ПРЕДМЕТ: Право (углубленный уровень) КЛАСС: 10 – 11
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ: 70 часов –в 10 классе, 68 часов 11 классе
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО УЧЕБНОМУ ПЛАНУ: 2 часа в неделю
ПРОГРАММА, на основе которой составлена рабочая программа: авторская программа
А.И. Матвеева «Право 10-11 кл., профильный уровень» к системе учебников под
редакцией Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебникова, А.И. Матвеева (М.: Просвещение, 2019).
УЧЕБНИК: 1. Право. 10 класс. Учебник для общеобразовательных организаций.
Углубленный уровень. (Л.Н.Боголюбов и др.) Под редакцией А.Ю. Лазебниковой, Е.А.
Лукашевой, А.И. Матвеева. – М.: Просвещение, 2019 год.
2. Право. 11 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Углубленный
уровень. Под редакцией А.Ю. Лазебниковой, Т.Е. Абовой, А.И. Матвеева. – М.:
Просвещение, 2019 год.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ПРАВО» 10-11 классы
Углубленный уровень
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Право» составлена на основе: 1. Федерального
государственного образовательного стандарта среднего общего образования (Приказ
Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (с
изменениями, внесёнными приказом Минобрнауки России от 29 июня 2017 г. № 613»); 2.
Предметная линия учебников Л. Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой, Л.Ф. Л.Ф. Ивановой. М.: Просвещение, 2019 год; 3. авторская программа А.И. Матвеева «Право 10-11 кл.,
профильный уровень» к системе учебников под редакцией Л.Н. Боголюбова, А.Ю.
Лазебникова, А.И. Матвеева (М.: Просвещение, 2019). Данная рабочая программа
реализуется на основе УМК: 3. Право. 10 класс. Учебник для общеобразовательных
организаций. Углубленный уровень. (Л.Н.Боголюбов и др.) Под редакцией А.Ю.
Лазебниковой, Е.А. Лукашевой, А.И. Матвеева. – М.: Просвещение, 2019 год. 4. Право. 11
класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Углубленный уровень. Под
редакцией А.Ю. Лазебниковой, Т.Е. Абовой, А.И. Матвеева. – М.: Просвещение, 2019 год.
Место учебного предмета в учебном плане Учебный план Учреждения для среднего
общего образования предусматривает изучение курса «Право» на углубленном уровне в
10 и 11 классах: -в 10классе – 70 часов в год (2 часа в неделю); -в 11 классе - 68 часов в год
(2 часа в неделю); Общее число учебных часов за 2 года обучения – 138 часов Изучение
Права на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:
развитие личности, направленное на формирование правосознания и правовой культуры,
социально-правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения
норм права, на осознание себя полноправным членом общества, имеющим
гарантированные законом права и свободы; содействие развитию профессиональных
склонностей;
воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства,
дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека,
демократическим правовым институтам, правопорядку; освоение системы знаний о праве
как науки, о принципах, нормах и институтах права, возможностях правовой системы,
правомерной реализации гражданской позиции, эффективной реализации прав и законных
интересов; ознакомление с содержанием профессиональной юридической деятельности и
основными юридическими профессиями;
овладение умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и способов
деятельности для решения практических задач в социально-правовой сфере, продолжения
обучения в системе профессионального образования;
формирование способности и готовности к сознательному и ответственному действию в
сфере отношений, урегулированных правом, в том числе к оценке явлений и событий с
точки зрения соответствия закону, к самостоятельному принятию решений, правомерной
реализации гражданской позиции и несению ответственности.
Рабочая программа предназначена для обучения учащихся 10-11 классов на углубленном
уровне. Предметные знания, умения, навыки (учебные компетенции) являются основными
и могут быть эффективно использованы при формировании ключевых компетенций.
Модульное
построение
курса
предполагает:
формирование
разных
компетенций,вариативные возможности изучения материала, самостоятельную
познавательную деятельность и самооценку в пределах одного модуля.
