Приложение №1 к основной образовательной программе начального общего образования МБОУ «СОШ №5» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 3194555) учебного предмета «Родное слово» для 1-3 классов начального общего образования ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по родному слову для обучающихся 1-3 классов на уровне начального общего образования подготовлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 г. № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г. № 64100), Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р), а также ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в Примерной программе воспитания. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЕ СЛОВО» Программа ориентирована на сопровождение и поддержку курса русского языка, входящего в предметную область «Русский язык и литературное чтение». Содержание предмета «Родное слово» направлено на удовлетворение потребности обучающихся в изучении родного языка как инструмента познания национальной культуры и самореализации в ней. Учебный предмет «Родное слово» не ущемляет права тех обучающихся, которые изучают иные (не русский) родные языки. В содержании предмета «Родное слово» предусматривается расширение сведений, имеющих отношение не к внутреннему системному устройству языка, а к вопросам реализации языковой системы в речи‚ внешней стороне существования языка: к многообразным связям русского языка с цивилизацией и культурой, государством и обществом Программа учебного предмета отражает социокультурный контекст существования русского языка, в частности те языковые аспекты, которые обнаруживают прямую, непосредственную культурно-историческую обусловленность. Содержание курса направлено на формирование представлений о языке как живом, развивающемся явлении, о диалектическом противоречии подвижности и стабильности как одной из основных характеристик литературного языка. Как курс опирается на содержание основного курса, представленного в образовательной области «Русский язык и литературное чтение», сопровождает и поддерживает его. Основные содержательные линии настоящей программы соотносятся с основными содержательными линиями основного курса русского языка в начальной школе, но не дублируют их и имеют преимущественно практико-ориентированный характер. Задачами данного курса являются: совершенствование у младших школьников как носителей языка способности ориентироваться в пространстве языка и речи, развитие языковой интуиции; изучение исторических фактов развития языка; расширение представлений о различных методах познания языка (учебное лингвистическое мини-исследование, проект, наблюдение, анализ и т. п.); включение учащихся в практическую речевую деятельность. В соответствии с этим в программе выделяются три блока. Первый блок — «Русский язык: прошлое настоящее» —включает содержание, обеспечивающее расширение знаний об истории русского языка, о происхождении слов, об изменениях значений общеупотребительных слов. Данный блок содержит сведения о взаимосвязи языка и истории, языка и культуры народа, сведения о национально-культурной специфике русского языка, об общем и специфическом в языках и культурах русского и других народов России и мира. Второй блок — «Язык в действии» — включает содержание, обеспечивающее наблюдение за употреблением языковых единиц, развитие базовых умений и навыков использования языковых единиц в учебных и практических ситуациях; формирование первоначальных представлений о нормах современного русского литературного языка, развитие потребности обращаться к нормативным словарям современного русского литературного языка и совершенствование умений пользоваться словарями. Данный блок ориентирован на практическое овладение культурой речи: практическое освоение норм современного русского литературного языка (в рамках изученного); развитие ответственного и осознанного отношения к использованию русского языка во всех сферах жизни. Третий блок — «Секреты речи и текста» — связан с совершенствованием четырёх видов речевой деятельности в их взаимосвязи, развитием коммуникативных навыков младших школьников (умениями определять цели общения, адекватно участвовать в речевом общении); расширением практики применения правил речевого этикета. Одним из ведущих содержательных центров данного блока является работа с текстами: развитие умений понимать, анализировать предлагаемые тексты и создавать собственные тексты разных функционально-смысловых типов, жанров, стилистической принадлежности. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЕ СЛОВО» Целями изучения русского родного языка являются: осознание русского языка как одной из главных духовно-нравственных ценностей русского народа; понимание значения родного языка для освоения и укрепления культуры и традиций своего народа, осознание национального своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса к родному языку и желания его изучать, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него — к родной культуре; овладение первоначальными представлениями о единстве и многообразии языкового и культурного пространства Российской Федерации, о месте русского языка среди других языков народов России; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой межнационального общения; овладение первоначальными представлениями о национальной специфике языковых единиц русского языка (прежде всего лексических и фразеологических единиц с национально-культурной семантикой), об основных нормах русского литературного языка и русском речевом этикете; овладение выразительными средствами, свойственными русскому языку; совершенствование умений наблюдать за функционированием языковых единиц, анализировать и классифицировать их, оценивать их с точки зрения особенностей картины мира, отраженной в языке; совершенствование умений работать с текстом, осуществлять элементарный информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию; совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих владение русским литературным языком в разных ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи; развитие потребности к речевому самосовершенствованию; приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЕ СЛОВО» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Учебный предмет «Родное слово» представлен в вариативной части учебного плана и является обязательным для изучения в 1-3 классах. Содержание учебного предмета «Родное слово» рассчитано на общую учебную нагрузку в объёме 33 часов – 1 класс, 34 часов – 2 и 3 класс. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ (33 ч) Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (12 ч) Сведения об истории русской письменности: как появились буквы современного русского алфавита. Особенности оформления книг в Древней Руси: оформление красной строки и заставок. Практическая работа. Оформление буквиц и заставок. Лексические единицы с национальнокультурной семантикой, обозначающие предметы традиционного русского быта: 1) дом в старину: что как называлось (изба, терем, хоромы, горница, светлица, светец, лучина и т. д.); 2) как называлось то, во что одевались в старину (кафтан, кушак, рубаха, сарафан, лапти и т. д.). Имена в малых жанрах фольклора (пословицах, поговорках, загадках, прибаутках). Проектное задание. Словарь в картинках. Раздел 2. Язык в действии (9 ч) Как нельзя произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов). Смыслоразличительная роль ударения. Звукопись в стихотворном художественном тексте. Наблюдение за сочетаемостью слов (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в сочетаемости слов). Раздел 3. Секреты речи и текста (12 ч) Секреты диалога: учимся разговаривать друг с другом и со взрослыми. Диалоговая форма устной речи. Стандартные обороты речи для участия в диалоге (Как вежливо попросить? Как похвалить товарища? Как правильно поблагодарить?). Цели и виды вопросов (вопрос-уточнение, вопрос как запрос на новое содержание). Различные приёмы слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа. ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ (34ч) Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (16 ч) Лексические единицы с национально-культурной семантикой, называющие игры, забавы, игрушки (например, городки, салочки, салазки, санки, волчок, свистулька). Лексические единицы с национально-культурной семантикой, называющие предметы традиционного русского быта: 1) слова, называющие домашнюю утварь и орудия труда (например, ухват, ушат, ступа, плошка, крынка, ковш, решето, веретено, серп, коса, плуг); 2) слова, называющие то, что ели в старину (например, тюря, полба, каша, щи, похлёбка, бублик, ватрушка, калач, коврижки) — какие из них сохранились до нашего времени; 3) слова, называющие то, во что раньше одевались дети (например, шубейка, тулуп, шапка, валенки, сарафан, рубаха, лапти). 2) Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с предметами и явлениями традиционного русского быта: игры, утварь, орудия труда, еда, одежда (например, каши не сваришь, ни за какие коврижки). Сравнение русских пословиц и поговорок с пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов, имеющих в разных языках общий смысл, но различную образную форму (например, ехать в Тулу со своим самоваром (рус.); ехать в лес с дровами (тат.). Проектное задание. Словарь «Почему это так называется?». Раздел 2. Язык в действии (10 ч) Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи). Смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение за изменением места ударения в поэтическом тексте. Работа со словарём ударений. Практическая работа. Слушаем и учимся читать фрагменты стихов и сказок, в которых есть слова с необычным произношением и ударением. Разные способы толкования значения слов. Наблюдение за сочетаемостью слов. Совершенствование орфографических навыков. Раздел 3. Секреты речи и текста (8ч) Приёмы общения: убеждение, уговаривание, просьба, похвала и др., сохранение инициативы в диалоге, завершение диалога и др. (например, как правильно выразить несогласие; как убедить товарища). Особенности русского речевого этикета. Устойчивые этикетные выражения в учебно-научной коммуникации: формы обращения; различение этикетных форм обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации; использование обращений ты и вы. Устный ответ как жанр монологической устной учебно-научной речи. Различные виды ответов: развёрнутый ответ, ответ-добавление (на практическом уровне). Связь предложений в тексте. Практическое овладение средствами связи: лексический повтор, местоименный повтор. Создание текстов-повествований: заметки о посещении музеев; повествование об участии в народных праздниках. Создание текста: развёрнутое толкование значения слова. Анализ информации прочитанного и прослушанного текста: различение главных фактов и второстепенных; выделение наиболее существенных фактов; установление логической связи между фактами. ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ (34 ч) Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (16 ч) Лексические единицы с национально-культурной семантикой, связанные с особенностями мировосприятия и отношений между людьми (например, правда — ложь, друг — недруг, брат — братство — побратим). Лексические единицы с национально-культурной семантикой, называющие природные явления и растения (например, образные названия ветра, дождя, снега; названия растений). Лексические единицы с национально-культурной семантикой, называющие занятия людей (например, ямщик, извозчик, коробейник, лавочник). Лексические единицы с национально-культурной семантикой, называющие музыкальные инструменты (например, балалайка, гусли, гармонь). Русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения (например, Снегурочка, дубрава, сокол, соловей, зорька, солнце и т. п.): уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы. Названия старинных русских городов, сведения о происхождении этих названий. Проектные задания. Откуда в русском языке эта фамилия? История моих имени и фамилии. (Приобретение опыта поиска информации о происхождении слов.) Раздел 2. Язык в действии (10ч) Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи). Многообразие суффиксов, позволяющих выразить различные оттенки значения и различную оценку, как специфика русского языка (например, книга, книжка, книжечка, книжица, книжонка, книжища; заяц, зайчик, зайчонок, зайчишка, заинька и т. п.) (на практическом уровне). Специфика грамматических категорий русского языка (например, категории рода, падежа имён существительных). Практическое овладение нормами употребления отдельных грамматических форм имён существительных (например, форм родительного падежа множественного числа). Практическое овладение нормами правильного и точного употребления предлогов, образования предложно-падежных форм существительных (на практическом уровне). Существительные, имеющие только форму единственного или только форму множественного числа (в рамках изученного). Совершенствование навыков орфографического оформления текста. Раздел 3. Секреты речи и текста (8ч) Особенности устного выступления. Создание текстов-повествований о путешествии по городам, об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами. Создание текстов-рассуждений с использованием различных способов аргументации (в рамках изученного). Редактирование предложенных текстов с целью совершенствования их содержания и формы (в пределах изученного в основном курсе). Смысловой анализ фольклорных и художественных текстов или их фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч и т. п.). Языковые особенности текстов фольклора и художественных текстов или их фрагментов. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате изучения курса «Родное слово» в начальной школе у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты при реализации основных направлений воспитательной деятельности: гражданско-патриотического воспитания: становление ценностного отношения к своей Родине — России, в том числе через изучение русского языка, отражающего историю и культуру страны; сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, в том числе через обсуждение ситуаций при работе с художественными произведениями; первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений; духовно-нравственного воспитания: признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный и читательский опыт; проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния и чувств; неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка); эстетического воспитания: уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной) при поиске дополнительной информации в процессе языкового образования; бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил общения; трудового воспитания: осознание ценности труда в жизни человека; ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям; экологического воспитания: бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами; неприятие действий, приносящих ей вред; ценности научного познания: первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира); познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате изучения курса «Родное слово» в начальной школе у обучающегося будут сформированы следующие познавательные универсальные учебные действия. Базовые логические действия: сравнивать различные языковые единицы, устанавливать основания для сравнения языковых единиц, устанавливать аналогии языковых единиц; объединять объекты (языковые единицы) по определённому признаку; определять