Annotatsia_k_AOOP_ZPR_NOO

Аннотация
к адаптированной основной общеобразовательной программе
начального общего образования для обучающихся с задержкой
психического развития (вариант 7.1, 7.2) МБОУ «СОШ№5»
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального
общего образования обучающихся с задержкой психического развития МБОУ
СОШ № 5 (далее АООП НОО (вариант 7.1,7.2)) – это образовательная
программа, адаптированная для обучения данной категории обучающихся с
учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных
возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и
социальную адаптацию.
АООП НОО для обучающихся с задержкой психического развития
разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»
от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к
условиям обучения и организации обучения в общеобразовательных
учреждениях», утверждены постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (с изм. от
29.06.2011, 25.12.2013, 24.11.2015);
СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к
условиям и организации обучения и воспитания в организациях,
осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным
основным образовательным программам для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья», утверждены постановлением
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
10.07.2015 № 26;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования (далее – ФГОС НОО), утверждён приказом
Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 № 373 (с изм. от
26.10.2010, 22.09.2011, 18.12.2012, 29.12.2014, 18.05.2015, 31.12.2015);
ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья,
утверждён приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014г. № 1598;
Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа
начального общего образования обучающихся с задержкой психического
развития; Устав МБОУ СОШ № 5 (далее – Школа).
Цель реализации АООП НОО (вариант 7.1, 7.2) ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ВЫПОЛНЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС НОО обучающихся с ограниченными

возможностями здоровья (далее ОВЗ) ПОСРЕДСТВОМ СОЗДАНИЯ
УСЛОВИЙ ДЛЯ Максимального удовлетворения особых образовательных
потребностей обучающихся с задержкой психического развития (далее – ЗПР),
обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.
Достижение поставленной цели ПРИ РАЗРАБОТКЕ И РЕАЛИЗАЦИИ
АООП НОО (вариант 7.1, 7.2) предусматривает решение следующих основных
задач:
формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее
развитие личности обучающихся с ЗПР (нравственное, эстетическое,
социально-личностное, интеллектуальное, физическое) в соответствии с
принятыми в семье и обществе нравственными и социокультурными
ценностями; овладение учебной деятельностью сохранение и укрепление
здоровья обучающихся;
достижение планируемых результатов освоения АООП НОО (вариант
7.2) с учетом их особых образовательных потребностей, а также
индивидуальных особенностей и возможностей;
создание благоприятных условий для удовлетворения особых
образовательных потребностей, обучающихся с ЗПР;
минимизация негативного влияния особенностей познавательной
деятельности обучающихся с ЗПР для освоения ими АООП НОО (вариант
7.2);
обеспечение доступности получения начального общего образования;
обеспечение преемственности начального общего и основного общего
образования;
использование
в
образовательном
процессе
современных
образовательных технологий деятельностного типа;
выявление и развитие возможностей и способностей обучающихся с ЗПР,
через организацию их общественно полезной деятельности, проведения
спортивнооздоровительной работы, организацию художественного
творчества и др., с использованием системы клубов, секций, студий и
кружков (включая организационные формы на основе сетевого
взаимодействия), проведении спортивных, творческих и др.
соревнований;
участие педагогических работников, обучающихся, их родителей
(законных представителей) и общественности в проектировании и
развитии внутришкольной социальной среды.
В основу разработки и реализации АООП НОО обучающихся с ЗПР
заложены дифференцированный и деятельностный подходы.

Дифференцированный подход предполагает учет их особых
образовательных потребностей, которые проявляются в неоднородности по
возможностям освоения содержания образования. Это обусловливает
необходимость создания и реализации разных вариантов АООП НОО
обучающихся с ЗПР, в том числе и на основе индивидуального учебного плана.
Применение дифференцированного подхода к созданию и реализации АООП
НОО обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя обучающимся с
ЗПР возможность реализовать индивидуальный потенциал развития.
Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что
развитие личности обучающихся с ЗПР младшего школьного возраста
определяется характером организации доступной им деятельности
(предметно-практической и учебной). Основным средством реализации
деятельностного подхода в образовании является обучение как процесс
организации познавательной и предметно практической деятельности
обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержанием образования.
В контексте разработки АООП НОО обучающихся с ЗПР реализация
деятельностного подхода обеспечивает:
• придание результатам образования социально и личностно-значимого
характера;
• прочное усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной
деятельности и поведения, возможность их самостоятельного
продвижения в изучаемых образовательных областях;
• существенное повышение мотивации и интереса к учению,
приобретению нового опыта деятельности и поведения;
• обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на
основе формирования универсальных учебных действий, которые
обеспечивают не только успешное усвоение ими системы научных
знаний, умений и навыков (академических результатов), позволяющих
продолжить образование на следующей ступени, но и жизненной
компетенции, составляющей основу социальной успешности.
В основу формирования АООП НОО обучающихся с ЗПР положены
следующие принципы:
• принципы государственной политики РФ в области образования
(гуманистический характер образования, единство образовательного
пространства на территории Российской Федерации, светский характер
образования, общедоступность образования, адаптивность системы
образования к уровням и особенностям развития и подготовки
обучающихся и воспитанников и др.);

•
•
•

•

•

•

•

•

принцип учета типологических и индивидуальных образовательных
потребностей обучающихся;
принцип коррекционной направленности образовательного процесса;
принцип развивающей направленности образовательного процесса,
ориентирующий его на развитие личности обучающегося и расширение
его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных
потребностей; онтогенетический принцип;
принцип преемственности, предполагающий при проектировании
АООП НОО ориентировку на программу основного общего
образования,
что
обеспечивает
непрерывность
образования
обучающихся с задержкой психического развития;
принцип целостности содержания образования, поскольку в основу
структуры содержания образования положено не понятие предмета, а «образовательной области»;
принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает
возможность овладения обучающимися с ЗПР всеми видами доступной
им предметно-практической деятельности, способами и приемами
познавательной
и
учебной
деятельности,
коммуникативной
деятельности и нормативным поведением;
принцип переноса усвоенных знаний, умений, и навыков и отношений,
сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные
ситуации, что обеспечит готовность обучающегося к самостоятельной
ориентировке и активной деятельности в реальном мире;
принцип сотрудничества с семьей.