Результаты обучения (требования к уровню подготовки):
Знать/понимать
место и роль человека в системе правовых отношений;
тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также
важнейших правовых институтов;
необходимость регулирования правовых отношений, сущность социальных норм,
механизмы правового регулирования;
Уметь
характеризовать основные правовые объекты, выделяя их существенные признаки,
закономерности развития;
анализировать актуальную информацию о правовых объектах, выделяя их общие черты
и различия, устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками
изученных правовых, их терминами и понятиями;
раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия правовых
отношений;
осуществлять поиск правовой информации, представленной в различных знаковых
системах (текст, схема, таблица, диаграмма), извлекать знания по заданным темам,
систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную правовую информацию,
различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
оценивать действия субъектов правовой деятельности, включая личности, группы,
организации с точки зрения правовых норм;
формулировать на основе приобретенных правоведческих знаний собственные суждения
и аргументы по определенным проблемам;
применять правовые знания в процессе решения познавательных задач по актуальным
жизненным проблемам. Использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни для
успешного выполнения типичных ролей, сознательного взаимодействия с различными
правовыми институтами;
совершенствования собственной познавательной деятельности;
критического восприятия информации, изучаемой в межличностном общении и в
массовой коммуникации, осуществления самостоятельного поиска, анализа и
использования собранной правоведческой информации;
решения практических жизненных проблем, возникающих в любых видах деятельности;
ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской
позиции;
оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
Раздел «Планируемые результаты»
По окончанию школы ученик научится
Характеризовать основные социальные
объекты (факты, явления, процессы,
институты), их место и значение в жизни
общества как целостной системы
Сравнивать социальные объекты, выявлять
их общие черты и различия, существенные
признаки
Описывать основные социальные объекты,
человека как социальнодеятельное
существо, основные социальные роли
Объяснять взаимосвязи изученных
социальных объектов (включая
взаимодействия человека и общества,
общества и природы, сфер общественной
жизни)
Формулировать на основе приобретенных
знаний собственные суждения и выдвигать
аргументы по определенным проблемам
Применять знания в процессе решения
познавательных и практических задач,
отражающих актуальные проблемы жизни
человека и общества
Использовать приобретенные знания и
умения в практической деятельности и
повседневной жизни для
совершенствования собственной
познавательной деятельности,
эффективного выполнения социальных
ролей, сознательного взаимодействия с
По окончанию школы ученик получит
возможность научиться
Конспектировать информацию, выделять
главное
Использовать дополнительные источники
социальной информации 3 различия,
существенные признаки (газеты, журналы,
справочники, интернет-ресурсы
Классифицировать, систематизировать
информацию – составлять таблицы, схемы
и диаграммы
Анализировать все виды предложенной
информации в разной структуре и формах
Правильно применять специальные
термины и понятия
Связно воспроизводить информацию
Самостоятельно составлять простейшие
виды правовых документов (записки,
заявления, справки и т.п.)
социальными институтами, ориентировки
в актуальных
Оценивать общественные изменения с
точки зрения демократических и
гуманистических ценностей
Взаимодействовать с людьми с разными
убеждениями, культурными ценностями и
социальным положением
Ключевые компетентности,
сформированные в курсе и имеющие
универсальное значение для различных
видов деятельности (обобщённые способы
решения учебных задач;
исследовательские, коммуникативные и ин
формационные умения, умение работать с
разными источниками правовой
информации)
Выявлять сходные и отличительные черты
в общественных явлениях
Оценивать поведение людей с точки
зрения нравственных и социальных норм,
экономической рациональности;
предвидеть возможные последствия
определенных социальных действий
Практические тренинги Мониторинговая
диагностика
Личностные результаты
Результат
Осознание значения постоянного
личностного развития и непрерывного
образования в современном обществе
Готовность и способность овладевать
новыми социальными практиками,
предполагающими в том числе анализ и
оценку ситуаций, действий с правовых
позиций
Мотивированность к эффективному труду
и постоянному профессиональному росту,
к учёту общественных потребностей при
предстоящем выборе сферы деятельности,
включая области правоприменительной и
правотворческой деятельности
Ценностные ориентиры и установки,
основанные на нормах и требованиях
права, отражающие идеалы общественного
блага, укрепления государственности и
патриотизма, гражданского мира
Возможный способ достижения
Выполнение проблемных заданий
Анкетирование
Решение познавательных задач
Исследовательская деятельность
Обществоведческое эссе Ролевые учебные
игры
Мини-дискуссии. Заполнение
сравнительных таблиц. Составление
логических схем
Метапредметные результаты (регулятивные УУД)
Результат
Умение на основе полученных в курсе
правовых знаний адекватно оценивать с
правовых позиций собственное поведение,
действия окружающих; осуществлять
самоконтроль, видеть связь между
Возможный способ достижения
Проектирование выполнения домашнего
задания Комментирование выставленных
оценок. Аналитическое комментирование
ответа одноклассника
усилиями и достигнутым результатом
Способность анализировать с опорой на
полученные правовые знания конкретные
жизненные ситуации, выбирать и
реализовывать способы правомерного
поведения, адекватные этим ситуациям
Ключевые навыки решения проблем
правового характера, работы с
информацией, её поиска, анализа и
обработки, коммуникации, сотрудничества
Готовность к условиям обучения в
профессиональном учебном заведении, к
использованию полученных в школе
знаний и умений, имеющих опорное
значение для профессионального
образования правоведческого профиля
Ключевые компетентности,
сформированные в курсе и имеющие
универсальное значение для различных
видов деятельности (обобщённые способы
решения учебных задач;
исследовательские, коммуникативные и ин
формационные умения, умение работать с
разными источниками правовой
информации)
Выполнение тестовых заданий с
коллективным обсуждением и анализом
причин допущенных ошибок
Анализ правоведческой литературы,
кодексов законов Составление планаконспекта по заданной теме.
