Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе действующей программы по английскому языку (Сафонова В.В. Программы для общеобразовательных учреждений. Английский язык. Школа с углубленным изучением иностранных языков II – XI классы с учетом «Программы общеобразовательных учреждений. Английский язык. II – XI классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений и школ с углубленным изучением английского языка. Разработчики программы – Афанасьева О.В. , Михеева И.В. , Языкова Н.В.», а так же в соответствии с: - Законом РФ от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» - Законом РФ от 24.07.1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» - Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (СП 2.4.3648-20) - Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. № 2 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» ( СанПиН 1.2.3685-21) - Приказ Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021 г. № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» - Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования (утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 г. № 413, зарегистрированного Минюстом России 7.06.2012г., per. № 24480) - Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №1576 и №1577 от 31.12.2015 г. «Об изменениях, внесенных во ФГОС начального общего и основного общего образования» - Приказом Министерства образования и науки РФ от 29 июня 2017 г. № 613 “О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413” - Письмом Министерства образования и науки РФ от 28 октября 2015 года №08 – 1786 «О рабочих программах учебных предметов» - Уставом Учреждения - Программой развития Учреждения - Основной образовательной программой СОО - Положением о внутренней системе оценки качества образования -Положением об осуществлении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся -Положением о ведении электронного журнала и дневника «Электронной Пермской образовательной системы» Программа предназначена для обучающихся 10-11 классов с изучением английского языка на профильном уровне. В соответствии с федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений и учебным планом на изучение английского языка отводится 414 часов, по 6 часов в неделю в 10 классе (210 часов в год) и в 11 классе (204 часа в год). Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по темам курса и рекомендует последовательность изучения тем и языкового материала с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся, межпредметных и внутрипредметных связей. Личностно-ориентированный подход, ставящий в центр учебно-воспитательного процесса личность ученика, учет его способностей, возможностей и склонностей, предполагает особый акцент на социокультурной составляющей иноязычной коммуникативной компетенции. Это должно обеспечить культуроведческую направленность обучения, приобщение школьников к культуре страны/стран изучаемого языка, лучшее осознание культуры своей собственной страны, умение ее представить средствами иностранного языка, включение школьников в диалог культур. Рабочая программа полностью отвечает требованиям времени, обеспечивает формирование личностных, метапредметных и предметных компетенций, предопределяющих дальнейшее успешное обучение в основной школе. Программа соответствует стратегической линии развития общего образования в России. Данная рабочая программа включает в себя: - пояснительную записку - планируемые результаты освоения учебного предмета - основное содержание учебного предмета, курса - тематическое планирование - список используемой учебно-методической литературы. Цели курса В процессе изучения английского языка реализуются следующие цели: дальнейшее развитие иноязычной коммуникативной компетенции (речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной): речевая компетенция совершенствование коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме); языковая компетенция систематизация ранее изученного материала, овладение новыми языковыми средствами в соответствии с отобранными темами и сферами общения: увеличение объёма используемых лексических единиц; развитие навыка оперирования языковыми единицами в коммуникативных целях; социокультурная компетенция увеличение объёма знаний о социокультурной специфике страны/стран изучаемого языка совершенствование умений строить своё речевое и неречевое поведение адекватно этой специфике формирование умений выделять общее и специфическое в культуре родной страны и страны изучаемого языка; компенсаторная компетенция дальнейшее развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче иноязычной информации; учебно-познавательная компетенция развитие общих и специальных учебных умений, позволяющих совершенствовать учебную деятельность по овладению иностранным языком, удовлетворять с его помощью познавательные интересы в других областях знаний; развитие и воспитание способности и готовности к самостоятельному и непрерывному изучению иностранного языка, дальнейшему самообразованию с его помощью, использованию иностранного языка в других областях знаний; способности к самооценке через наблюдение за собственной речью на родном и иностранном языках, личностному самоопределению обучающихся в отношении их будущей профессии; социальная адаптация обучающихся, формирование качеств гражданина и патриота. развитие и воспитание способности к личностному и профессиональному самоопределению, социальной адаптации; формирование активной жизненной позиция гражданина и патриота, а также субъекта межкультурного взаимодействия; развитие таких личностных качеств, как культура общения, умение работать в сотрудничестве, в том числе в процессе межкультурного общения; развитие способности и готовности к самостоятельному изучению иностранного языка, к дальнейшему самообразованию с его помощью в разных областях знания; приобретение опыта творческой деятельности, опыта проектно-исследовательской работы с использованием изучаемого языка, в том числе в русле выбранного профиля. Основные задачи обучения иноязычному общению на английском языке на уровне среднего общего образования: - развитие коммуникативной культуры и социокультурной образованности школьников, позволяющих участвовать в межкультурном общении на АЯ в социально – бытовой , социокультурной и учебно – профессиональной сферах; - развитие общекультурных умений собирать, систематизировать и обрабатывать различные виды культуроведческой информации, интерпретировать и использовать её при решении коммуникативных, коммуникативно – познавательных и познавательно – поисковых задач; - обучение основам этики дискуссионного общения на АЯ при обсуждении культуры, стилей и образа жизни людей в англоязычных странах, России и других европейских странах; - углубление филологических знаний школьников о вариативности АЯ и особенностях его функционирования в англоязычных и других странах мира, об особенностях построения письменных и устных текстов, предназначенных для формального или неформального общения в социально – бытовой, социокультурной и учебно–профессиональной сферах; - обучение школьников основам самооценки уровня сформированности языковой, речевой и социокультурной компетенции и развитие потребности в языковом самообразовании; - ознакомление школьников с международными требованиями к уровню владения АЯ как иностранным. Особенности программы Отличительным признаком программы является индивидуальная профилизация обучающегося, освоение языка по индивидуальному учебному плану, развитие способности и готовности старшеклассников к самостоятельному изучению иностранного языка, к дальнейшему самообразованию с его помощью в других областях знания; опыта проектно-исследовательской работы с использованием изучаемого языка. Процесс иноязычного образования - опирается на осознаваемые цели всех участников как субъектов процесса изучения иностранным