существенный признак для классификации языковых единиц; классифицировать языковые единицы; находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения; анализировать алгоритм действий при работе с языковыми единицами, самостоятельно выделять учебные операции при анализе языковых единиц; выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма, формулировать запрос на дополнительную информацию; устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы. Базовые исследовательские действия: с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации; сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев); проводить по предложенному плану несложное лингвистическое мини-исследование, выполнять по предложенному плану проектное задание; формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования); формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного языкового материала. Работа с информацией: выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения запрашиваемой информации, для уточнения; согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде информацию в предложенном источнике: в словарях, справочниках; распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки (обращаясь к словарям, справочникам, учебнику); соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей, законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете (информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова); анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей; понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем; самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации. К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются коммуникативные универсальные учебные действия. Общение: -воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и дискуссии; -признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; -создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) в соответствии с речевой ситуацией; -готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и групповой работы, о результатах наблюдения, выполненного мини-исследования, проектного задания; -подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления. Совместная деятельность: -формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного учителем формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков; -принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; -проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, самостоятельно разрешать конфликты; -ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат; -выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы. К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются регулятивные универсальные учебные действия. Самоорганизация: -планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; -выстраивать последовательность выбранных действий. Самоконтроль: -устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности; корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок; -соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по выделению, характеристике, использованию языковых единиц; -находить ошибки, допущенные при работе с языковым материалом, находить орфографические и пунктуационные ошибки; -сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их по предложенным критериям. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Изучение учебного курса «Родное слово» должно обеспечить воспитание ценностного отношения к русскому языку как отражению культуры, включение учащихся в культурноязыковое пространство русского народа, осмысление красоты и величия русского языка; обогащение активного и пассивного словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета; расширение знаний о языке как системе и как развивающемся явлении, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функциональносмысловых типов и жанров. 1 класс К концу обучения в 1 классе обучающийся научится: —распознавать слова с национально-культурным компонентом значения, обозначающие предметы традиционного русского быта (дом, одежда), понимать значение устаревших слов по указанной тематике; —использовать словарные статьи учебного пособия для определения лексического значения слова; —понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами; —осознавать важность соблюдения норм современного русского языка для культурного человека; —произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного); —осознавать смыслоразличительную роль ударения; —соотносить собственную и чужую речь с нормами современного русского литературного языка (в рамках изученного); —выбирать из нескольких возможных слов то слово, которое наиболее точно соответствует обозначаемому предмету или явлению реальной действительности; —различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации; —уместно использовать коммуникативные приёмы диалога (начало и завершение диалога и др.); —владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога; —использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения; —владеть различными приёмами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа; —анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: выделять в нём наиболее существенные факты. 