Комментирование своей деятельности.
Составление алгоритма действий Решение
ситуационных заданий
Практические тренинги Мониторинговая
диагностика
Метапредметные результаты
Результат
Проводить наблюдение под руководством
учителя и объяснять полученные
результаты
Осуществлять расширенный поиск
информации с использованием ресурсов
библиотек и Интернета
Работать с разными источниками
информации, анализировать и оценивать
информацию, преобразовывать ее из одной
формы в другую
Анализировать, сравнивать,
классифицировать, самостоятельно
выбирая критерии для указанных
логических операций; обобщать факты и
явления
Давать определения понятий
Возможный способ достижения
Заполнение таблицы. Составление
логических схем.
Использование поисковых компьютерных
гаджетов. Составление графической
модели
Анализ проблемных ситуаций
Проведение тренинговых упражнений.
Фронтальная беседа. Тестирование.
Анализ иллюстративного материала
Метапредметные результаты (коммуникативные УУД)
Результат
Самостоятельно организовывать учебное
Возможный способ достижения
Коллективное проектирование
взаимодействие в группе (определять
общие цели, договариваться друг с другом
и т.д.)
Адекватно использовать речевые средства
для аргументации своей позиции,
сравнивать различные точки зрения,
различать мнение и доказательство
(аргументы), факты
Критично относиться к своему мнению, с
достоинством признавать ошибочность
своего мнения.
Анализ логической схемы Уметь взглянуть
на ситуацию с иной позиции и
договариваться с людьми иных позиций
Оценивать свои учебные достижения,
поведение, черты характера с учетом
мнения других людей
дифференцированного домашнего задания
Работа в парах «сильный-слабый».
Минидискуссии
Работа над мини-проектом.
Исследовательская деятельность
Коллективная работа с учебным
материалом по алгоритму с последующей
самопроверкой при консультативной
помощи учителя
Предметные результаты
Результат
Понимание права как целостной системы,
как культурного явления в развитии
цивилизационных процессов, его значения
для становления демократического
правового государства
Умение выявлять функциональные,
иерархические и другие связи как внутри
правовой системы, так и в связи с другими
социальными процессами, происходящими
в общественной жизни
Владение основными правовыми
понятиями и терминами как
познавательными средствами осмысления
правовых ситуаций, возникающих в
социальной действительности
Опыт использования получаемых знаний и
умений для решения проблем, связанных с
возникновением правовых ситуаций
Умение извлекать правовую информацию
из различных неадаптированных
источников, анализировать её, соотносить
со знаниями, полученными при изучении
курса, интегрировать все имеющиеся
знания по проблеме в единый комплекс
Умение соотносить свои действия с
возможными правовыми последствиями
Правовая идентификация личности
Возможный способ достижения
Фронтальная беседа
Сиквейн. Пересказ. Моделирование.
Обществоведческое сочинение, правовое
эссе
Решение творческих и познавательных
задач. Учебная ролевая игра
Работа в группах – исследование
практических ситуаций
Тестирование. Комплексное повторение.
Анализ правоведческого материала,
проблемных ситуаций
Фронтальная беседа. Мини-дискуссии.
обучающегося как гражданина России и
будущего активного участника
общественной жизни
Понимание гражданственности как полной
субъектной самостоятельности, права быть
как партнёром государства и общества, так
и находиться к ним в определённой
оппозиции
Мотивация к самостоятельному изучению
правовых дисциплин, развитие интереса к
их проблематике
Умение ориентироваться в социальных
нормах: различать нравственные и
правовые нормы, суждения и оценки,
понимать их связь с определённой
системой ценностей, формулировать и
обосновывать собственную позицию
Признание ценности Конституции РФ как
основного закона страны, определяющего
основы общественного и государственного
строя, права и свободы человека и
гражданина;
Признание прав каждой отдельной
личности на обладание этими правами,
признание факта равноценности всех
людей и незыблемости их достоинства и
прав
Отношение к институту власти и права не
с позиций зависимости и запрета, а с
позиций партнёрства и средства защиты и,
как следствие, признание за собой ряда
обязанностей, определяющих
взаимоотношения партнёрства и
ответственности
Работа в группах
Выполнение практических заданий с
последующей презентацией результатов
работы и коллективным обсуждением
причин допущенных ошибок
Составление схем и заполнение таблиц.
Проектная деятельность
Учебные игры. Реконструкция событий
Изучение Конституции РФ
Работа с кодексами законов
Анкетирование. Мониторинговая
Содержание учебного предмета «Право»
Вводный урок
Раздел I. Право и государство (13 часов)
Происхождение права и государства. Общественная власть и виды социальных норм в
древнем мире. Возникновение и развитие ранних форм права. Происхождение
государства. Связь государства и права.
