Annotatsia_k_AOOP_ZPR_NOO

Аннотация
к адаптированной основной общеобразовательной программе
начального общего образования для обучающихся с задержкой
психического развития (вариант 7.1, 7.2) МБОУ «СОШ№5»
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального
общего образования обучающихся с задержкой психического развития МБОУ
СОШ № 5 (далее АООП НОО (вариант 7.1,7.2)) – это образовательная
программа, адаптированная для обучения данной категории обучающихся с
учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных
возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и
социальную адаптацию.
АООП НОО для обучающихся с задержкой психического развития
разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»
от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к
условиям обучения и организации обучения в общеобразовательных
учреждениях», утверждены постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (с изм. от
29.06.2011, 25.12.2013, 24.11.2015);
СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к
условиям и организации обучения и воспитания в организациях,
осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным
основным образовательным программам для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья», утверждены постановлением
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
10.07.2015 № 26;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования (далее – ФГОС НОО), утверждён приказом
Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 № 373 (с изм. от
26.10.2010, 22.09.2011, 18.12.2012, 29.12.2014, 18.05.2015, 31.12.2015);
ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья,
утверждён приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014г. № 1598;
Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа
начального общего образования обучающихся с задержкой психического
развития; Устав МБОУ СОШ № 5 (далее – Школа).
Цель реализации АООП НОО (вариант 7.1, 7.2) ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ВЫПОЛНЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС НОО обучающихся с ограниченными

возможностями здоровья (далее ОВЗ) ПОСРЕДСТВОМ СОЗДАНИЯ
УСЛОВИЙ ДЛЯ Максимального удовлетворения особых образовательных
потребностей обучающихся с задержкой психического развития (далее – ЗПР),
обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.
Достижение поставленной цели ПРИ РАЗРАБОТКЕ И РЕАЛИЗАЦИИ
АООП НОО (вариант 7.1, 7.2) предусматривает решение следующих основных
задач:
формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее
развитие личности обучающихся с ЗПР (нравственное, эстетическое,
социально-личностное, интеллектуальное, физическое) в соответствии с
принятыми в семье и обществе нравственными и социокультурными
ценностями; овладение учебной деятельностью сохранение и укрепление
здоровья обучающихся;
достижение планируемых результатов освоения АООП НОО (вариант
7.2) с учетом их особых образовательных потребностей, а также
индивидуальных особенностей и возможностей;
создание благоприятных условий для удовлетворения особых
образовательных потребностей, обучающихся с ЗПР;
минимизация негативного влияния особенностей познавательной
деятельности обучающихся с ЗПР для освоения ими АООП НОО (вариант
7.2);
обеспечение доступности получения начального общего образования;
обеспечение преемственности начального общего и основного общего
образования;
использование
в
образовательном
процессе
современных
образовательных технологий деятельностного типа;
выявление и развитие возможностей и способностей обучающихся с ЗПР,
через организацию их общественно полезной деятельности, проведения
спортивнооздоровительной работы, организацию художественного
творчества и др., с использованием системы клубов, секций, студий и
кружков (включая организационные формы на основе сетевого
взаимодействия), проведении спортивных, творческих и др.
соревнований;
участие педагогических работников, обучающихся, их родителей
(законных представителей) и общественности в проектировании и
развитии внутришкольной социальной среды.
В основу разработки и реализации АООП НОО обучающихся с ЗПР
заложены дифференцированный и деятельностный подходы.

Дифференцированный подход предполагает учет их особых
образовательных потребностей, которые проявляются в неоднородности по
возможностям освоения содержания образования. Это обусловливает
необходимость создания и реализации разных вариантов АООП НОО
обучающихся с ЗПР, в том числе и на основе индивидуального учебного плана.
Применение дифференцированного подхода к созданию и реализации АООП
НОО обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя обучающимся с
ЗПР возможность реализовать индивидуальный потенциал развития.
Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что
развитие личности обучающихся с ЗПР младшего школьного возраста
определяется характером организации доступной им деятельности
(предметно-практической и учебной). Основным средством реализации
деятельностного подхода в образовании является обучение как процесс
организации познавательной и предметно практической деятельности
обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержанием образования.
В контексте разработки АООП НОО обучающихся с ЗПР реализация
деятельностного подхода обеспечивает:
• придание результатам образования социально и личностно-значимого
характера;
• прочное усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной
деятельности и поведения, возможность их самостоятельного
продвижения в изучаемых образовательных областях;
• существенное повышение мотивации и интереса к учению,
приобретению нового опыта деятельности и поведения;
• обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на
основе формирования универсальных учебных действий, которые
обеспечивают не только успешное усвоение ими системы научных
знаний, умений и навыков (академических результатов), позволяющих
продолжить образование на следующей ступени, но и жизненной
компетенции, составляющей основу социальной успешности.
В основу формирования АООП НОО обучающихся с ЗПР положены
следующие принципы:
• принципы государственной политики РФ в области образования
(гуманистический характер образования, единство образовательного
пространства на территории Российской Федерации, светский характер
образования, общедоступность образования, адаптивность системы
образования к уровням и особенностям развития и подготовки
обучающихся и воспитанников и др.);

•
•
•

•

•

•

•

•

принцип учета типологических и индивидуальных образовательных
потребностей обучающихся;
принцип коррекционной направленности образовательного процесса;
принцип развивающей направленности образовательного процесса,
ориентирующий его на развитие личности обучающегося и расширение
его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных
потребностей; онтогенетический принцип;
принцип преемственности, предполагающий при проектировании
АООП НОО ориентировку на программу основного общего
образования,
что
обеспечивает
непрерывность
образования
обучающихся с задержкой психического развития;
принцип целостности содержания образования, поскольку в основу
структуры содержания образования положено не понятие предмета, а «образовательной области»;
принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает
возможность овладения обучающимися с ЗПР всеми видами доступной
им предметно-практической деятельности, способами и приемами
познавательной
и
учебной
деятельности,
коммуникативной
деятельности и нормативным поведением;
принцип переноса усвоенных знаний, умений, и навыков и отношений,
сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные
ситуации, что обеспечит готовность обучающегося к самостоятельной
ориентировке и активной деятельности в реальном мире;
принцип сотрудничества с семьей.