языкам, формирует новые потребности ее участников; - обеспечивает индивидуальные схемы изучения языков через организацию различных форм индивидуального и группового обучения ; - предусматривает включение в качестве образовательного материала ситуаций городского, регионального, федерального и мирового уровней. Принцип индивидуализации реализуется через особую организацию всего процесса обучения: - обучение по индивидуальным учебным планам в рамках выбранного профиля; - выбор профиля и индивидуальных средств и методов изучения языка в рамках выбранного профиля; - в ходе обучения обучающиеся ориентированы на создание личностного учебного или образовательного продукта. Деятельностный подход к обучению выражается в том, что - обучающий включается в продуктивные виды учебной деятельности: осваивает способы самостоятельного изучения языка и культуры, приобретает личностно значимый опыт социально-коммуникативной деятельности в рамках выбранного профиля, создает учебный и образовательный продукт; - включается в проектную и исследовательскую деятельности на языке по теме своего профиля - обучающийся сам осуществляет оценку исходного уровня владения языком, определяет свои потребности относительно выбранного профиля, ставит перед собой задачу, планирует и выбирает средства реализации задач. Особое место в Программе углубленного изучения языка занимает формирование у обучающегося экзистенциального компонента образовательной компетентности, т.е. ценностного отношения к овладению языком, стремления к самопознанию своих возможностей в области АЯ и успешному действию, коммуникативное владение средствами выражения эмоциональных, волевых и интеллектуальных отношений и действий. В соответствии с требованиями стандартов очень большое место в УМК Х– XI уделяется развитию социокультурной компетенции. При этом через учебные материалы обучающиеся приобщаются к культуре и традициям стран изучаемого языка (Великобритани, США) и имеют возможность сопоставить эти феномены с аналогичными явлениями в своей родной стране. В УМК также предлагаются на изучение и обсуждение проблемы, имеющие универсальную значимость. К таковым можно отнести эстетические и философские проблемы, а также вопросы, связанные с музыкальным воспитанием, архитектурой, экологией. УМК Х– XI также нацелен на развитие умений выходить из создавшегося положения при передаче и получении информации в тех случаях, когда обучающиеся испытывают нехватку языковых средств, и таким образом, предлагает задания на развитие компенсаторной компетенции. В УМК Х– XI происходит дальнейшее развитие общих и специальных учебных умений. Обучающихся вовлекаются в самостоятельное изучение АЯ, культуры англоязычных и иных стран мира. При выполнении проектных заданий, предлагаемых в УМК, у обучающихся развивается учебно-познавательная компетенция, они учатся проводить более глубокое наблюдение фактов английского языка и их сопоставление с родным языком. УМК Х – ХI строятся на принципах коммуникативной направленности всего процесса обучения, дифференцированного и интегрированного обучения всем аспектам языка и видам речевой деятельности, сознательности и активности обучающихся в овладении материалом, использовании всех видов наглядности. Программа реализует следующие основные функции: - информационно-методическую; - организационно-планирующую; - контролирующую. Информационно-методическая функция позволяет всем участникам учебновоспитательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии образования, воспитания и развития школьников средствами учебного предмета, о специфике каждого этапа обучения. Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, определение количественных и качественных характеристик учебного материала и уровня подготовки обучающихся по иностранному языку на каждом этапе. Контролирующая функция заключается в том, что программа, задавая требования к содержанию речи, коммуникативным умениям, к отбору языкового материала и к уровню обученности школьников на каждом этапе обучения, может служить основой для сравнения полученных в ходе контроля результатов. В рабочую программу добавлены тесты для подготовки к ЕГЭ по всем видам речевой деятельности: аудированию, чтению, говорению и письму, а так же лексико-грамматические тесты для приобретения языковой грамотности; выделены часы для подготовки к сдаче экзамена в формате ЕГЭ. В данной программе применяется ряд личностно-ориентированных технологий, которые можно рассматривать как продуктивные, обеспечивающие самоопределение и самореализацию обучающегося как языковой личности в процессе овладения ИЯ: - Технология интерактивного обучения ( обучение во взаимодействии) основана на использовании различных методических стратегий и приемов моделирования ситуаций реального общения и организации взаимодействия обучающихся в группе ( в парах, малых группах) с целью совместного решения коммуникативных задач. - Проблемно-поисковая технология предполагает создание в учебном процессе таких речевых ситуаций, в которых обучающемуся самому необходимо решать проблемно-поисковые задачи с целью освоения и использования изучаемого языка, интерпретации содержания текстов и создания собственных речевых произведений проблемного, творческого характера, что позволяет максимально реализовать личностный потенциал обучающегося (участие в творческих олимпиадах, создание письменных текстов). - Игровая технология включает такие методические приемы, которые используют элементы игры или полностью организуют учебный процесс в форме языковых, ролевых игр, драматизации, разыгрывании ролевых ситуаций. При этом обучающемуся придается определенный социально-ролевой статус, что призвано обеспечить личностную вовлеченность обучающегося, в т.ч. эмоциональную и эмпатическую, и тем самым повысить мотивацию овладения языком. - Сценарно-контекстная технология основана на принципах делового общения и воспроизведения в учебном процессе аутентичных ситуаций делового общения (например, интервью, дискуссия, школьные деловые ситуации) При этом обучающийся поставлен в условия самостоятельного принятия решений и использования языка как средства решения деловой ситуации, что обеспечивает персонализацию учебных действий обучающегося и позволяет максимально приблизить учебный процесс к реально-жизненным ситуациям, развивает в процессе овладения АЯ экзистенциональную компетенцию. - Проектная технология основана на индивидуальном или совместном выполнении обучающимися проектных заданий различного характера, связанных с изучением языка и культуры и функциональным использованием языка; метод проектов создает наиболее благоприятную образовательную ситуацию для овладения и продуктивного использования языка в процессе конструирования обучающимися личностного образовательного продукта, что обеспечивает формирование у обучающегося способности к автономной и креативной учебной деятельности и способности к активному взаимодействию с другими субъектами образовательного процесса. С учётом целевых приоритетов Программы воспитания (модуль «Школьный урок»), реализация воспитательного потенциала и возможностей школьного урока предполагает следующее: Виды деятельности: проектная деятельность, проблемно-ценностное общение и т. д. Формы деятельности: конференции, семинары, проблемная лекция, индивидуальные учебные проекты и т. д. Содержание воспитательного потенциала урока: воспитательный потенциал урока определён концепцией учебного предмета или воспитательной задачей по предмету. Развитие функциональной грамотности в 4 направлениях: - развитие креативности - обучение в сотрудничестве - обучение навыков решения проблем - формирующее оценивание Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса Личностные результаты Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя: - ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы; - готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; - готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны; - готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью; - принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью; - неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков. Личностные результаты в сфере отношения учащихся к России как к Родине (Отечеству): - российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историкокультурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите; - уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам(герб, флаг, гимн); - формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения; - воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации; Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу: - гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни; - признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность; - мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; - интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к договорному регулированию отношений в группе или социальной организации; - готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности; - приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям; - готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми: - нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; - принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению; - способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь; - формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия); - развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности. Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре: - мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества; - готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; - экологическая культура, бережное отношение к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта экологонаправленной деятельности; - эстетическое отношение к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта. Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к семье и родителям, в том числе подготовке к семейной жизни: - ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни; - положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация традиционных семейных ценностей. Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений: - уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности; - осознанный выбор будущей профессии как пути и способа реализации собственных жизненных планов; - готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; - потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности; - готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей. Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и академического благополучия обучающихся: - физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности Метапредметные результаты: Метапредметные планируемые результаты освоения основной образовательной программы представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные универсальные учебные действия Выпускник научится: - самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; - оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали; - ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; - оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели; - выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты; - организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели; - сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью. Познавательные универсальные учебные действия. Выпускник научится: - искать и находить обобщённые способы решения задач, в том числе осуществлять развёрнутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи; - критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках; - использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках; - находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития; - выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия; - выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения; - менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности. Коммуникативные универсальные учебные действия Выпускник научится: - осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за её пределами), подбирать партнёров для деловой коммуникации, исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий; - при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т. д.); - координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; - развёрнуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств; - распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений. Предметные результаты Предметные планируемые результаты состоят в достижении коммуникативной компетенции в иностранном языке на уровне, превышающем пороговый, позволяющем общаться как с носителями иностранного языка, так и с представителями других стран, использующими данный язык как средство общения. Коммуникативные умения Говорение, диалогическая речь Выпускник на углублённом уровне научится: - кратко комментировать точку зрения другого человека; -проводить подготовленное интервью, проверяя и получая подтверждение какой-либо информации; -обмениваться информацией, проверять и подтверждать собранную фактическую информацию; выражать различные чувства (радость, удивление, грусть, заинтересованность, безразличие), используя лексико-грамматические средства языка. Выпускник на углублённом уровне получит возможность научиться: - бегло говорить на разнообразные темы, чётко обозначая взаимосвязь идей; - без подготовки вести диалог/полилог в рамках ситуаций официального и неофициального общения; - аргументировано отвечать на ряд доводов собеседника. Говорение, монологическая речь Выпускник на углублённом уровне научится: - резюмировать прослушанный/прочитанный текст; - обобщать информацию на основе прочитанного/прослушанного текста; -формулировать вопрос или проблему, объясняя причины, высказывая предположения о возможных последствиях; - высказывать свою точку зрения по широкому спектру тем, поддерживая её аргументами и пояснениями; - комментировать точку зрения собеседника, приводя аргументы за и против; -строить устное высказывание на основе нескольких прочитанных и/или прослушанных текстов, передавая их содержание, сравнивая их и делая выводы. Выпускник на углублённом уровне получит возможность научиться: -высказываться по широкому кругу вопросов, углубляясь в подтемы и заканчивая соответствующим выводом; -пояснять свою точку зрения по актуальному вопросу, указывая на плюсы и минусы различных позиций; -делать ясный, логично выстроенный доклад, выделяя важные элементы. Аудирование Выпускник на углублённом уровне научится: -полно и точно воспринимать информацию в распространённых коммуникативных ситуациях; -обобщать прослушанную информацию и выявлять факты в соответствии с поставленной задачей/вопросом; -детально понимать несложные аудио- и видеотексты монологического и диалогического характера с чётким нормативным произношением в ситуациях повседневного общения. Выпускник на углублённом уровне получит возможность научиться: - следить за ходом длинного доклада или сложной системы доказательств; - понимать разговорную речь в пределах литературной нормы, в том числе вне изученной тематики. Чтение Выпускник на углублённом уровне научится: - читать и понимать несложные аутентичные тексты различных стилей и жанров и отвечать на ряд уточняющих вопросов; - использовать изучающее чтение в целях полного понимания информации; - отбирать значимую информацию в тексте/ряде текстов. Выпускник на углублённом уровне получит возможность научиться: -детально понимать сложные тексты, включающие средства художественной выразительности; -определять временную и причинно-следственную взаимосвязь событий; -прогнозировать развитие/результат излагаемых фактов/событий; -определять замысел автора. Письмо Выпускник