Сущность права.Право как объективное явление, воздействующее на человеческую
деятельность. Право как средство регулирования общественных отношений. Понятие
права. Наиболее общие признаки права. Определение права. Социальное назначение и
ценность права. Право — мера свободы и ответственности. Отличие права от закона. Роль
права в защите и совершенствовании демократии.
Сущность государства. Государство как публичная власть. Отличие государства от
негосударственных политических организаций. Деятельность государственного аппарата
как способ осуществления публичной власти.
Формы государства. Понятие формы государства. Формы правления. Формы
государственного устройства. Формы политического режима. Функции государства.
Понятие функций государства. Внешние и внутренние функции государства. Социально
значимые функции государства. Правовое государство.
Правовое государство. Принципы правового государства. Условия формирования
правового государства. Гражданское общество. Понятие гражданского общества.
Элементы гражданского общества. Взаимодействие гражданского общества, права и
государства. Роль гражданского общества в развитии демократии и самоуправления.
Раздел II. Формы и структура права (
Право в системе социальных регуляторов. Понятие нормы. Виды социальных норм.
Право и другие социальные нормы. Право и мораль.
Нормы права. Понятие нормы права. Признаки нормы права. Структура правовой
нормы. Основные виды юридических норм: регулятивные и правоохранительные.
Управомочивающая норма. Запрещающая норма. Обязывающая норма.
Источники права. Понятие источника права. Основные виды источников права.
Международный договор и международный обычай как традиционно сложившиеся
источники международного права.
Система права. Понятие системы права. Основные структурные элементы системы
права: нормы права, правовые институты, отрасли права. Современная классификация
отраслей российского права. Три основные группы отраслей: базовые (конституционное
право; материальные и процессуальные отрасли); специальные; комплексные отрасли
права. Частное и публичное право. Правовые системы современности. Понятия
«система права» и «правовая система». Понятие и классификация правовых систем.
Правовые системы европейского типа. Правовые системы традиционного типа.
Раздел III. Становление и развитие отечественного права
Формирование и развитие русского права. Основные этапы формирования русского
права. Русская Правда. Судебник 1497 г. Соборное уложение 1649 г.
Эволюция советского законодательства.Этапы становления советского
законодательства. Отрасли советского права. Правовые ограничения и запреты в
советском законодательстве. Советский суд.
Формирование права современной России. Становление современного российского
федерализма. Реформа системы правосудия. Гражданское право. Уголовное право и
уголовно-процессуальное право.
Раздел IV. Правотворчество и правореализация
Правотворчество. Понятие правотворчества. Основные принципы и виды
правотворчества. Стадии (этапы) правотворческого процесса.
Реализация и толкование права. Формы реализации права. Применение права как
особая форма реализации права. Акты применения права. Толкование права: понятие и
виды.
Правовые отношения. Понятие правоотношения. Субъективное право и юридические
обязанности. Субъекты правоотношений. Правоспособность и дееспособность.
Содержание правоотношений. Юридические факты.
Законность и правопорядок. Понятие законности. Основные принципы законности.
Правовой порядок. Гарантии законности и правового порядка.
Механизм правового регулирования. Виды и средства правового регулирования.
Понятие механизма правового регулирования. Элементы правового регулирования.
Правомерное поведение. Эффективность права.
Правонарушение и юридическая ответственность. Правомерное поведение и
правонарушение. Признаки и виды правонарушений. Причины роста правонарушений.
Понятие юридической ответственности. Виды юридической ответственности. Презумпция
невиновности. Правовая ответственность несовершеннолетних.
Преступление и наказание. Понятие и признаки преступления. Преступность как
социально-правовое явление. Состояние преступности в России. Организованная
преступность. Латентная преступность. Международный терроризм. Понятие наказания.
Виды наказаний. Цели наказания.
Органы охраны правопорядка. Виды государственных правоохранительных органов.
Полномочия и порядок деятельности суда, прокуратуры, полиции, Федеральной службы
безопасности. Деятельность адвокатуры и нотариата.
Правосознание и правовая культура. Понятие правосознания. Разновидности
правосознания. Осознание ценности естественного права, прав и свобод человека —
ключевая черта правосознания. Правовой нигилизм и его причины. Активная и пассивная
формы правового нигилизма. Пути преодоления правового нигилизма. Правовая культура
- высшая ступень развития правосознания.
Раздел V. Право и личность
Права человека:понятие, сущность, структура. Понятие и сущность прав человека.
Естественный и неотчуждаемый характер прав человека. Развитие идеи прав человека в
истории правовой мысли. Поколения прав человека. Структура прав человека.
Правовой статус человека и гражданина. Понятие правового статуса. Юридические
основания правового статуса личности. Элементы правового статуса. Юридические права
и обязанности. Субъективные права. Различие правового статуса человека и гражданина.
Основания ограничения прав и свобод человека и гражданина. Юридические механизмы
защиты прав человека в РФ. Система органов защиты прав человека в России.