Общая характеристика АООП НОО (вариант 7.2)
АООП НОО (вариант 7.2) разработана в соответствии с требованиями
ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ к структуре, адаптированной основной
общеобразовательной программы, условиям ее реализации и результатам
освоения.
Вариант 7.2 предполагает, что обучающийся с ЗПР получает
образование, сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения
обучения с образованием обучающихся, не имеющих ограничений по
возможностям здоровья, в пролонгированные сроки обучения. АООП НОО
(вариант
7.2)
представляет
собой
образовательную
программу,
адаптированную для обучения обучающихся с ЗПР с учетом особенностей их
психофизического
развития,
индивидуальных
возможностей,
обеспечивающую коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.

АООП НОО (вариант 7.2) предполагает адаптацию требований к структуре
АООП НОО, условиям ее реализации и результатам освоения.
АООП НОО (вариант 7.2) предполагает обеспечение коррекционной
направленности всей образовательной деятельности при ее особой
организации:
пролонгированные
сроки
обучения,
проведение
индивидуальных
и
групповых
коррекционных
занятий,
особое
структурирование содержания обучения на основе усиления внимания к
формированию социальной компетенции.
Сроки получения начального общего образования обучающимися с ЗПР
пролонгируются с учетом психофизиологических возможностей и
индивидуальных особенностей развития данной категории обучающихся и
составляют 5 лет.
Реализация АООП НОО (вариант 7.2) предполагает, что обучающийся с
ЗПР получает образование сопоставимое по итоговым достижениям к моменту
завершения школьного обучения с образованием сверстников без ограничений
здоровья, но в более пролонгированные календарные сроки, которые
определяются Стандартом. «Сопоставимость» заключается в том, что объем
знаний и умений по основным предметам сокращается несущественно за счет
устранения избыточных по отношению к основному содержанию требований.
АООП НОО (вариант 7.2) может быть реализована в разных формах: как
совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах.
Школа обеспечивает требуемые для данного варианта и категории
обучающихся условия обучения и воспитания.
Определение варианта АООП НОО обучающегося с ЗПР
осуществляется на основе рекомендаций ТПМПК, сформулированных по
результатам
его
комплексного
психологомедико-педагогического
обследования, в порядке, установленном законодательством Российской
Федерации.
В процессе всего школьного обучения сохраняется возможность
перехода обучающегося с одного варианта программы на другой (основанием
для этого является заключение ТПМПК). Перевод обучающегося с ЗПР с
одного варианта АООП НОО на другой осуществляется на основании
комплексной оценки личностных, метапредметных и предметных результатов
по рекомендации П(М)Пк и с согласия родителей (законных представителей).
Неспособность обучающегося с ЗПР полноценно освоить отдельный
предмет в структуре АООП НОО (вариант 7.2) не должна служить
препятствием для выбора или продолжения освоения варианта АООП НОО
(вариант 7.2), поскольку у данной категории обучающихся может быть
специфическое расстройство чтения, письма, арифметических навыков
(дислексия, дисграфия, дискалькулия), а так же выраженные нарушения

внимания и работоспособности, нарушения со стороны двигательной сферы,
препятствующие освоению программы в полном объеме. При возникновении
трудностей в освоении обучающимся с ЗПР содержания АООП НОО (вариант
7.2) специалисты, осуществляющие его психолого-педагогическое
сопровождение, дополняют структуру Программы коррекционной работы
соответствующим направлением работы.
В случае появления стойких затруднений в ходе обучения и/или
взаимодействия со сверстниками обучающийся с ЗПР направляется на
комплексное обследование в ТПМПК с целью выработки рекомендаций
родителям и специалистам по его дальнейшему обучению и необходимости
перевода на обучение по индивидуальному учебному плану с учетом его
особенностей и образовательных потребностей.
Общий подход к оценке знаний и умений, составляющих предметные
результаты освоения АООП НОО (вариант 7.2), сохраняются в его
традиционном виде. При этом, обучающийся с ЗПР имеет право на
прохождение текущей, промежуточной и государственной итоговой
аттестации в иных формах, что может потребовать внесения изменений в их
процедуру в соответствии с особыми образовательными потребностями
обучающихся с ЗПР и связанными с ними объективными трудностями.
Текущая, промежуточная и итоговая аттестация на уровне начального общего
образования проводится с учетом возможных специфических трудностей
ребенка с ЗПР в овладении письмом, чтением или счетом. Вывод об
успешности овладения содержанием образовательной программы делается на
основании положительной индивидуальной динамики.
Обучающиеся, не ликвидировавшие в установленные сроки
академической задолженности с момента её образования, по усмотрению их
родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение,
переводятся на обучение по другому варианту АООП НОО в соответствии с
рекомендациями ТПМПК, либо на обучение по индивидуальному учебному
плану.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».