на углублённом уровне научится: -писать краткий отзыв на фильм, книгу или пьесу; -описывать явления, события, излагать факты, выражая свои суждения и чувства; расспрашивать о новостях и излагать их в электронном письме личного характера; -делать выписки из иноязычного текста; -выражать письменно своё мнение по поводу фактической информации в рамках изученной тематики; -строить письменное высказывание на основе нескольких прочитанных и/или прослушанных текстов, передавая их содержание и делая выводы. Выпускник на углублённом уровне получит возможность научиться: -описывать явления, события; излагать факты в письме делового характера; -составлять письменные материалы, необходимые для презентации проектной и/или исследовательской деятельности. Языковые навыки Фонетическая сторона речи Выпускник на углублённом уровне научится: -произносить звуки английского языка чётко, не допуская ярко выраженного акцента; -чётко и естественно произносить слова английского языка, в том числе применительно к новому языковому материалу. Выпускник на углублённом уровне получит возможность научиться: -передавать смысловые нюансы высказывания с помощью соответствующей интонации и логического ударения. Орфография и пунктуация Выпускник на углублённом уровне научится: -соблюдать правила орфографии и пунктуации, не допуская ошибок, затрудняющих понимание. Выпускник на углублённом уровне получит возможность научиться: -создавать сложные связные тексты, соблюдая правила орфографии и пунктуации, не допуская ошибок, затрудняющих понимание. Лексическая сторона речи Выпускник на углублённом уровне научится: -использовать фразовые глаголы по широкому спектру тем, уместно употребляя их в соответствии со стилем речи; -узнавать и использовать в речи устойчивые выражения и фразы (collocations); -распознавать и употреблять в речи различные фразы-клише для участия в диалогах/полилогах в различных коммуникативных ситуациях; -использовать в пересказе различные глаголы для передачи косвенной речи (reporting verbs — he was asked to…; he ordered them to…). Выпускник на углублённом уровне получит возможность научиться: - узнавать и употреблять в речи широкий спектр названий и имён собственных в рамках интересующей тематики; - использовать термины из области грамматики, лексикологии, синтаксиса; - узнавать и употреблять в письменном и звучащем тексте специальную терминологию по интересующей тематике. Грамматическая сторона речи Выпускник на углублённом уровне научится: - употреблять в речи артикли для передачи нюансов; -использовать в речи широкий спектр прилагательных и глаголов с управлением; - употреблять в речи все формы страдательного залога; - употреблять в речи сложное дополнение (Complex Object); - использовать широкий спектр союзов для выражения противопоставления и различия в сложных предложениях; - использовать в речи местоимения one и ones; - использовать в речи фразовые глаголы с дополнением, выраженным личным местоимением; -употреблять в речи модальные глаголы для выражения догадки и предположения (might, could, may); - употреблять в речи инверсионные конструкции; -употреблять в речи условные предложения смешанного типа (mixed conditionals); - употреблять в речи эллиптические структуры; - использовать степени сравнения прилагательных с наречиями, усиливающими их значение (intensifiers, modifiers); - употреблять в речи формы действительного залога времён Future Perfect и Future Continuous; - употреблять в речи времена Past Perfect и Past Perfect Continuous; - использовать в речи причастные и деепричастные обороты (participle clauses); - использовать в речи модальные глаголы для выражения возможности или вероятности в прошедшем времени (could + have done; might + have done). Выпускник на углублённом уровне получит возможность научиться: - использовать в речи союзы despite/in spite of для обозначения контраста, а также наречие nevertheless; - распознавать в речи и использовать предложения с as if/as though; - распознавать в речи и использовать структуры для выражения сожаления (It’s time you did it/I’d rather you talked to her/You’d better…); - использовать в речи широкий спектр глагольных структур с герундием и инфинитивом; - использовать в речи инверсию с отрицательными наречиями (Never have I seen…/Barely did I hear what he was saying…); - употреблять в речи страдательный залог в Past Continuous и Past Perfect, Present Continuous, Past Simple, Present Perfect. Лексическая сторона речи Распознавание и использование в речи устойчивых выражений и фраз (collocations) в рамках тем, включённых в раздел «Предметное содержание речи». Распознавание и употребление широкого спектра лексических единиц, связанных с выбранным профилем. Распознавание и употребление в речи пословиц, идиом, крылатых выражений. 10 класс 1. Объём лексического материала в 10 классе составляет более 2400 единиц, из них 200–250 новых лексических единиц для продуктивного усвоения. 2. Основные словообразовательные средства: - словосложение по модели Adj/N/Adv + PartI (easy-going, heartbreaking, well-meaning); - словосложение по модели N/Adv + PartII (horse-drawn, well-paid); - словосложение по модели Adj/Num + N + -ed (blue-eyed, four-legged); - словосложение с использованием количественных и порядковых числительных (fiveyear-old, twelve-inch, first-rate, second-hand); - деривационное словообразование с помощью префиксов различной семантики: anti- (antiwar), dis- (disloyal), mis- (misbehave), out- (outdo), over(overdo), pre- (prehistoric), un- (unfasten), under- (underdeveloped); - конверсия для образования глаголов от существительных, обозначающих животных (аре — to аре, dog — to dog, duck — to duck); - сокращение лексических единиц (exam — examination), в том числе с помощью создания аббревиатур (тр, рс, etc.). 3. Фразовые глаголы (to die away, to die out, to die down, to die for; to carry on, to carry out, to carry through; to rub along, to rub down, to rub in, to rub out; to stick out, to stick to, to stick together, to stick up for sth, to stick with). 4. Синонимы (lump — piece, require — demand, seek (for) — look for, feast — holiday, feast — meal, pupil — disciple, smell — scent — aroma — reek, strange — queer — odd, to reflect — to brood, to stay — to remain, fee(s) — salary, fat — stout, very — pretty). 5. Сложные с точки зрения значения и употребления лексические единицы (shadow — shade, victim — sacrifice, accord — discord, affect — effect, in spite (of) — despite). 11 класс 1. Объём лексического материала к окончанию 11 класса должен составлять более 2800 единиц, из них 200–250 новых лексических единиц для продуктивного усвоения. 2. Основные словообразовательные средства: - образование сложных прилагательных по моделям: Adj + Part I (easy-going, smart-looking), N + Part I (heart-breaking, progress-making), Adv + Part I (fastdeveloping, well-meaning), N + Part II (poverty-stricken, horse-drawn), Adv + Part II (well-paid, well-fed), Adj + N + -ed (blue-eyed, broad-shouldered), Num + N + -ed (three-headed, four-legged); - префиксальное образование лексических единиц; семантика префиксов (anti-, dis-, mis-, out-, over-, pre-, un-, under-); словообразовательные гнёзда (confide, confident, confidential, confidence). 3. Образование глаголов по конверсии: использование порядковых и количественных числи тельных при образовании сложных прилагательных (a fiveyear-old boy, a two-liter car, a four-hour meeting, a first-rate film). 4. Знакомство с так называемыми ложными друзьями переводчика (agitator — подстрекатель, extravagant — расточительный, accurate — точный). 5. Сокращение как словообразовательный процесс и как его результат; различные способы создания сокращений (phone, doc, fridge, the UN). 6. Полисемантичная лексика (background — 1) фон, 2) происхождение, воспитание; alight — 1) сойти, сходить, 2) садиться, сесть, опуститься; crisp — 1) хрустящий, 2) чистый, свежий; delicious — 1) вкусный, 2) восхитительный). 