Юридические гарантии защиты прав человека. Защита прав и свобод человека всеми
способами, не запрещёнными законом.
Особенности социального государства. Необходимость социального государства.
Гуманистический смысл социального государства. Концепции социального качества.
Становление социального государства в России.
Международная защита прав человека. Устав ООН и Международный билль о правах
человека. Контроль за соблюдением международных договоров по правам человека.
Главные и вспомогательные органы ООН в области прав человека. Региональные
организации в области прав человека.
Раздел VI. Основы конституционного права Российской Федерации
Конституционное право Российской Федерации. Место конституционного права в
системе отраслей российского права. Предмет конституционного права. Методы
правового регулирования конституционного права. Конституционное право — отрасль
юридической науки. Верховенство Конституции в обществе и государстве.
Основы конституционного строя РФ. Понятие конституционного строя. Человек, его
права и свободы — высшая ценность. Народ как носитель суверенитета и единственный
источник власти. Правовые основы экономической системы. Правовые основы
социальной системы. Правовые основы политической системы. Федеративное
государственное устройство.
Система органов государственной власти Российской Федерации. Понятие
государственного органа. Органы государственной власти в Российской Федерации.
Правовой статус и полномочия Президента РФ. Исполнительная власть. Судебная
власть.Прокуратура в РФ. Судебная власть. Понятие суда. Принципы судопроизводства.
Правовой статус судьи в РФ. Профессиональный судья. Непрофессиональный судья
(присяжный заседатель).
Судебная система. Понятие и характеристики судебной системы. Типы судебных
систем. Суды арбитражной юрисдикции.
Система конституционных прав и свобод в Российской Федерации. Конституционный
статус личности. Конституционные права и свободы. Конституционные права и
обязанности.
Институт гражданства. Гражданство Российской Федерации. Понятие гражданства.
Приобретение и утрата гражданства. Многогражданство и безгражданство. Граждане
иностранных государств.
Избирательное право. Выборы, их значение и разновидности. Сущность избирательного
права. Принципы проведения выборов в Российской Федерации. Избирательная система.
Избирательный процесс. Стадии избирательного процесса. Финансирование выборов.
Ответственность за нарушение законодательства о выборах.
Право и личность. Понятие прав и свобод человека. Законные интересы. Правосознание
и правовая культура. Правомерное поведение. Основные правовые системы
современности: Англо-саксонская, романо-германская, мусульманская правовые системы.
Особенности российской системы права. Отрасли права Конституционное право. Основы
конституционного строя Российской Федерации. Народовластие. Система
конституционных прав и свобод в Российской Федерации. Гражданство Российской
Федерации. Избирательная система и избирательный процесс. Конституционные
обязанности. Воинская обязанность и право на альтернативную гражданскую службу.
Права и обязанности налогоплательщиков. Федеративное устройство Российской
Федерации. Президент Российской Федерации. Федеральное собрание Российской
Федерации. Органы исполнительной власти Российской Федерации. Правоохранительные
органы, их виды и полномочия. Судебная система Российской Федерации.
Гражданское право Субъекты и объекты гражданского права. Понятие
предпринимательской деятельности. Организационно-правовые формы
предпринимательской деятельности. Имущественные и неимущественные права. Право
собственности. Право собственности на землю. Право интеллектуальной собственности.
Наследование по закону и по завещанию. Сделки. Виды гражданско-правовых договоров
(оказание услуг, купля-продажа, аренда, подряд). Гражданско-правовая ответственность.
Способы защиты гражданских прав. Государство как субъект экономических отношений.
Правовые средства государственного регулирования экономики.
Семейное право. Семейные правоотношения. Брак. Правовое регулирование отношений
супругов. Брачный контракт. Права, обязанности и ответственность членов семьи.
Трудовое право. Трудоустройство и занятость. Трудовые правоотношения. Трудовой
договор: понятие, стороны, содержание. Порядок заключения и расторжения трудовых
договоров. Рабочее время и время отдыха. Трудовые споры и порядок их рассмотрения.
Дисциплинарная ответственность. Защита трудовых прав. Правовые основы социальной
защиты и обеспечения. Пенсии и пособия.
Административное право. Административные правоотношения. Административные
правонарушения. Административная ответственность, ее основания. Производство по
делам об административных правонарушениях. Органы и способы рассмотрения
административных споров.
Уголовное право. Понятие преступления. Действие уголовного закона. Понятие
уголовной ответственности, еѐ основания. Ответственность несовершеннолетних. Защита
прав обвиняемого, потерпевшего и свидетеля в уголовном процессе.
Экологическое право. Экологические правоотношения. Право на благоприятную
окружающую среду и способы его защиты. Экологические правонарушения.
Юридическая ответственность за причинение вреда окружающей среде.
Международное право. Международные правоотношения. Субъекты международного
права. Международный договор. Международные документы о правах человека.
Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени.
Европейский суд по правам человека.