2 класс К концу обучения во 2 классе обучающийся научится: —осознавать роль русского языка в постижении культуры своего народа; —осознавать язык как развивающееся явление, связанное с историей народа; —распознавать слова с национально-культурным компонентом значения, обозначающие предметы традиционного русского быта (одежда, еда, домашняя утварь, детские забавы, игры, игрушки), понимать значение устаревших слов по указанной тематике; —использовать словарные статьи учебного пособия для определения лексического значения слова; —понимать значение русских пословиц и поговорок, крылатых выражений, связанных с изученными темами; правильно употреблять их в современных ситуациях речевого общения; —понимать значение фразеологических оборотов, отражающих русскую культуру, менталитет русского народа, элементы русского традиционного быта (в рамках изученных тем); осознавать уместность их употребления в современных ситуациях речевого общения; —произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного); —осознавать смыслоразличительную роль ударения на примере омографов; —соблюдать основные лексические нормы современного русского литературного языка: выбирать из нескольких возможных слов то слово, которое наиболее точно соответствует обозначаемому предмету или явлению реальной действительности; —проводить синонимические замены с учётом особенностей текста; —пользоваться учебными толковыми словарями для определения лексического значения слова; —пользоваться учебными фразеологическими словарями, учебными словарями синонимов и антонимов для уточнения значения слов и выражений; —пользоваться орфографическим словарём для определения нормативного написания слов; —различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации; —владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога; —использовать коммуникативные приёмы устного общения: убеждение, уговаривание, похвалу, просьбу, извинение, поздравление; —использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения; —владеть различными приёмами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и о культуре русского народа; —анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отличать главные факты от второстепенных; выделять наиболее существенные факты; устанавливать логическую связь между фактами; —строить устные сообщения различных видов: развёрнутый ответ, ответ-добавление, комментирование ответа или работы одноклассника; —создавать тексты-инструкции с опорой на предложенный текст; —создавать тексты-повествования о посещении музеев, об участии в народных праздниках. 3 класс К концу обучения в 3 классе обучающийся научится: —осознавать национальное своеобразие, богатство, выразительность русского языка; —распознавать слова с национально-культурным компонентом значения (лексика, связанная с особенностями мировосприятия и отношений между людьми; слова, называющие природные явления и растения; слова, называющие занятия людей; слова, называющие музыкальные инструменты); —распознавать русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения; наблюдать особенности их употребления в произведениях устного народного творчества и произведениях детской художественной литературы; —использовать словарные статьи учебного пособия для определения лексического значения слова; —понимать значение русских пословиц и поговорок, крылатых выражений, связанных с изученными темами; правильно употреблять их в современных ситуациях речевого общения; —понимать значение фразеологических оборотов, отражающих русскую культуру, менталитет русского народа, элементы русского традиционного быта (в рамках изученных тем); осознавать уместность их употребления в современных ситуациях речевого общения; —соблюдать на письме и в устной речи нормы современного русского литературного языка (в рамках изученного); —произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного); —использовать учебный орфоэпический словарь для определения нормативного произношения слова, вариантов произношения; —выбирать из нескольких возможных слов то слово, которое наиболее точно соответствует обозначаемому предмету или явлению реальной действительности; —проводить синонимические замены с учётом особенностей текста; —правильно употреблять отдельные формы множественного числа имён существительных; —выявлять и исправлять в устной речи типичные грамматические ошибки, связанные с нарушением согласования имени существительного и имени прилагательного в числе, роде, падеже; —пользоваться учебными толковыми словарями для определения лексического значения слова; —пользоваться орфографическим словарём для определения нормативного написания слов; —различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации; —владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога; —использовать коммуникативные приёмы устного общения: убеждение, уговаривание, похвалу, просьбу, извинение, поздравление; —выражать мысли и чувства на родном языке в соответствии с ситуацией общения; —владеть различными приёмами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и о культуре русского народа; —анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отличать главные факты от второстепенных, выделять наиболее существенные факты, устанавливать логическую связь между фактами; —проводить смысловой анализ фольклорных и художественных текстов или их фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч и т. п.), определять языковые особенности текстов; —выявлять и исправлять речевые ошибки в устной речи; —создавать тексты-повествования; —создавать тексты-рассуждения с использованием различных способов аргументации; —оценивать устные и письменные речевые высказывания с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления; —редактировать письменный текст с целью исправления речевых ошибок или с целью более точной передачи смысла. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 класс на 2023-2024 № п/п Наименование разделов и тем программы Количество часов Электронные (цифровые) образовательные ресурсы всего контрольные работы практические работы 2 0 0 Раздел 1. Секреты речи и текста 1.1. Как люди общаются друг с другом? resh.edu.ru›Предме ты 1.2. Вежливые слова 2 0 0 resh.edu.ru›Предметы 1.3 Как люди приветствуют друг друга? . 2 1.4 Зачем людям имена? . 3 1.5 Спрашиваем и отвечаем . 2 1.6 Урок- обобщение по разделу 1 0 0 12 0 0 Итого по разделу Раздел 2. Язык в действии 0 0 resh.edu.ru›П редметы 0 0 resh.edu.ru›П редметы 0 0 resh.edu.ru›П редметы resh.edu.ru›П редметы 2.1 Выделяем голосом важные слова. . 2 0 0 resh.edu.ru›Пр едметы 2.2 Как можно играть звуками? . 2 0 0 resh.edu.ru›Пр едметы 2.3 Где поставить ударение? . 2 0 0 resh.edu.ru›Пр едметы 2.4 Как сочетаются слова? . 2 0 0 resh.edu.ru›Пр едметы 2.5 Урок- обобщение по разделу. 1 0 0 resh.edu.ru›Пр едметы 9 0 0 3.1 Как писали в старину? . 3 0 0 resh.edu.ru›Пр едметы 3.2 Дом в старину: что как называлось? . 3 0 0 resh.edu.ru›Пр едметы 3.3 Во что одевались в старину? . 3 0 0 resh.edu.ru›Пр едметы 3.4 Секреты речи и текста . 2 0 0 resh.edu.ru›Пр едметы 3.5 Урок- обобщение по разделу. . 1 0 0 resh.edu.ru›Пр едметы 12 0 0 33 0 0 Итого по разделу Раздел 3. Русский язык: прошлое и настоящее Итого по разделу ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 2 класс на 2023-2024 № п/п Наименование разделов и тем программы Количество часов Электронные (цифровые) образовательные ресурсы всего контрольные работы практические работы 2 0 0 Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее 1.1. Что и как могут рассказать слова об одежде. Лексические единицы с национально- культурной семантикой, обозначающие одежду. Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с предметами и явлениями традиционного русского быта: одежда. По одёжке встречают resh.edu.ru›Предме ты 1.2. Что и как могут рассказать слова о еде. Лексические единицы 6 с национально- культурной семантикой, обозначающие предметы традиционного русского быта: русская кухня. Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с предметами и явлениями традиционного русского быта: еда. 0 0 resh.edu.ru›Предметы Ржаной хлебушко калачу дедушка Если хорошие щи, так другой пищи не ищи. Каша-кормилица наша. 1.3 Что и как могут рассказать слова о детских забавах. . Лексические единицы с национально-культурной семантикой, обозначающие предметы традиционного русского быта: детские забавы, игры и игрушки. Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с предметами и явлениями традиционного русского быта: детские игры, забавы. 4 0 0 resh.edu.ru›П редметы Любишь кататься, люби и саночки возить Делу время, потехе час 1.4 Лексические единицы с национально-культурной семантикой, . обозначающие предметы традиционного русского быта: слова, называющие домашнюю утварь. Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с предметами и явлениями традиционного русского быта: домашняя утварь. В решете воду не удержишь 2 1.5 Лексические единицы с национально-культурной . семантикой, обозначающие предметы традиционного русского быта: слова, связанные с традицией русского чаепития. Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с предметами и явлениями традиционного русского быта: традиция чаепития. 2 Раздел 2. Язык в действии 0 resh.edu.ru›П редметы 0 0 resh.edu.ru›П редметы Самовар кипит, уходить не велит Итого по разделу 0 16 2.1 Пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в . произношении слов в речи. Смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение за изменением места ударения в поэтическом тексте. Работа со словарем ударений. 1 0 0 resh.edu.ru›Пр едметы 2.2 Синонимы и антонимы. . 4 0 0 resh.edu.ru›Пр едметы 2.3 Происхождение пословиц и фразеологизмов. . 2 0 0 resh.edu.ru›Пр едметы 2.4 Разные способы толкования значения слов. . 3 0 0 resh.edu.ru›Пр едметы Диалог. Приемы общения. Особенности русского речевого 1 3.1 этикета. Устойчивые этикетные выражения в учебно-научной . коммуникации: формы обращения; использование обращений ты и вы. 0 0 resh.edu.ru›Пр едметы 3.2 Анализ информации прочитанного и прослушанного текста: . отличение главныых фактов от второстепенных; выделение наиболее существенных фактов; установление логической связи между фактами. 2 0 0 resh.edu.ru›Пр едметы 3.3 Связь предложений в тексте. Практическое овладение . средствами связи: лексический повтор, местоименный повтор. 