7. Лексика, управляемая предлогами при функционировании (in annoyance, to one’s annoyance, to be indignant at/over sth, on/against the background, to be confident of sth etc.). 8. Устойчивые словосочетания, фразеологизмы (to cry for the moon, to have a fever, to come to the point, to trifle with sb, to put up somewhere). 9. Синонимические ряды (cry — sob — weep, long — yearn — wish, walk — wander — stroll — march — stride — creep — shuffle — stagger — swagger — trudge, work — labour — toil, customer — client, ponder — reflect — consider — meditate – contemplate — muse etc.). 10. Лексика, представляющая трудности при её использовании (take — bring — fetch, amiable — amicable, kind — kindly (adv) — kindly (adj), lean — lend, despise (v) — contempt (n), teacher — tutor). 11. Фразовые глаголы (to hit back, to hit on (upon), to hit out, to hit (up) for, to carry away, to carry on, to carry out, to carry over, to carry through, to tear apart, to be torn between, to tear off, to tear up). Грамматическая сторона речи Распознавание и употребление в речи основных синтаксических конструкций в соответствии с коммуникативной задачей. Распознавание и употребление в речи коммуникативных типов предложений, как сложных (сложносочинённых, сложноподчинённых), так и простых. Распознавание и использование в речи различных союзов и средств связи (to begin with, as follows, in conclusion). Распознавание и употребление в устной и письменной коммуникации различных частей речи. Употребление в речи эмфатических конструкций. Употребление в речи предложений с конструкциями … as; not so … as; either … or; neither … nor. Распознавание и употребление в речи инверсии. Распознавание и употребление в речи широкого спектра глагольных структур. 10 класс Морфология 1. Имя существительное - особенности употребления нарицательных имён существительных: a) оканчивающихся на -ics (athletics, gymnastics, linguistics, mathematics, physics etc.); b) имеющих омонимичные формы для единственного и множественного числа (headquarters, means, series, species); c) имеющих семантические различия в зависимости от числа, в котором используется имя существительное air/airs (air — воздух; airs — манерность), custom/customs (custom — обычай, customs — таможня); d) употребляющихся во множественном числе для передач и единого концепта (belongings, brains, clothes, earnings, looks, lodgings, stairs, outskirts); - особенности употребления собирательных имён существительных: a) сочетающихся с глаголом только во множественном числе (people, cattle, the clergy, the police, the military); b) сочетающихся с глаголом как в единственном, так и во множественном числе (audience, class, club, committee, company, council, crew, crowd, family, gang, government, group, staff, team). 2. Местоимение - местоимение one/ones и особенности его употребления. 3. Имя прилагательное - адъективные единицы, используемые только в функции предикатива (afloat, afraid, alright, alike, alive, alone, ashamed, asleep, awake); - изменение значения прилагательных в зависимости от препозитивного или постпозитивного употребления по отношению к имени существительному (the concerned (= worried) doctor; the doctor concerned (= responsible)); - порядок следования прилагательных в атрибутивных цепочках (a beautiful big old oval brown Turkish carpet). 4. Наречие - наречия для выражения отношения говорящего к предмету высказывания (generally, normally, hopefully, evidently, clearly, frankly, honestly, briefly). 5. Глагол - транзитивные (переходные) глаголы; предлоги to и for для введения прямого и косвенного дополнения в предложения с подобными глаголами (to hook/buy/cook etc. Sth for sb; to give/lend/offer etc.); возможность некоторых глаголов функционировать в качестве переходных и непереходных (Eugene opened the door. The door opened. She is cooking fish. The fish is cooking.); - структуры с глаголом have + V/V-ing: a) have + object + V (They had us clean the floor.); b) have + object + V (We’ll have you dancing professionally in six months.); c) won’t/can’t + have + object + V (I won’t have you sitting (sit) about.). 6. Междометия - междометия как единицы для выражения эмоциональных и эмоциональноволевых реакций на окружающую действительность (Oh! Oh, по! My! Ouch! Оh wow!) 11 класс Синтаксис 1. Понятие о предложении: утвердительное, вопросительное, побудительное и восклицательное предложения; знаки препинания: точка, вопросительный и восклицательный знаки. 2. Понятие о членах предложения: подлежащее (subject), простое глагольное и составное именное сказуемое (verbal and nominal predicate), различные виды дополнений (direct and indirect object) и обстоятельств (adverbial modifiers of place, time and manner). 3. Понятие о простом (simple), сложносочинённом (compound) и сложноподчинённом (complex) предложениях; особенности порядка слов в английском предложении, связанные с его фиксированным характером. 4. Типы придаточных предложений: придаточные дополнительные (reported clauses), придаточные определительные (relative clauses), придаточные обстоятельственные (adverbial clauses). 5. Различия между придаточными дополнительными, вводимыми словами what и that (I know that he has arrived. vs. I know what to do.). 6. Придаточные определительные и их место в предложении; использование союзов и союзных слов who, whom, that в придаточных определительных. 7. Идентифицирующие (identifying) и неидентифицирующие (nonidentifying) придаточные определительные предложения (The girl who is speaking on the phone is my niece. Alice, who is speaking on the phone, is coming with us.); невозможность использования союзного слова that в неидентифицирующих придаточных и необходимость выделения последних запятыми. 8. Придаточные определительные, относящиеся ко всему главному предложению (Не didnot apologise, which upset me.). 9. Использование слов whose и of which в придаточных определительных в случаях, когда придаточное относится к неодушевлённому существительному (The house whose roof Icould see from the distance. (... the roof of which...)). 10. Место обстоятельственных придаточных в предложении и их типы (time clause, conditional clause, purpose clause, reason clause, result clause, concessive clause, place clause, clause of manner). 11. Способы образования придаточных цели; различия в употреблении in order that, so и so that и so as to в придаточных цели (I’ve come here in order that (so/so that) you don’t feel lonely. vs. I’ve come here so as to collect some papers.). 12. Особенности придаточных причины со словами incase и just in case, отсутствие в них будущего времени; смысловое различие между придаточными с if (if-clauses) и придаточными с incase (in-case clauses). 13. Особенности употребления глагольных форм в придаточных времени при выражении будущности. 14. Отсутствие слова when в придаточных времени, начинающихся со слов every time. Пунктуация 1. Общее представление о знаках препинания в английском языке. 2. Правила использования заглавной буквы (в сопоставлении с русским языком) 3. Правила использования точки в сокращениях и аббревиатурах. 4. Основные правила использования запятой: - при перечислении; - при использовании прямой речи; - в сложноподчинённых предложениях, где придаточное предложение предшествует главному, и для выделения неидентифицирующих придаточных; - для отделения вводных слов и словосочетаний; - некоторые различия в использовании запятых в британском и американском вариантах английского языка. 5. Основные правила употребления двоеточия: - при перечислении; - в сложносочинённом предложении, где второе предложение называет причину того, о чём говорится в первом. 