Правосудие. Конституционное, гражданское, арбитражное, уголовное судопроизводство.
Основания и порядок обращения в Конституционный Суд Российской Федерации.
Правовые последствия принятия решения Конституционным Судом Российской
Федерации. Принципы гражданского процесса. Порядок обращения в суд. Судебное
разбирательство. Порядок обжалования судебных решений. Особенности уголовного
процесса. Стадии уголовного процесса. Порядок обжалования судебных решений в
уголовном процессе.
Профессия и право Юридическая деятельность. Профессиональное юридическое
образование. Основные юридические профессии.
Особенностипрофессиональнойюридическойдеятельности. Профессиональнаяэтика.
Тематическое планирование 10 класс
№
Наименование разделов и
Оборудование, основные
Домашнее
Кол-во
п/п
тем уроков
Тема 1. Право и
государство
1-2 Происхождение права и
государства
3
4
5
6
7
8
9
Сущность права:
отличительные
признаки Сущность
права и его реализация
Происхождение права и
государства. Сущность
права (практикум) §4 1
Сущность государства
Власть и формы
государства
Формы государства:
основные элементы
Функции государства:
сущность и виды
понятия и термины
задание
часов
13
ПК, мультимедийный
проектор Связь и
зависимость государства и
права. Основные теории
происхождения
государства и права:
теологическая,
патриархальная,
договорная, теория
насилия, органическая,
психологическая, расовая,
материалистическая
ПК, мультимедийный
проектор Сущность права:
право как средство
регулирования
общественных отношений,
понятие права, различие
подходов к пониманию
права.
ПК, мультимедийный
проектор
§1
2
§2
1
§2
1
Обзор §1-2
1
ПК, мультимедийный
проектор Сущность
государства: государство
как публичная
(политическая) власть,
отличие государства от
негосударственных
политических
организаций, деятельность
государственного аппарата
как способ осуществления
публичной власти
ПК, мультимедийный
проектор Формы
государства: формы
правления, формы
государственного
устройства, формы
государственного
(политического) режима
ПК, мультимедийный
проектор Функции
государства: понятие
функций государства,
классификация функций
государства, внутренние и
§3
1
§4
1
§4
1
§5
1
10
11
12
Формы государства.
Функции государства
(практикум)
Гражданское общество и
его основные элементы
Гражданское общество
Повторительнообобщающий урок по
темам Главы I «Право и
государство»
Тема 2. Форма и
структура права
14- Право в системе
15 социальных регуляторов
13
16
17
18
19
20
21
22
23
Право в системе
социальных регуляторов
(практикум)
Нормы права. Структура
правовой нормы и
способы ее закрепления
Источники права:
сущность и виды
Источники права: закон
как источник права
Нормы права и
нормативно-правовые
акты
Система права: отрасли
права на отрасли и
институты
Система права: правовые
системы
Система права
(практикум)
внешние функции
государства
ПК, мультимедийный
проектор
ПК, мультимедийный
проектор Гражданское
общество: понятие
гражданского общества,
элементы гражданского
общества, взаимодействие
гражданского общества
ПК, мультимедийный
проектор
Обзор §4-5
1
§6
1
§6
1
Повторение
§1-6
1
13
ПК, мультимедийный
проектор Право в системе
социальных регуляторов:
социальные и технические
нормы, право и мораль,
право и другие социальные
регуляторы
ПК, мультимедийный
проектор
§7
2
Обзор §7
1
ПК, мультимедийный
проектор Нормы права:
правовая норма (понятие,
признаки, структура),
основные виды правовых
норм
ПК, мультимедийный
проектор Источники права:
понятие «источник права»,
основные источники
(формы) права, основные
виды нормативноправовых актов, действие
нормативно-правовых
актов во времени,
пространстве и по кругу
лиц
ПК, мультимедийный
проектор Система права:
понятие системы права,
структура системы права,
основные деления права
§8
1
§9
1
§9
1
§8-9
1
§10
1
§10
1
Обзор §10
1
24
Правовые системы
современности правовых
систем
25
Правовой диктант по
темам «Право и
государство» и «Форма и
структура права»
Тема 3.