2 0 0 resh.edu.ru›Пр едметы 3.4 Создание текстов инструкций. Создание текстов. повествований: заметки о посещении музеев: повествование об участии в народных праздниках. 2 0 0 resh.edu.ru›Пр едметы 3.5 Устный ответ как жанр монологической устной учебно. научной речи. 1 0 0 resh.edu.ru›Пр едметы Итого по разделу 10 Раздел 3. Секреты речи и текста Создание текста: развернутое толкование значения слова. Итого по разделу ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 8 34 0 КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 3 класс на 2023-2024 № Наименование разделов и тем программы п/п Количество часов Электронные всег контрольн практичес (цифровые) образовательны о ые работы кие е ресурсы работы Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее 1.1. Что и как слова могут рассказывать об отношениях между людьми. Лексические единицы с национально-культурной семантикой, связанные с особенностями мировосприятия и отношений между людьми 1.2 Что и как могут рассказать слова о природе. Лексические единицы с национально-культурной семантикой, называющие природные явления и растения, например, образные названия ветра, дождя, снега; названия растений. "Говорящие" слова: названия дождя, снега, ветра; названия которых отражены природные явления. 1.3 Что и как могут 1.3.рассказать слова о занятиях людей и профессиях. Лексические единицы с национальнокультурной семантикой, называющие занятия людей, например, плотник, столяр, врач, ямщик, извозчик, коробейник. Способы толкования значения слова: с помощью родственных слов, с помощью синонимов. Устаревшие слова. Жизнь слова: отражение занятий людей в фамилиях, названиях улиц. 1.4. Что и как могут рассказать слова о занятиях людей. Лексические единицы с национально-культурной семантикой, называющие музыкальные инструменты, например, гудок, рожок, балалайка, гусли, гармонь. "Говорящие" слова. Прямое и переносное значение слов. Многозначные слова. Жизнь слова: изменение значения слова (на примере слов гудеть, гармошка и т.п.) 1.5. Названия старинных русских городов, происхождение названий. История городов, сохранившаяся в названиях улиц и площадей. 2 1.6 Русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения, например, Снегурочка, дубравка, сокол, соловей, зорька, солнце и т. п.: уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы. 2 Итого по разделу: 0 0 resh.edu.ru›Пред меты 8 0 0 resh.edu.ru›Пред меты 1 0 0 resh.edu.ru›Пред меты 1 0 0 resh.edu.ru›Пред меты 2 0 0 resh.edu.ru›Пред меты 0 resh.edu.ru›Пред меты 16 Раздел 2 Язык в действии 2.1. Многообразие суффиксов, позволяющих выразить различные оттенки значения и различную оценку, как специфическая особенность русского языка. 2.2. Специфика грамматической категории рода имен существительных в русском языке. 2 0 1 resh.edu.ru›Пред меты 2 0 1ч resh.edu.ru›Пред меты 2.3. Существительные, имеющие только форму 2 единственного или только форму множественного числа. Практическое овладение нормами употребления форм имен существительных (родительный падеж множественного числа). 2.4. Как изменяются имена существительные во 2 множественном числе 2.5 Зачем в русском языке такие разные предлоги? 0 1 resh.edu.ru›Пред меты 0 0 resh.edu.ru›Пред меты 0 resh.edu.ru›Пред меты 1 2.6 Практическое овладение нормами правильного и точного 1 употребления предлогов с пространственным значением, образования предложно-падежных форм существительных. Итого по разделу 10 0 1 resh.edu.ru›Пред меты Раздел 3 Секреты речи и текста 3.1. Создание текстов-рассуждений с использованием различных способов аргументации (в рамках изученного). 3.2 Учимся редактировать тексты 2 0 0 2 0 1 resh.edu.ru›Пред меты resh.edu.ru›Пред меты 3.3 Создаём тексты-повествования 2 0 1 resh.edu.ru›Пред меты 3.4 Работа с текстом. Особенности устного выступления. 1 0 1 resh.edu.ru›Пред меты 3.5 Работа с текстом. Особенности устного выступления. 1 0 1 resh.edu.ru›Пред меты Итого 8 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 класс на 2023-2024 Тема урока 1. 2. 3. 4. 5. Как люди общаются друг с другом? Вежливые слова Как люди приветствуют друг друга? Зачем людям имена? Спрашиваем и отвечаем Количество часов Электро Дата изучения нные всего контрольные работы практич. 2 0 0 04.09-15.09 resh.edu.ru› Предметы 2 0 0 2 0 0 18.09-29.09 resh.edu.ru› Предметы 02.10-13.10 resh.edu.ru› цифровы е образова тельные ресурсы работы Предметы 3 0 0 2 0 0 16.10-27.10 resh.edu.ru› Предметы 07.11-17.11 resh.edu.ru› Предметы Урок- обобщение по разделу. 1 0 0 20.11-24.11 resh.edu.ru› Предметы 2 0 0 8. Выделяем голосом важные слова. Как можно играть звуками? 2 0 0 9. Где поставить ударение? 2 0 0 27.1108.12 11.1222.12 25.12-12.01 10. Как сочетаются слова? 2 0 0 11. Урок- обобщение по разделу 1 0 0 resh.edu.ru› Предметы 12. Как писали в старину? 3 0 0 resh.edu.ru› Предметы 13. Дом в старину: что как 3 0 0 resh.edu.ru› Предметы 14. Во что одевались в старину? 3 0 0 resh.edu.ru› Предметы 15. Секреты речи и текста 2 0 0 resh.edu.ru› Предметы 6. 