6. Основные правила использования точки с запятой в сложносочинённых предложениях. Формы и виды контроля уровня достижений обучающихся и критерии оценки. Контроль и оценка деятельности обучающихся СОО проводится по балльно – рейтинговой технологии оценивания согласно локальному нормативному акту «Положение об осуществлении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся». Оценка учебной деятельности обучающихся, фиксация результатов при всех видах контроля и механизм функционирования рейтинговой системы для всех участников образовательного процесса прописаны в Инструкциях Положения. Формами текущего контроля являются: письменная проверка - домашние, проверочные, контрольные, творческие работы, комплексные диагностические работы, письменные ответы на вопросы, тестирование (в том числе с использованием информационнотелекоммуникационных технологий), сочинения, эссе, изложения, диктанты, рефераты, задания на основе текста; устная проверка - устный ответ на один или систему вопросов в форме рассказа, беседы, собеседования, выразительное чтение (в том числе наизусть), пересказ текста, доклады, сообщения, защита проекта, публичное выступление, дифференцированный зачет; комбинированная проверка - сочетание письменных и устных форм. В качестве видов контроля выделяются: а) на уровне школы: текущий контроль на каждом занятии, объектами которого могут быть как виды речевой деятельности, так и лексические и грамматические навыки школьников; диагностическое тестирование по прохождению темы; промежуточная аттестация по итогам полугодия и годовая промежуточная аттестация. Промежуточная аттестация в 10-11 классах на углублённом уровне представляет собой проведение экзамена в формате ЕГЭ; б) государственная итоговая аттестация в конце курса обучения в формате ЕГЭ Экзаменационная работа по английскому языку состоит из двух частей: письменной и устной. Всего заданий – 44, из них: по типу заданий: заданий с выбором и записью ответа – 21; заданий на установление соответствия позиций, представленных в двух множествах, – 4; заданий на заполнение пропуска в связном тексте – 13; заданий открытого типа с развернутым ответом – 6; по уровню сложности: Базовый – 19; Повышенный – 2; Высокий – 23. Задания в экзаменационной работе располагаются по возрастающей степени трудности внутри каждого раздела работы. Максимальный балл за работу – 100. Оценивание производится согласно принятым критериям и схемам оценивания выполнения заданий. Время выполнения заданий письменной части работы – 180 мин, устной части работы – 15 мин. Общее время выполнения работы – 195 мин. Письменная часть состоит из четырёх разделов «Аудирование», «Чтение», «Грамматика и лексика», « Письмо», включающих в себя 40 заданий. На выполнение работы отводится 3 часа (180 минут). Ответы записываются в виде одной цифры, которая соответствует номеру правильного ответа (задания 3–9, 12– 18 и 32–38), в виде последовательности цифр ( задания 1, 2, 10, 11), в виде слова или нескольких слов (задания 19–31). В аудировании и чтении проверяется сформированность умений как понимания основного содержания письменных и звучащих текстов, так и полного понимания соответствующих текстов. Кроме того, в разделе «Чтение» проверяется понимание структурно-смысловых связей в тексте, а в разделе «Аудирование» – понимание в прослушиваемом тексте запрашиваемой информации или определение в нем ее отсутствия. Раздел 1«Аудирование» содержит 9 заданий (рекомендуемое время выполнения - 30 мин): задание 1 установление соответствия между высказываниями каждого говорящего A–F и утверждениями, данными в списке; задание 2 - установление соответствия утверждений А–G содержанию диалога (1 – True, 2 – False, 3 – Not stated); задания 3 – 9 выбор ответа из предложенных согласно прослушанному интервью. Раздел 2 «Чтение» содержит 9 заданий (рекомендуемое время выполнения – 30 мин): задание 10 - установление соответствия между текстами A–G и заголовками 1–8; задание 11 - заполнение пропусков в тексте A–F частями предложений, обозначенными цифрами 1–7; задания 12-18 - выбор правильного ответа из предложенных 1, 2, 3 или 4. Раздел 3 «Грамматика и лексика» содержит 20 заданий. Рекомендуемое время выполнения - 40 мин. В разделе «Грамматика и лексика» проверяются навыки оперирования грамматическими и лексическими единицами на основе предложенных текстов: задания 19-25 на заполнение пропуска в связном тексте путем преобразования предложенной начальной формы слова в нужную грамматическую форму; задания 26-31 на заполнение пропуска в связном тексте путем образования родственного слова от предложенного опорного слова; задания 32-38 выбор правильного ответа из предложенных 1, 2, 3 или 4. Раздел 4 («Письмо») состоит из 2 заданий. Рекомендуемое время на выполнение заданий этого раздела работы – 80 мин. В разделе «Письмо» контролируются умения создания различных типов письменных текстов: задание 39 - написание личного письма, задание 40 - написание письменного высказывания с элементами рассуждения по предложенной проблеме «Ваше мнение». Устная часть КИМ ЕГЭ по английскому языку включает в себя 4 задания, которые проверяют произносительные навыки и речевые умения выпускника. Каждое последующее задание выдаётся после окончания выполнения предыдущего задания. Время на подготовку каждого задания 1,5 минуты. Задание 1 – чтение вслух небольшого текста научно-популярного характера. Задание 2 - ознакомиться с рекламным объявлением и задать пять вопросов на основе ключевых слов. Задание 3 –описание одного фото из трёх предложенных на основе плана. Задание 4 – сравнение двух фотографий на основе предложенного плана. Содержание образования в 10- 11-х классах Речевые умения Предметное содержание речи Социально-бытовая сфера – повседневная жизнь и быт, семейные традиции и межличностные отношения в разных культурах Проблемы экологии и здоровья. Социально-культурная сфера – проблемы города и села. Научнотехнический прогресс, его перспективы и последствия. Роль молодежи в современном обществе, ее интересы и увлечения. Культурно-исторические особенности своей страны и стран изучаемого языка. Вклад России и стран изучаемого языка в развитие науки и мировой культуры. Великие исторические события прошлого и современности. Проблемы современного общества. Учебно-трудовая сфера – современный мир профессий. Рынок труда и выбор будущей профессии. Роль владения иностранными языками в современном мире. Возможности и перспективы самообразования. Новые информационные технологии. Виды речевой деятельности Говорение Диалогическая речь Cовершенствование умений: - вести все виды диалога и комбинировать их на основе расширенной тематики в различных ситуациях официального и неофициального общения, а также в ситуациях профессионально-ориентированного общения; - вести полилог, в том числе в форме дискуссии, с соблюдением норм речевого этикета, принятых в стране/странах изучаемого языка. Развитие умений: участвовать в беседе, запрашивать и обмениваться информацией, высказывать и аргументировать свою точку зрения, расспрашивать собеседника, уточняя интересующую информацию, брать на себя инициативу в разговоре, вносить пояснения/дополнения, выражать эмоции различного характера. Монологическая речь Развитие умений публичных выступлений, таких как: сообщение, доклад, представление результатов проектно-исследовательской деятельности, ориентированной на выбранный профиль. Развитие умений: подробно/кратко излагать прочитанное/прослушанное/увиденное; давать характеристику литературных персонажей и исторических личностей, описывать события, излагать факты, представлять социокультурный портрет своей страны и стран изучаемого языка; высказывать и аргументировать свою точку зрения; делать выводы; оценивать факты/события современной жизни. Аудирование Дальнейшее развитие слушания и понимания (с различной степенью полноты и точности) высказываний собеседника, а также содержания различных аутентичных аудио- и видеотекстов: - понимание