полные и неполные предложения
Осложнённое простое предложение
Сложное предложение
Сложные бессоюзные предложения. Смысловые
отношения между частями сложного бессоюзного
предложения Сложные предложения с разными видами
связи между частями
Способы передачи чужой речи
Синтаксический анализ простого предложения
Синтаксический анализ сложного предложения
Синтаксический анализ (обобщение)
Орфография
Орфограмма
Употребление гласных букв И/Ы, А/Я, У/Ю после
шипящих и Ц
Употребление гласных букв О/Е (Ё) после шипящих и Ц
Употребление Ь и Ъ
Правописание корней
Правописание приставок
Правописание суффиксов различных частей речи (кроме Н-/-НН-)

языка
3.4 Соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и Базовый
ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных Профильный
проблем
Базовый
Профильный
Базовый
Профильный
Базовый
Профильный

Базовый
Профильный

7

8

Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи
Правописание падежных и родовых окончаний
Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов
причастий
Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями
речи
Правописание отрицательных местоимений и наречий
Правописание НЕ и НИ
Правописание служебных слов
Правописание словарных слов
Слитное, дефисное, раздельное написание слов различных
частей речи
Орфографический анализ
Пунктуация
Знаки препинания между подлежащим и сказуемым
Знаки препинания в простом осложнённом предложении
Знаки препинания при обособленных определениях
Знаки препинания при обособленных обстоятельствах
Знаки препинания при сравнительных оборотах
Знаки препинания при уточняющих членах предложения
Знаки препинания при
Знаки препинания в предложениях со словами и
конструкциями, грамматически не связанными с членами
предложения
Знаки препинания в осложнённом предложении
Знаки препинания при прямой речи, цитировании
Знаки препинания в сложносочинённом предложении
Знаки препинания в сложноподчинённом предложении
Знаки препинания в сложном предложении с разными
видами связи
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении
Знаки препинания в сложном предложении с союзной и
бессоюзной связью
Тире в простом и сложном предложениях
Двоеточие в простом и сложном предложениях
Пунктуация в простом и сложном предложениях
Пунктуационный анализ предложения
Речь

Базовый
Профильный

Базовый

9

10

11

Текст как речевое произведение. Смысловая и
композиционная целостность текста
Средства связи предложений в тексте
Стили и функционально-смысловые типы речи
Отбор языковых средств в тексте в зависимости от темы,
цели, адресата и ситуации общения
Анализ текста
Создание текстов различных стилей и функциональносмысловых типов речи
Языковые нормы
Орфоэпические нормы
Лексические нормы
Грамматические нормы (морфологические нормы)
Грамматические нормы (синтаксические нормы)
Выразительность русской речи
Выразительные средства русской фонетики
Выразительные средства словообразования
Выразительные средства лексики и фразеологии
Выразительные средства грамматики
Анализ средств выразительности
Сочинение.
Информационная обработка текста. Употребление
языковых средств в зависимости от речевой ситуации

Профильный

Базовый
Профильный

Базовый
Профильный

4. Создавать текст и понимать текст как речевое
произведение, его смысловую и композиционную целостность.
Использовать средства связи предложений в тексте.
Различать стили и функционально-смысловые типы речи.
Отбирать необходимые языковые средства в тексте в
зависимости от темы, цели, адресата и ситуации общения.
Анализировать текст.
Создавать тексты различных стилей и функциональносмысловых типов речи.
Соблюдать лексические нормы (употребление слова в
соответствии с точным лексическим значением и требованием
лексической сочетаемости.
Знать лексическое значение слова. Использовать синонимы,
антонимы, омонимы, фразеологические обороты. Различать
группы слов по происхождению и употреблению.

Профильный

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».