Правотворчество и
правореализация
Правотворчество сущность понятия
Правотворчество:
правовой процесс
Правотворчество
(практикум)
26
27
28
29- Реализация и толкование
30 права
31
Правовые отношения
32
Правовые отношения
ПК, мультимедийный
проектор Правовые
системы современности:
правовые системы и их
развитие,
романогерманская
правовая система,
англосаксонская правовая
система, мусульманская
система права,
социалистическая система
права, элементы
неосновных
ПК, мультимедийный
проектор
§11
1
Повторение
§1-11
1
20
ПК, мультимедийный
проектор Правотворчество:
правотворчество и
формирование права,
принципы и виды
правотворческой
деятельности государства,
стадии правотворческого
процесса, юридическая
техника
ПК, мультимедийный
проектор Реализация и
толкование права: формы
реализации права,
применение права как
особая форма реализации
права, акты применения
права, толкование права
(понятие и виды)
ПК, мультимедийный
проектор Правовые
отношения:
правоотношение и его
субъекты,
правоспособность и
дееспособность,
содержание
правоотношения,
юридические факты,
объекты правоотношений
ПК, мультимедийный
проектор Правовые
§12
§12
Обзор §12
1
§13
2
§14
1
§14
1
Реализация и толкование
права. Правовые
отношения (практикум)
34- Законность и
35 правопорядок
33
36- Механизм правового
37 регулирования
отношения:
правоотношение и его
субъекты,
правоспособность и
дееспособность,
содержание
правоотношения,
юридические факты,
объекты правоотношений
ПК, мультимедийный
проектор
ПК, мультимедийный
проектор Законность и
правопорядок: понятие
«законность», принципы
законности, правовой
порядок (правопорядок),
гарантии законности и
правопорядка
ПК, мультимедийный
проектор Механизм
правового регулирования:
понятие механизма
правового регулирования,
правомерное поведение,
эффективность права
ПК, мультимедийный
проектор
Законность и
правопорядок. Механизм
правового регулирования
(практикум)
39 Правосознание и правовая ПК, мультимедийный
культура
проектор Правосознание и
правовая культура:
понятие правосознания,
структура правосознания,
правовая культура,
правовой нигилизм,
правовое воспитание
40- Правонарушение и
ПК, мультимедийный
41 юридическая
проектор Правонарушение
ответственность
и юридическая
ответственность: понятие и
42 Правонарушение и
виды правонарушений,
юридическая
причины правонарушений,
ответственность
юридическая
(практикум)
ответственность
43- Преступление и наказание ПК, мультимедийный
44
проектор Преступление и
наказание: преступность в
современной России,
организованная
38
Обзор §13-14
1
§15
2
§16
2
Обзор §15-16
1
§17
1
§18
2
Обзор §18
§19
2
Контрольная работа по
темам главы 3
«Правотворчество и
правореализация»
Тема 4. Право и
личность
47- Права человека: понятие,
48 сущность, структура
45
49
Правовой статус человека
и гражданина
Права человека. Правовой
статус человека и
гражданина (практикум)
51- Юридические механизмы
52 защиты прав человека в
Российской Федерации
50
53
Международная защита
прав человека
преступность и терроризм,
борьба с преступностью,
правоохранительные
учреждения
ПК, мультимедийный
проектор
Повторение
§12- 19
1
8
ПК, мультимедийный
проектор Права человека
(понятие, сущность,
структура): понятие и
сущность прав человека,
становление и развитие
идей о правах человека,
структура прав человека,
поколения прав человека
ПК, мультимедийный
проектор Правовой статус
человека и гражданина:
понятие и элементы
правового статуса, права
человека и гражданина,
основания ограничения
прав и свобод человека и
гражданина
ПК, мультимедийный
проектор
§20
2
§21
1
Обзор §20-21
1
ПК, мультимедийный
проектор Юридические
механизмы защиты прав
человека в Российской
Федерации: понятие
юридического механизма
защиты прав человека,
система органов защиты
прав и свобод человека в
Российской Федерации,
юридические гарантии
защиты прав человека,
защита прав и свобод
человека всеми способами,
не запрещенными законом
ПК, мультимедийный
проектор Международная
защита прав человека:
Устав ООН и
Международный билль о
правах человека;
§22
2
§23
1
контрольные органы,
учрежденные
международными
конвенциями по правам
человека, роль и
концепция главных и
вспомогательных органов
ООН в области прав
человека, деятельность
региональных организаций
в области прав человека
ПК, мультимедийный
проектор
Право и личность
(практикум)
Тема 5. Основы
конституционного права
Российской Федерации
55- Конституционное право
ПК, мультимедийный
56 Российской Федерации
проектор Конституционное
право Российской
Федерации: предмет
конституционного права,
методы правового
регулирования
конституционного права,
конституционное право
как отрасль юридической
науки, верховенство
Конституции в Российской
Федерации
57 Основы
ПК, мультимедийный
конституционного строя
проектор Основы
Российской Федерации
конституционного строя
Российской Федерации:
основы экономической
системы, основы
политической системы,
основы социальной
системы, федеративное
государство
58 Конституционное право
ПК, мультимедийный
Российской Федерации.
проектор
Основы
конституционного строя
Российской Федерации
(практикум)
59 Система органов
ПК, мультимедийный
государственной власти
проектор Система органов
Российской федерации
государственной власти
Российской Федерации:
понятие и признаки
государственного органа,
органы государственной
54
Повторение
§20- 23
1
10
§24
2
§25
1
Обзор §24-25
1
§26
1
60
Система
конституционных прав и
свобод в Российской
Федерации
61
Институт гражданства.