основного содержания аудио- и видеотекстов в рамках знакомой тематики, в том числе профильной, или в области личных интересов; - выборочное понимание значимой/интересующей информации из иноязычных аудио- и видеотекстов; - относительно полное понимание речи носителей изучаемого языка в наиболее типичных ситуациях повседневного общения. Развитие умений: определять тему/проблему; выделять факты/примеры/аргументы в соответствии с поставленным вопросом/проблемой; обобщать содержащуюся в тексте информацию, определять свое отношение к ней. Чтение Совершенствование чтения и понимания (с различной степенью точности и полноты) аутентичных текстов различных стилей: научно-популярных, публицистических, художественных, прагматических, в том числе связанных с тематикой выбранного профиля, с использованием различных стратегий / видов чтения: -ознакомительного чтения – с целью понимания основного содержания сообщений, обзоров, интервью, репортажей, публикаций научно-познавательного характера, отрывков из произведений художественной литературы; -изучающего чтения – с целью полного понимания информации прагматических текстов, публикаций научно-популярного характера, отрывков из произведений художественной литературы; просмотрового/поискового чтения – с целью извлечения необходимой/искомой информации из текста статьи или нескольких статей, проспектов. Развитие умений: выделять необходимые факты/сведения, отделять основную информацию от второстепенной, определять временную и причинноследственную взаимосвязь событий, прогнозировать развитие/ результат излагаемых фактов/событий, обобщать описываемые факты/явления; определять замысел автора, оценивать важность/новизну/достоверность информации, понимать смысл текста и его проблематику, используя элементы анализа текста; отбирать значимую информацию в тексте /ряде текстов для решения задач проектно-исследовательской деятельности. Письменная речь Развитие умений писать личное и деловое письмо, сообщать сведения о себе в форме, принятой в стране изучаемого языка (автобиография/резюме, анкета, формуляр), излагать содержание прочитанного/прослушанного иноязычного текста, писать тезисы, рефераты, обзоры прочитанного/прослушанного/просмотренного, использовать письменную речь на иностранном языке в ходе проектно-исследовательской работы. Развитие умений: описывать события/факты/явления; сообщать/запрашивать информацию; выражать собственное мнение/суж-дение; кратко передавать содержание несложного текста; фиксировать необходимую информацию из прочитанного/прослушанного/ увиденного; составлять тезисы или развернутый план выступления; обобщать информацию, полученную из разных источников, в том числе в русле выбранного профиля. Перевод Развитие профильно-ориентированных умений письменного перевода текстов, связанных с тематикой профиля, с иностранного языка на русский язык. Социокультурные знания и умения Расширение объема лингвострановедческих и страноведческих знаний за счет новой тематики и проблематики речевого общения с учетом специфики выбранного профиля: углубление знаний о стране/странах изучаемого языка, их науке и культуре, исторических и современных реалиях, общественных деятелях, месте этих стран в мировом сообществе, мировой культуре, взаимоотношениях с нашей страной; расширение объема лингвистических и культуроведческих знаний, навыков и умений, связанных с адекватным использованием языковых средств и правил речевого и неречевого поведения в соответствии с нормами, принятыми в странах изучаемого языка. Языковые знания и навыки Овладение основами знаний о системе изучаемого языка и следующими языковыми знаниями и навыками (рецептивными и продуктивными). Орфография Совершенствование орфографических навыков, в том числе применительно к новой лексике, связанной с выбранным профилем. Произносительная сторона речи Совершенствование ранее сформированных слухо-произносительных и ритмико-интонационных навыков. Лексическая сторона речи Увеличение объема продуктивного и рецептивного языкового материала, используемых идиоматических выражений, синонимов, антонимов, оценочной лексики, единиц речевого этикета, обслуживающих ситуации общения в рамках отобранных тем, в том числе профильно-ориентированных. Расширение объема потенциального словаря. Развитие и совершенствование соответствующих лексических навыков. Грамматическая сторона речи Расширение объема знаний о значении глагольных форм (видо-временных, неличных), средств выражения модальности, способов выражения условия, предположения, причины, следствия, побуждения к действию. Развитие и совершенствование соответствующих грамматических навыков за счет перехода части рецептивного грамматического материала (предназначенного только для понимания при чтении) в продуктивный. Систематизация изученных грамматических средств. Компенсаторные умения Расширение объема умений в использовании имеющегося иноязычного речевого опыта для преодоления трудностей общения, вызванных дефицитом языковых средств; развитие умений: использовать паралингвистические (внеязыковые) средства, структуру текста, риторические приемы, справочный аппарат (комментарии, сноски); прогнозировать содержание текста по предваряющей информации (заголовку, началу); понимать значение неизученных языковых средств на основе лингвистической и контекстуальной догадки; использовать переспрос для уточнения понимания; использовать перифраз/толкование, синонимы, эквивалентные замены для дополнения, уточнения, пояснения мысли. Учебно - познавательные умения Развитие специальных учебных умений, обеспечивающих освоение языка и культуры: поиск и выделение в тексте новых лексических средств, соотнесение средств выражения и коммуникативного намерения говорящего/пишущего, анализ языковых трудностей текста с целью более полного понимания смысловой информации, группировка и систематизация языковых средств по определенному признаку (формальному, коммуникативному); заполнение обобща-ющих схем/таблиц для систематизации языкового материала, интерпретация лингвистических и культуроведческих фактов в тексте; умение пользоваться словарями различных типов, современными информационными технологиями. № 1 2 3 Тематическое планирование курса 10 класс Название раздела Количество часов 48 Man the Creator 48 Man the Believer 60 Man the Child of Nature 4 № 1 2 3 4 54 Man the Seeker of Happiness итого 210 Тематическое планирование курса 11 класс Название раздела Количество часов 48 Sounds of Music 48 Town and its Architecture 60 Wonders of the World 48 Man as the Greatest Wonder of the World итого 204 10 класс 1.Изобразительное искусство (Man the Creator) Человек — творец прекрасного; известные художники прошлого: Леонардо да Винчи, Рафаэль, Дега, Ренуар, Айвазовский, Иванов, Саврасов, Левитан, Серебрякова и др.; материалы для создания художественных произведений; классическое и современное искусство; что мы видим на живописных полотнах; наиболее популярные жанры живописи; основные характеристики живописных произведений; достоинства произведений живописи; искусство фотографии; влияние искусства на человека. 2. Основные мировые религии (Man the Believer) Ведущие мировые религии — христианство, ислам, буддизм; ведущие ветви христианства; религия в Китае; конфуцианство; религиозные символы, праздники, обряды; места поклонения верующих; священные книги; священные здания; языческие верования древнего человека: древнегреческие и древнеримские легенды; мифы древних народов Севера; суеверия людей; во что мы верим; атеистические воззрения людей. 3. Экологические проблемы современности (Man the Child of Nature) Основные экологические проблемы современности; влияние человека на состояние окружающей среды; состояние природных ресурсов в наше время; энергетические проблемы в мире; нехватка воды; изменение климата в исторической перспективе; техногенные катастрофы; лесные пожары; международные организации по защите растительного и животного мира, по решению экологических проблем; природные катаклизмы — извержения вулканов, ураганы, цунами, торнадо, штормы, сходы снежных лавин, землетрясения; возможные пути решения экологических проблем. 