7. называлось? resh.edu.ru› Предметы resh.edu.ru› Предметы resh.edu.ru› Предметы resh.edu.ru› Предметы 16. Урок- обобщение по разделу. Общее количество часов по программе 1 0 0 33 0 0 resh.edu.ru› Предметы ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 2 класс на 2023-2024 Тема урока 1. По одёжке Количество часов Электро Дата изучения нные всего контрольные работы практич. 1 0 0 4-8.09 resh.edu.ru› Предметы 1 0 0 11-15.09 resh.edu.ru› Предметы 2 0 0 18.09-29.09 resh.edu.ru› Предметы 2.10-13.10 цифровы е образова тельные ресурсы работы встречают 2. 3. По одёжке встречают Ржаной хлебушко калачу дедушка 4. Если хорошие щи, так другой пищи не ищи. 2 0 0 5. Каша-кормилица наша 2 0 0 6. Любишь кататься, люби и саночки возить 2 0 0 7.11-17.11 resh.edu.ru› Предметы 7. Делу время, потехе час 1 0 0 20-24.11 resh.edu.ru› Предметы 8. Делу время, потехе час 1 0 0 27-1.12 9. В решете воду не удержишь 2 0 0 10. Самовар кипит, уходить не велит 2 0 0 4-8.12 11-15.12 18-22.12 25-29.12 resh.edu.ru› Предметы resh.edu.ru› Предметы 11. Помогает ли ударение 1 0 0 9-12.01 resh.edu.ru› Предметы 2 0 0 15-19.01 22-26.01 resh.edu.ru› Предметы 16.10-27.10 различать слова? 12. Для чего нужны синонимы? resh.edu.ru› Предметы resh.edu.ru› Предметы 13. Для чего нужны антонимы? 2 0 0 29-2.02 5-9.02 resh.edu.ru› Предметы 2 0 0 12-16.02 19-22.02 resh.edu.ru› Предметы 15. Как можно объяснить 3 0 0 26-1.03 4-8.03 11-15.03 resh.edu.ru› Предметы 16. Учимся вести диалог 1 0 0 18-22.03 resh.edu.ru› Предметы 17 Составляем развернутое толкование значения слова 2 0 0 18 Устанавливаем связь предложений в тексте 2 0 0 19. Создаём тексты- 3 0 0 14. Как появились пословицы и фразеологизмы? значение слова? инструкции и текстыповествования. Общее количество часов по программе 34 1-5.04 8-12.04 resh.edu.r u›Предмет ы 15-19.04 22-26.04 resh.edu.r u›Предмет ы 29-3.05 6-10.05 13-17.05 resh.edu.ru› Предметы ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 3 класс на 2023-2024 № Тема урока п/п Количество часов всего контрольные работы практи ческие работы Дата изучения Электронн ые цифровые образовател ьные ресурсы 1. Что и как слова могут рассказывать об отношениях между людьми. Где путь кривой, там не езди по прямой. 1 0 0 4-8.09 resh.edu.ru›Пр едметы 2. Что и как слова могут рассказывать об отношениях между людьми. Кто друг прямой, тот брат родной. 1 0 0 11-15.09 resh.edu.ru›Пр едметы 3. 2 Что и как могут рассказать слова о природе. Дождик вымочит, а красно солнышко высушит. 0 0 18.09-29.09 resh.edu.ru›Пр едметы 4. 2 Что и как могут рассказать слова о природе. Сошлись два друга - мороз да вьюга. 0 0 2.10-13.10 resh.edu.ru›Пр едметы 5. Что и как могут рассказать слова о природе. Ветер без крыльев летает. Что и как могут рассказать слова о природе.Какой лес без чудес. 2 0 0 2 0 0 7. Что и как могут рассказать слова о занятиях людей и профессиях. Дело мастера боится. 1 0 0 8. Что и как могут рассказать слова о занятиях людей.Заиграйте, мои гусли. 1 0 0 27-1.12 resh.edu.ru›Пр едметы 9. Названия старинных русских 2 городов, происхождение названий.Что ни город, то норов. 0 0 4-8.12 11-15.12 resh.edu.ru›Пр едметы 6. 16.10-27.10 7.11-17.11 20-24.11 resh.edu.ru›Пр едметы resh.edu.ru›Пр едметы resh.edu.ru›Пр едметы 18-22.12 25-29.12 10. Русские традиционные 2 сказочные образы, эпитеты и сравнения.У земли ясно солнце, у человека - слово. 0 0 11. Многообразие суффиксов.Для чего нужны суффиксы. 2 0 0 9-12.01 15-19.01 resh.edu.ru›Пр едметы 12. Какие особенности рода в русском языке. 2 0 0 22-26.01 29-2.02 resh.edu.ru›Пр едметы 13. Все ли имена существительные "умеют" изменяться по числам? 2 0 1 5-9.02 12-16.02 resh.edu.ru›Пр едметы 14. Практическое овладение 2 нормами употребления форм имен существительных (родительный падеж множественного числа). 15. Практическое овладение 2 нормами правильного и точного употребления предлогов 0 1 19-22.02 26-1.03 resh.edu.ru›Пр едметы 0 1 4-8.03 11-15.03 resh.edu.ru›Пр едметы 16. Создание текстоврассуждений с использованием различных способов аргументации 2 0 1 18-22.03 1-5.04 resh.edu.ru›Пр едметы 17 Учимся редактировать тексты 2 0 1 8-12.04 15-19.04 resh.edu.ru›Пр едметы 18 Создаём текстыповествования 2 0 1 22-26.04 29-3.05 resh.edu.ru›Пр едметы 19. Работа с текстом. Особенности устного выступления. 2 0 1 6-10.05 13-17.05 resh.edu.ru›Пр едметы Общее количество часов по программе 34 resh.edu.ru›Пр едметы УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА Учебное пособие "Русский родной язык" автор О.М. Александрова, Москва «Просвещение», 2020 предназначено для сопровождения и поддержки основного курса «Родное слово» в 1- 3 классах МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ Русский родной язык. 1 класс : методическое пособие / [О. М. Александрова, М. И. Кузнецова, Л. В. Петленко др.] URL: http://uchlit.com.Русский родной язык. 2 класс. Поурочные разработки К УМК О.М. Александровой и др. ФГОС Подробнее: Ирина Яценко: Русский родной язык. 2 класс. Поурочные разработки. К УМК О.М. Александровой и др. Подробнее: https://www.labirint.ru/books/758271/ Русский родной язык. 3 класс. Поурочные разработки К УМК О.М. Александровой и др. ФГОС Подробнее: https://www.labirint.ru/books/769107/Автор: Ситникова Татьяна Николаевна Издательство: Вако, 2022 г. resh.edu.ru›Предметы resh.edu.ru›Предметы