Общая характеристика АООП НОО (вариант 7.2)
АООП НОО (вариант 7.2) разработана в соответствии с требованиями
ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ к структуре, адаптированной основной
общеобразовательной программы, условиям ее реализации и результатам
освоения.
Вариант 7.2 предполагает, что обучающийся с ЗПР получает
образование, сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения
обучения с образованием обучающихся, не имеющих ограничений по
возможностям здоровья, в пролонгированные сроки обучения. АООП НОО
(вариант
7.2)
представляет
собой
образовательную
программу,
адаптированную для обучения обучающихся с ЗПР с учетом особенностей их
психофизического
развития,
индивидуальных
возможностей,
обеспечивающую коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.

АООП НОО (вариант 7.2) предполагает адаптацию требований к структуре
АООП НОО, условиям ее реализации и результатам освоения.
АООП НОО (вариант 7.2) предполагает обеспечение коррекционной
направленности всей образовательной деятельности при ее особой
организации:
пролонгированные
сроки
обучения,
проведение
индивидуальных
и
групповых
коррекционных
занятий,
особое
структурирование содержания обучения на основе усиления внимания к
формированию социальной компетенции.
Сроки получения начального общего образования обучающимися с ЗПР
пролонгируются с учетом психофизиологических возможностей и
индивидуальных особенностей развития данной категории обучающихся и
составляют 5 лет.
Реализация АООП НОО (вариант 7.2) предполагает, что обучающийся с
ЗПР получает образование сопоставимое по итоговым достижениям к моменту
завершения школьного обучения с образованием сверстников без ограничений
здоровья, но в более пролонгированные календарные сроки, которые
определяются Стандартом. «Сопоставимость» заключается в том, что объем
знаний и умений по основным предметам сокращается несущественно за счет
устранения избыточных по отношению к основному содержанию требований.
АООП НОО (вариант 7.2) может быть реализована в разных формах: как
совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах.
Школа обеспечивает требуемые для данного варианта и категории
обучающихся условия обучения и воспитания.
Определение варианта АООП НОО обучающегося с ЗПР
осуществляется на основе рекомендаций ТПМПК, сформулированных по
результатам
его
комплексного
психологомедико-педагогического
обследования, в порядке, установленном законодательством Российской
Федерации.
В процессе всего школьного обучения сохраняется возможность
перехода обучающегося с одного варианта программы на другой (основанием
для этого является заключение ТПМПК). Перевод обучающегося с ЗПР с
одного варианта АООП НОО на другой осуществляется на основании
комплексной оценки личностных, метапредметных и предметных результатов
по рекомендации П(М)Пк и с согласия родителей (законных представителей).
Неспособность обучающегося с ЗПР полноценно освоить отдельный
предмет в структуре АООП НОО (вариант 7.2) не должна служить
препятствием для выбора или продолжения освоения варианта АООП НОО
(вариант 7.2), поскольку у данной категории обучающихся может быть
специфическое расстройство чтения, письма, арифметических навыков
(дислексия, дисграфия, дискалькулия), а так же выраженные нарушения

внимания и работоспособности, нарушения со стороны двигательной сферы,
препятствующие освоению программы в полном объеме. При возникновении
трудностей в освоении обучающимся с ЗПР содержания АООП НОО (вариант
7.2) специалисты, осуществляющие его психолого-педагогическое
сопровождение, дополняют структуру Программы коррекционной работы
соответствующим направлением работы.
В случае появления стойких затруднений в ходе обучения и/или
взаимодействия со сверстниками обучающийся с ЗПР направляется на
комплексное обследование в ТПМПК с целью выработки рекомендаций
родителям и специалистам по его дальнейшему обучению и необходимости
перевода на обучение по индивидуальному учебному плану с учетом его
особенностей и образовательных потребностей.
Общий подход к оценке знаний и умений, составляющих предметные
результаты освоения АООП НОО (вариант 7.2), сохраняются в его
традиционном виде. При этом, обучающийся с ЗПР имеет право на
прохождение текущей, промежуточной и государственной итоговой
аттестации в иных формах, что может потребовать внесения изменений в их
процедуру в соответствии с особыми образовательными потребностями
обучающихся с ЗПР и связанными с ними объективными трудностями.
Текущая, промежуточная и итоговая аттестация на уровне начального общего
образования проводится с учетом возможных специфических трудностей
ребенка с ЗПР в овладении письмом, чтением или счетом. Вывод об
успешности овладения содержанием образовательной программы делается на
основании положительной индивидуальной динамики.
Обучающиеся, не ликвидировавшие в установленные сроки
академической задолженности с момента её образования, по усмотрению их
родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение,
переводятся на обучение по другому варианту АООП НОО в соответствии с
рекомендациями ТПМПК, либо на обучение по индивидуальному учебному
плану.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».