4. Мироощущение личности. Взаимоотношения с другими людьми. Понятие счастья (Man the Seeker of Happiness) Человек в поисках счастья; оптимисты и пессимисты; счастье в понимании различных сообществ; проблема выбора: альтернативные решения, создание счастья собственными руками для других и для себя; семья и счастье; достаток и счастье; любимое дело и счастье; дружба и любовь в жизни человека; философия счастья у разных людей. 11 класс 1.Музыка в жизни человека (Sounds of Music) Первые специально созданные человеком музыкальные произведения; средневековая музыка; музыка эпохи Возрождения; классические и романтические музыкальные произведения; музыкальный плюрализм XX века; музыкальные инструменты; известные исполнители; известные композиторы и их произведения. 2. Проблемы современного города, городская архитектура (Town and its Architecture) Архитектура как древний вид искусства; архитектурные стили: древнеегипетский, древнегреческий, византийский, романский, готический и др.; архитектура города, принципы красоты и функциональности; проблемы современного города; мегаполис XX и XXI веков; преимущества и недостатки жизни в большом городе; виды городских построек; выдающиеся архитекторы России и Европы и их великие творения; органическая архитектура Ллойда Райта; интерьер и оформление зданий. 3. Рукотворные и нерукотворные чудеса планеты (Wonders of the World) Чудеса природы и рукотворные чудеса в разных странах мира; разнообразие чудес на планете; семь чудес света — великие достижения народов древнего Средиземноморья и Ближнего Востока; пирамиды Гизы — единственное из сохранившихся до наших дней чудо Древнего мира; висячие сады Семирамиды, статуя Зевса, Александрийский маяк, Колосс Родосский, Мавзолей в Галикарнасе, храм Артемиды; семь новых чудес света: международный проект XX века; победители проекта; рукотворные и нерукотворные чудеса России; язык как одно из наиболее загадочных явлений на свете. 4. Личность человека в её лучших проявлениях (Man as the Greatest Wonder of the World) Человек как величайшее чудо природы; творческий потенциал человека; человек — создатель живописных, литературных, музыкальных и других художественных произведений; человек — хранитель информации и организатор созидательной деятельности; передача знаний от поколения к поколению; великие достижения человека в материальном мире; духовная жизнь людей; любовь, сострадание, преданность, самопожертвование как важные составляющие человеческой личности; героические поступки людей; толерантность в современном мире; врождённые и приоб ретённые качества человеческой натуры; вдохновение, воображение и иные качества людей; эгоизм и иные отрицательные качества, свойственные людям; развитие человека в исторической перспективе. Направления проектной деятельности обучающихся 10 класс 1. Man the Creator- Изобразительное искусство 2. Man the Believer- Основные мировые религии 3. Man the Child of Nature – Экологические проблемы современности 4. Man the Seeker of Happiness –Мироощущение личности. Взаимоотношения с другими людьми. Понятие счастья 11 класс 1. Sounds of Music – Музыка в жизни человека 2. Town and its Architecture – Проблемы современного города, городская архитектура 3. Wonders of the World – Рукотворные и нерукотворные чудеса планеты 4. Man as the Greatest Wonder of the World – Личность человека в её лучших проявлениях Требования к уровню подготовки обучающихся В результате изучения иностранного языка на уровне углубленного изучения языка обучающийся должен знать/понимать: - значения новых лексических единиц, связанных с тематикой данного этапа и с соответствующими ситуациями общения; - языковой материал: идиоматические выражения, оценочную лексику, единицы речевого этикета, обслуживающие ситуации общения в рамках новых тем, в том числе профильно-ориентированных; - новые значения изученных глагольных форм (видо-временных, неличных), средств и способов выражения модальности, условия, предположения, причины, следствия, побуждения к действию; - лингвострановедческую и страноведческую информацию, расширенную за счет новой тематики и проблематики речевого общения, с учетом выбранного профиля; уметь: говорение - вести диалог (диалог-расспрос, диалог-обмен мнениями/суждениями, диалог-побуждение к действию, этикетный диалог и их комбинации) официального и неофициального характера в бытовой, социокультурной и учебно-трудовой сферах, используя аргументацию, эмоционально-оценочные средства; - рассказывать, рассуждать в связи с изученной тематикой, проблематикой прочитанных/прослушанных текстов, описывать увиденное/фото, сравнивать и сопоставлять, описывать события, излагать факты, делать сообщения, в том числе связанные с тематикой выбранного профиля; - создавать словесный социокультурный портрет своей страны и стран/страны изучаемого языка на основе разнообразной страноведческой и культуроведческой информации; аудирование - понимать относительно полно (общий смысл) высказывание на изучаемом иностранном языке в различных ситуациях общения; - понимать основное содержание аутентичных аудио- или видео-текстов познавательного характера на темы, связанные с личными интересами или с выбранным профилем, выборочно извлекать из них необходимую информацию; - оценивать важность/новизну информации, передавать свое отношение к ней; чтение - читать аутентичные тексты разных стилей (публицистические, художественные, научно-популярные, прагматические, а также несложные специальные тексты, связанные с тематикой выбранного профиля), используя основные виды чтения (ознакомительное, изучающее, просмотровое/ поисковое) в зависимости от коммуникативной задачи; письменная речь - описывать явления, события, излагать факты в письме личного и делового характера; заполнять различные виды анкет, сообщать сведения о себе в форме, принятой в стране/странах изучаемого языка; составлять письменные материалы, необходимые для презентации результатов проектной деятельности; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - успешного взаимодействия в различных ситуациях общения, в том числе профильно-ориентированных; соблюдения этикетных норм межкультурного общения; - расширения возможностей использования новых информационных технологий в профессионально-ориентированных целях; - расширения возможностей трудоустройства и продолжения образования; - участия в профильно-ориентированных Интернет-форумах, межкультурных проектах, конкурсах, олимпиадах; - обогащения своего мировосприятия, осознания места и роли родного и иностранного языков в сокровищнице мировой культуры. Состав УМК «Английский язык» 1. Афанасьева О. В. Английский язык. X класс: учеб. для общеобразовательных организаций: углубл. уровень / О. В. Афанасьева, И. В. Михеева. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2018. – 222 с.: ил. – ISBN 978-5-09057346-7 2. Афанасьева О. В. Английский язык. XI класс: учеб. для общеобразовательных организаций: углубл. уровень / О. В. Афанасьева, И. В. Михеева. – 5-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2019. – 254 с.: ил. – ISBN 978-509-072170-7 3. аудиокурсы к учебнику (X класс, XI класс) 5. книга для учителя (X класс, XI класс) 6. контрольные задания 7. интернет-поддержка www.prosv.ru/umk/vereshchagina дополнительная литература 1. Сборник тестов для подготовки к ЕГЭ по английскому языку “Practice Tests for the Russian State Exam”.-M. Verbitskaya, M. Mann, S. TayloreKnowles. «Longman» 2. Английский язык. ЕГЭ ФИПИ Электронные ресурсы www.fipi.ru Тренажер устной части ЕГЭ: https://speaking.svetlanaenglishonline.ru/ Словари: http://www.multitran.ru/ http://www.wooordhunt.ru/