Гражданство Российской
Федерации
62
Избирательное право
63
Избирательный процесс
64
Основы
Конституционного права
Российской Федерации
(практикум)
власти Российской
Федерации, Президент
Российской Федерации,
Федеральное Собрание
Российской Федерации,
исполнительная власть,
судебная власть,
Прокуратура Российской
Федерации
ПК, мультимедийный
проектор Система
конституционных прав и
свобод в Российской
Федерации:
конституционный статус
личности,
конституционные права и
свободы, конституционные
обязанности
ПК, мультимедийный
проектор Институт
гражданства и гражданство
Российской Федерации:
понятие гражданства и его
специфика, приобретение
и утрата гражданства,
многогражданство и
безгражданство, граждане
иностранных государств
ПК, мультимедийный
проектор Избирательное
право: значение и
разновидности выборов в
Российской Федерации,
сущность избирательного
права, принципы
проведения выборов в
Российской Федерации,
избирательная система
ПК, мультимедийный
проектор Избирательный
процесс: стадии
избирательного процесса,
финансирование выборов,
ответственность за
нарушение
законодательства о
выборах
ПК, мультимедийный
проектор
§27
1
§28
1
§29
1
§30
1
Повторение
§24- 30
1
65
66
67
–
68
69
–
70
Итоговое повторение по
темам глав 1-4.
Итоговое повторение по
курсу «Право», 10 класс
Итоговое тестирование по
курсу «Право», 10 класс
Урок подведения итогов
по курсу «Право», 10
класс
ПК, мультимедийный
проектор
ПК, мультимедийный
проектор
Варианты тестовых
заданий, контрольноизмерительные материалы
ПК, мультимедийный
проектор
Повторение
§1-23
Краткий обзор
§1- 30
-
1
-
2
1
2
11 класс
№ урока
Наименование разделов и тем
Модуль 1
1
2-3
4
5-6
7-8
9
10
11
12-13
14-15
16-17
18
Гражданское право
Отрасли Российского права
Гражданско-правовые отношения
Субъекты (участники) гражданско-правовых отношений
Предпринимательская деятельность и её регламентация
Сделки в гражданском праве
Обязательственное право
Гражданско-правовой договор
Виды договоров
Наследственное право
Право интеллектуальной собственности
Авторское право
Гражданско-правовая ответственность и способы защиты
прав
Семейное и Трудовое право
Модуль
2.
19 – 20
21 – 22
23 – 24
25 – 26
27
28
29
30
Модуль
3.
31-32
33-34
35
36
37
38
39 – 40
Количество
часов
(18 уроков)
1 час
2 часа
1 час
2 часа
2 часа
1 час
1 час
1 час
2 часа
2 часа
2 часа
1 час
(12 уроков)
Семейное право как отрасль права
Права , обязанности и ответственность членов семьи
Трудовые правоотношения
Дисциплина труда
Занятость и трудоустройство
Защита трудовых прав работника
Трудовые споры и дисциплинарная ответственность
Правовые основы социальной защиты и обеспечения
Административное и Уголовное право
1 час
2 часа
2 часа
2 часа
1 час
1 час
1 час
1 час
(11 уроков)
Административное право и административные
правоотношения
Административно-правовой статус гражданина
Административные правонарушения
Как разрешить административный спор
Понятие и сущность уголовного права
Особенности уголовного законодательства во времени и в
пространстве
Преступление и наказание. Ответственность
несовершеннолетних
2 часа
2 часа
1 час
1 час
1 час
1 час
2 часа
41
Модуль
4.
41
42-43
44
45
46-47
48-49
Модуль
5.
50 – 51
52
53
54-55
56-57
Модуль 6.
58
59
60
61-62
63
64
65-66
67
68
Урок обобщения
Экологическое и Международное право Финансовое
право.
Налоговое право
Экологическое право
Международное право
Семинарное занятие
Международное гуманитарное право и права человека
Международное гуманитарное право в условиях
вооруженного конфликта
Процессуальное право Самостоятельная работа
1 час
(9 уроков)
Гражданский процесс
Арбитражный процесс
Рассмотрение дел в арбитражномсуде
Уголовный процесс. Особенности уголовного процесса по
делам несовершеннолетних
Конституционное судопроизводство
Правовое регулирование в различных сферах общественной
жизни
Пенсионная система и страхование
Правовое регулирование денежного обращения
Права и обязанности вкладчиков
Правовое регулирование отношений в области образования
Право как регулятор социальных норм
Профессиональное юридическое образование
Юридические профессии: судья, адвокат, прокурор,
нотариус, следователь Семинарское занятие
Особенности профессиональной юридической деятельности
Резерв времени
2 часа
1 час
1 час
2 часа
1 час
2 часа
1час
1час
2 часа
2 часа
(8 уроков)
2 часа
(10 уроков)
1 час
1 час
1 час
2 часа
1 час
1 час
2 часа
1 час
1 час
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)